Основные черты современной эпохи
Призыв международной общественности к новому – планетарному – гуманизму предварен в Манифесте 2000 развернутым и реалистическим очерком ведущих тенденций человечества в области науки и техники, мировоззрений, мировой экономики и международных отношений. Отличительной особенностью этого документа является дух оптимизма, уверенности в том, что человечество способно успешно справиться с теми беспрецедентными вызовами, которые оно встречает накануне нового столетия. Эта уверенность противостоит бесчисленным апокалиптическим сценариям религиозных идеологов и шарлатанов, также как и пессимистическим предсказаниям различного рода алармистов и постмодернистов. Действительное положение вещей в современном мире говорит о значительном прогрессе во многих областях жизни. Реальные предпосылки лучшего будущего гуманисты усматривают в том, что: – медицинская наука значительно улучшила здоровье людей; увеличилась средняя продолжительность жизни; разработка новых препаратов, генная инженерия, современная хирургия вносят большой вклад в развитие здравоохранения; – профилактика здоровья людей, современное водоснабжение и канализация, санитария и гигиена значительно снизили риск эпидемий и инфекционных заболеваний; резко снизилась детская смертность; – современные аграрные технологии и пищевая промышленность сняли с повестки дня большинства стран проблему голода, повысили качество питания населения; – индустрия производства товаров массового потребления сделала их широко доступными; расширился доступ людей к услугам и удобствам в повседневной жизни; – технологические инновации все более сужают сферу тяжелого и изнурительного физического труда;
– произошла революция в области транспортных средств; огромные массы населения пересекают континенты и границы, преодолевают географическую изоляцию; сократились расстояния между людьми и культурами; – технические достижения подняли на высочайший уровень современные средства связи, сделав ее всемирной; компьютерная технология радикально преобразила все аспекты социальной и экономической жизни; – научные достижения неуклонно расширяют наши знания о Вселенной и о человеке; открытия в области астрономии и физики, теория относительности и квантовая механика углубляют наше понимание природы, начиная с масштабов микрочастиц и кончая масштабами Метагалактики; биология и генетика расширяют наши представления о биосфере, синтетическая теория эволюции, открытие ДНК, исследования в области молекулярной биологии раскрывают механизмы функционирования и динамики жизни; гуманитарные и социальные науки повышают уровень наших знаний о человеке и обществе, о законах экономики и культуры. На фоне прогресса науки очевиден застой и нищета бытующих ненаучных и антинаучных представлений. Религиозные, оккультные и прочие паранормальные верования и предрассудки демонстрируют свой непросвещенный консерватизм, их адепты апеллируют к человеческим слабостям, к невежеству и страху перед лицом социальных потрясений и неизвестностью, они эксплуатируют новейшие достижения человечества, чтобы модернизировать облик своих лженаучных архаичных доктрин и практик. Много положительных изменений произошло на международной арене: – исчезли практически все колониальные империи; – существенно уменьшилась угроза тоталитаризма; – большинством стран мира (по крайней мере, на словах) принята Всеобщая декларация прав человека; – идеи демократии и свободы получают все более широкое распространение в странах Восточной Европы и на постсоветском пространстве, в Латинской Америке и Африке;
– во многих странах мира расширяются права человека, особенно женщин, национальных и иных меньшинств; – укрепление и расширение мирового рынка втягивает в свою орбиту все новые регионы земного шара, открывая для них возможности экономического подъема и социального развития; – в странах высоких жизненных стандартов успешно решается проблема роста населения, во многих странах население растет не за счет рождаемости, а за счет снижения смертности и увеличения продолжительности жизни; – все большему числу людей становится доступным образование и приобщение к богатствам мировой культуры. Несмотря на эти прорывы, у современного человечества есть много трудных экономических, социальных и политических проблем. Наиболее существенные из них состоят в том, что: – значительная часть населения все еще далека от материального благополучия; эти люди продолжают влачить существование в нищете и болезнях, что особенно характерно для ряда стран Азии, Африки и Латинской Америки; даже в богатых странах существуют слои населения, живущие в условиях бедности, плохого питания и медицинского обслуживания; – во многих странах темпы роста населения все еще столь высоки, что обрекают эти общества на вырождение и гибель; к 2000 году население земного шара перевалило за 6 миллиардов, что означает, что при сохранении существующих темпов в ближайшую половину столетия оно увеличится еще на три миллиарда; – существующая угроза демографического кризиса чревата для некоторых стран критическим сокращением пахотных земель на душу населения, истощением необходимых для орошения запасов воды, пересыханием рек и сокращением лесных угодий; – сохраняется угроза негативных последствий в результате глобального потепления, вызываемого не только естественными процессами, но и уничтожением лесов, увеличением выбросов в атмосферу двуокиси углерода странами, продолжающими расточительно использовать природные ресурсы; – по масштабам уменьшения популяций видов животных, многих форм растительной и животной жизни мы переживаем, возможно, самую большую со времен исчезновения динозавров биологическую катастрофу;
