Заключительные замечания
Многое содержащееся в Манифесте 2000 выглядит как некая утопия, в ряде пунктов не более чем декларация о намерениях в сочетании с благими пожеланиями. Мы, конечно, это прекрасно понимаем и думаем, что это понимают и составители текста Манифеста 2000. Гуманистическое движение имеет, однако, глубокие исторические корни и, как мы видели выше в разделах 1 и 2, даже в организационном отношении носит международный характер. Опубликованный накануне нового столетия, Гуманистический Манифест 2000: Призыв к новому планетарному гуманизму вызвал широкий общественный резонанс и был опубликован в большинстве стран мира. Его подписали и поддерживают многие ученые и общественные деятели современности, а также различные демократические и правозащитные международные и национальные организации. Да, Манифест 2000 – это в известной мере декларация о намерениях. Да, до осуществления многого, чего мы хотим, о чем мечтаем, еще очень далеко. Но нельзя идти вперед, не зная и не видя цели, как бы далеко она ни была. Скепсис, ирония и насмешки, не говоря уже об охаивании, неконструктивны и обычно служат лишь для оправдания беспринципности и бездеятельности. В преломлении к нашей действительности, мы надеемся, что Манифест 2000 наведет на серьезные размышления относительно гуманизма и демократии в России, о ее месте в мировой семье народов. Россия вступает в XXI век далеко не в лучшем своем состоянии. ХХ век – это, по-видимому, и самое динамичное, и самое драматичное столетие в ее истории. Многие сегодня поддаются настроениям апатии и пессимизма и в поисках решения своих проблем обращаются не к будущему, а к прошлому. Но известно, что оно учит, как правило, только тому, чему мы желаем научиться, и преимущественно говорит нам о том, что может подтвердить настроения и ожидания, с которыми мы обращаемся к истории. Другое дело настоящее. Здесь недостаточно искать того, что оправдывает наши убеждения. Люди в настоящем живут, действуют. И чтобы наша жизнь была достойной в наших же собственных глазах, мы должны искать те позитивные факты и процессы, которые мы имеем здесь и теперь. Перед лицом бесконечной череды безобразий и преступлений, кажется утопичным говорить о каких-то ободряющих перспективах. Тем не менее, они есть. И о них необходимо говорить не просто для того, чтобы описать их, но для того, чтобы, опираясь на них действовать, делать дело. Такова гуманистическая, жизнеутверждающая постановка вопроса.
Возможно, самым главным, решающим позитивным моментом российской реальности является обретение нашим обществом беспрецедентной свободы. Первое десятилетие ее существования в России отмечено несомненной печатью дикости. Но в той мере, в которой россияне сохранили разум и нравственные чувства, она стала приносить свои первые, еще плохо различаемые добрые плоды. И, если мы оглянемся лет на 10 – 15 назад, то легко увидим, как сильно все мы повзрослели. Степень реализма в восприятии действительности, печатного слова и политических выступлений неизмеримо возросла по сравнению с прежним, “совковым” отношением к жизни. Столь же стремительно изменился характер самооценки. Школа свободы – это весьма дорогостоящая школа. Многие и сегодня стараются избегать ее уроков, уповая на “сильную руку”, державность, или на молитву. Но, судя по всему, этот суровый “предбанник демократии” избежать невозможно. Такая великая страна как Россия, с ее тысячелетней культурой, несметными природными ресурсами и уникальной жизнестойкостью ее народов просто обречена на выход из экономического, социального, морального и психологического кризиса. Субъективных оснований для недовольства существующим положением вещей более чем достаточно, тем более что масштаб жизни каждого из нас кажется меньше временных темпов чаемых преобразований. А так хочется, чтобы все и сразу стало хорошо. Но чудес ни в природе, ни в обществе не бывает. Это не значит, что нужно стоять в стороне и мудро качать головой, либо, что еще проще, превращаться в циника, нытика и пессимиста. Нет, как бы трудна ни была жизнь в сегодняшней России, в ней есть место и для самоутверждения, и для творчества, и для добрых дел!
Одно из направлений позитивной реализации личной и социальной энергии человека на основе реалистической системы ценностей предлагает современный светский гуманизм. Характерно, что в нем нет ничего такого, что могло бы вызывать резкое неприятие. И это легко объяснимо, поскольку гуманистическое мировоззрение основывается на научной картине мира, здравом смысле и элементарных нравственных нормах. Как оптимисты мы верим в то, что в новом столетии Россия во все большей степени будет “обустраиваться” на началах демократии, разума, доброй воли и справедливых законов, а ее граждане, заждавшиеся нормальной и достойной жизни, наконец-то обретут возможность строить ее на основе самостоятельности и ответственности за свою судьбу. P.S. от редактора: Авторы, отрицательно относясь к религиозному консерватизму и коммунизму-социализму, почему-то забыли о многочисленных преступлениях против человечества капитализма. Их идейно-политическая позиция ближе к либерализму. А Гуманистические манифесты – не только мировоззренческие, но и идейно-политические документы развития человека и общества, всего человечества.
Читайте также: III. Заключительные положения Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|