Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сравнение понятийно-терминологических аппаратов.




Сопоставление понятий и терминов разных школ – необходимое условие понимания истинных, а не чисто словесных различий в подходах к решению проблемы. Например, направление, которое выше названо «духовным гуманизмом» вообще не использует термин «гуманизм», и его принадлежность к гуманистическим концепциям можно установить лишь из анализа содержания, а не терминов, в которых оно излагается. Главные понятия этого направления – «дух», «духовность». Дух понимается как «высшее состояние материи… взаимообусловленное единство универсальных способностей человека: мышления, чувства и воли. И никакой мистики». Задача Института духа формулируется так: «Институт духа – это школа духовности, где учатся на ЧЕЛОВЕКА и учат учить других человеческой жизни». Цель журнала «Школа духовности»: «Основная идея журнала – раскрыть читателю сущность человеческого духа – духовность, и показать путь, проходя который понятие духовности превращается в образ жизни и социальную действительность».

Понятие духа не связывается с мистикой, но связывается с богом: «В чем же заключается смысл человеческой жизни, а следовательно, и смысл педагогики? В раскрытии Бога в человеке, в развитии триединого смысла триединого человеческого духа как образа и подобия Божия. Для мышления этим смыслом будет истина. Для чувства – моральность и красота. Для воли – добро». Такое понимание смысла человеческой жизни может вызвать протест против причисления данного направления к гуманизму и со стороны гуманистов, понимающих гуманизм как противопоставление человеческого начала божественному, и со стороны тех, кто отдает приоритет божественому началу. Но если определить гуманизм как учение, принимающее в качестве главного жизненного постулата «золотое правило» поведения, тогда «духовный гуманизм» можно рассматривать как своеобразную религиозную разновидность гуманизма.

Светский гуманизм и социал-гуманизм терминологически близки друг другу. В про­граммной статье «О текущем моменте, о гуманизме в России и проблемах РГО» говорится: «Гуманность как позитивное, созидательное качество и способность человека всегда жива и со­циально преобладает, иначе род человеческий давно бы деградировал…». Это соответствует пониманию гуманности как любых действий, способствующих удовлетворению потребностей и развитию способностей людей. Светский гуманизм ориентиро­ван на «реальную гуманизацию социальной и культурной атмосферы в нашей стране». В аналогичном смысле используется термин «гуманизация» в концепции социал-гуманизма.

Сложнее обстоит дело с термином «гуманизм». В концепции социал-гуманизма ему придан простой смысл: гуманизм – это теория гуманизации общества. В концепции светского гуманизма «окончательный смысл этого понятия – величина искомая, всегда лежащая на острие мысли теоретиков гуманизма, его исследователей». Аналогичная ситуация с понятием «дух»: «Дать ответы на фундаментальные вопросы человеческого бытия: что такое дух, в чем его смысл и как его воспитать в человеке – и есть главное дело Института духа». Таким образом, исходные понятия характеризуют постановку задачи (или иначе: постановка задачи предопределяет исходные понятия).

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...