– не уменьшаются проблемы, связанные с перенаселенностью больших городов, существующих в них безработицей и преступностью; – фундаментальные решения, принимаемые на многочисленных саммитах и международных конференциях, проводимых на высшем уровне, остаются нереализованными национальными правительствами и международными организациями; – демократия как глобальная социальная ценность остается все еще слабой; в ряде стран она не получила никакого развития; многим народам все еще недоступны свободные выборы и свобода слова; – растет заболеваемость такими, ранее считавшимися побежденными болезнями, как туберкулез и малярия; распространение СПИД’а по большей части не встречает должного сопротивления; – несмотря на прекращение холодной войны мир не избавился от угрозы ядерного уничтожения; фанатичные террористы, государства-преступники или вышедшие из под контроля военные способны ввергнуть человечество в глобальную катастрофу; – не являются решенными и некоторые существенные проблемы экономического развития; представление о том, что свободный рынок сам по себе способен излечить все социальные недуги, является не более чем верой, а не научно обоснованной теорией; механизмы связи законов рынка с программами поддержки социальной, некоммерческой сферы и незащищенных слоев населения остаются неясными. Стоящие перед человечеством проблемы чрезвычайно серьезны. Но это не значит, что нужно верить различным пророкам страшного суда и неизбежных социальных и космических катаклизмов. Гуманисты считают, что эти проблемы могут быть решены с помощью разума и критического мышления, воли к компромиссу, согласию и сотрудничеству. Вместе с тем существует комплекс проблем, связанных с ненаучными, антинаучными или весьма устаревшими представлениями, консервирующими отсталость, невежество, тормозящими социальный и нравственный прогресс, прогресс свободы, демократии и разума. Негативное влияние ретроградных сил остается недостаточно распознанным, а его опасность недооценивается. Именно эти силы порождают рознь, нетерпимость, фанатизм, что препятствует улучшению условий человеческого существования. Конкретно речь идет о следующем:
– упорная приверженность определенных социальных организаций и групп населения традиционным религиозным верованиям со все большей очевидностью свидетельствует, что религиозность способствует нереалистическому, мистическому отношению к общественной жизни, сеет недоверие к науке и чаще всего становится на защиту устаревших порядков; – религиозные традиционалисты, фундаменталисты и фанатики враждебно относятся к достижениям науки, медицины и здравоохранения, препятствуют программам планирования семьи и полового воспитания, борются против применения противозачаточных средств, выступают против равноправия мужчин и женщин, нарушают права детей и т.д.; – мир все чаще становится свидетелем жестоких этнических конфликтов и национальных распрей, в основе которых лежат религиозные мотивы; одновременно политические реакционеры и экстремисты легко разыгрывают религиозную карту, используя примитивную психологию, низкий уровень культуры и критического мышления большинства верующих; – мир обеспокоен учащающимися проявлениями терроризма и геноцида, за которыми, как правило, стоят все те же идеологии религиозного традиционализма, политического экстремизма и шовинизма; – много разрушительного несут в себе силы национализма, расизма и фашизма; они питают сепаратистские и изоляционистские тенденции, чреваты нетерпимостью и насилием, отравляют общественную атмосферу, порождают страх и недоверие людей друг к другу; нельзя забывать и о попытках реабилитировать сталинизм и другие формы тоталитаризма; – во многих странах получила распространение идеология так называемого постмодернизма; эта новейшая форма иррационализма и нигилизма, претендующая на особого рода элитарный интеллектуализм, отрицает ценности науки, осуждает технологический прогресс, подрывает доверие к фундаментальным общечеловеческим ценностям, отвергает значимость демократии и движений в защиту прав человека; провозглашенные постмодернизмом лозунги деконструктивизма, мания репрессивности делают эту идеологию контрпродуктивной, препятствующей прогрессу науки и социальной справедливости. Какая система ценностей может наилучшим образом противостоять этим негативным факторам и предложить человечеству оптимистическую и позитивную перспективу? Такой системой является современный гуманизм, основанный на научной картине мира, общечеловеческих моральных нормах и ценностях светской (нерелигиозной) культуры.
Уникальная особенность гуманизма – его открытая приверженность научному мировоззрению, что означает – принятие комплекса методологических установок, связанных с объективностью, экспериментальной или наблюдательной проверкой гипотез или теорий, со способностью науки к самопроверке и саморазвитию, критичности, открытости новому; научные методы не догмы, они не гарантируют абсолютных истин, но, в конечном счете, именно они являются самыми верными способами получения надежного знания; – возможности науки беспрецедентны как по глубине проникновения в природу вещей и процессов, так и по спектру подлежащих ее изучению областей реальности; сегодня нет ничего, принципиально недоступного научной мысли; гуманисты считают, что необходимо распространять применение методов науки на все области человеческой деятельности и что здесь не должно вводиться никаких ограничений, за исключением случаев, когда такое применение нарушает права человека; попытки препятствовать рациональному осмыслению и свободному исследованию по каким-либо моральным, религиозным, идеологическим или политическим соображениям всегда терпели поражение, сегодня их несостоятельность особенно очевидна; это обстоятельство не избавляет гуманистов от необходимости понимать и ценить моральные, эстетические и иные культурные формы проявления человеческого опыта; – будучи приверженцами научного мировоззрения, гуманисты обращают особое внимание на отсутствие достаточных объективных, рациональных и экспериментально подтверждаемых свидетельств в пользу достоверности религиозных интерпретаций действительности или предположений о существовании сверхъестественных причин; заслуживают осуждения попытки некоторых ученых навязать общественному мнению интерпретации фактов, апеллирующие к чему-то потустороннему; для человечества давно настало время осознать собственную зрелость и отбросить пережитки первобытного мышления и мифотворчества, консервирующие невежество, предрассудки и человеческие слабости. Необходимость в более решительной и целеустремленной смене мировоззренческой парадигмы обусловлена многими обстоятельствами. Первое из них состоит в возрастающей роли разума, науки и технологии в жизнеобеспечении и благополучии человечества. Гуманисты отдают себе отчет в том, что прогресс в этой области может быть сопряжен с рядом негативных последствий в случае отсутствия полного контроля за оружием массового уничтожения, за развитием производств, стимулируемых антигуманными целями или чисто экономическими выгодами; существуют и опасности, связанные с открытиями в генетике, медицине, психологии и средствах массовой информации. Выступая против бесконтрольного использования технологий, гуманисты, вместе с тем, решительно возражают против попыток ограничивать научные исследования или подвергать цензуре их результаты. Все возникающие здесь проблемы должны решаться в ходе открытых дискуссий, предполагающих определенную научную грамотность их участников. Мы должны признать, что жизнь современного человечества немыслима без прогресса науки и развития технологий, поэтому, высоко ценя возможности науки и техники, нам необходимо учиться использовать их мудро и человечно. Особенно важно развивать экологически чистые производства, а также отрасли индустрии, поднимающие жизненный уровень бедных слоев населения. Этика и разум Роль человеческого фактора в жизни мирового сообщества становится решающей. Это означает, что ценностями, определяющими качество существования личности и общества, являются этика и разум. Гуманисты верят, что рост знания позволяет людям быть мудрее и человечнее, а моральные нормы способствуют прогрессу разума. Разум наилучшим образом обеспечивает правильность нравственного выбора и поведения. Человечность наилучшим образом обеспечивает реализацию познавательных ресурсов людей. Богословские моральные доктрины, основанные на идее сверхъестественного и сверхчеловеческого, отражают унаследованные от древности донаучные представления о природе и человеческом естестве. Теистические заповеди противоречивы – разные религии придерживаются различных взглядов по моральным вопросам. Так, в тех или иных случаях теисты высказываются как за, так и против равноправия, смертной казни, моногамии, равенства мужчин и женщин. Вспышки религиозной нетерпимости приводят к массовым убийствам и террору. Многие войны прошлого и настоящего вдохновляются религиозным догматизмом и фанатизмом. Бесспорно, что верующие совершают много добрых дел. Однако совершенно ошибочно считать, что набожность является существенной и тем более единственной гарантией добродетели. Гуманисты выступают за отделение церкви от государства, которое должно быть светским и не выступать ни в защиту, ни против религии. По их мнению, фундаментальные принципы морального поведения, вырастающие из реальной жизни людей, являются общими для всех – как верующих, так и неверующих. Любые моральные нормы связаны с обычными и естественными интересами, желаниями, нуждами и ценностями. Мы определяем их этичность по тому, как они способствуют человеческому счастью и социальной справедливости. Каковы ключевые принципы этики гуманизма? (1) Главной ценностью являются достоинство и независимость личности; гуманистическая этика направлена на максимизацию свободы выбора, простирающегося настолько далеко, насколько это не наносит ущерба другим. (2) Человек должен отдавать себе отчет в своей ответственности и обязанностях по отношению к другим и среде обитания. (3) Этика совершенствования, которую разделяют гуманисты, предполагает такие добродетели, как способность к творчеству, самостоятельному выбору, мышлению и поведению; долг человека на деле реализовывать полученные им от природы таланты и способности. (4) Существенно для нравственного поведения сопереживать и заботиться о ближнем. (5) Гуманистическая этика ратует за моральное воспитание детей и юношества. (6) Моральные суждения и поступки должны совершаться не только на основе непосредственного нравственного мотива, но и на основе разума, играющего важную роль в осмыслении и принятии решения. В случаях нравственных коллизий важную роль играет разумный диалог и поиск согласия. (7) Этика гуманизма признает необходимой готовность человека к корректировке своих моральных принципов и ценностей в свете будущего и возможности возникновения новых уникальных ситуаций. (8) Гуманисты утверждают, что достойной следует считать этику, основанную на принципах, а не только на целях. Это значит, что цель не оправдывает средства, характер целей определяется средствами; существуют границы дозволенного. Невозможно не ощущать трагедию миллионов людей, причиненную им теми, кто смел оправдывать великое зло обещаемым великим будущим благом.
Читайте также: II. НАЧАЛО ЭПОХИ ИМПЕРИАЛИЗМА Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|