Москва Издательство «ГНОМ» 2011
Развиваем связную речь у детей 6-7 лет с ОНР Конспекты фронтальных занятий логопеда Москва Издательство «ГНОМ» 2011
Арбекова, Н.Е. А79 Развиваем связную речь у детей 6-7 лет с ОНР. Конспекты фронтальных занятий логопеда / Н.Е. Арбекова. — М.: Издательство ГНОМ, 2011. — 172 с. ISBN 978-5-91928-061-3 В данном пособии предложена система работы по развитию связной речи у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи (ОНР). Автором представлены тематический и календарный планы работы на учебный год (с сентября по май включительно) и 33 конспекта фронтальных логопедических занятий. Систематическая работа по пособиям комплекта поможет логопедам провести эффективную коррекционную работу по развитию связной речи старших дошкольников с ОНР. Пособие адресовано логопедам дошкольных учреждений. Введение Формирование связной монологической речи относится к одной из важнейших задач логопедической работы с детьми, страдающими общим недоразвитием речи (ОНР). Решение этой задачи необходимо как для преодоления системного речевого недоразвития детей, так и для их подготовки к предстоящему обучению в школе. Многие специалисты по исследованию речи детей (В.К. Воробьева, В.П. Глухов, Б.М. Гриншпун, В.А. Ковшиков, Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева и др.) подчеркивают, что полноценное овладение детьми с ОНР навыками связной монологической речи возможно лишь в условиях специально организованного целенаправленного обучения, Поэтому формирование красивой, лексически богатой и правильно грамматически и синтаксически оформленной речи у старших дошкольников 6-7 лет с ОНР приобретает первостепенное значение в общем комплексе коррекционных мероприятий.
Формирование устной речи представляет собой сложный и длительный процесс даже у детей без речевых нарушений. А проведение фронтальных и подгрупповых занятий по развитию связной речи у детей с ОНР часто вызывает значительные трудности у практикующих логопедов. Это обусловлено рядом причин: —недоразвитием основных компонентов языковой системы (фонетико-фонетического, лексического, грамматического) и ограниченными речевыми возможностями детей с ОНР; —недостаточной сформированностью произносительной (звуковой) и семантической (смысловой) сторон речи (у детей наблюдаются сложности в организации и выстраивании в логической последовательности собственных высказываний, их языковом оформлении, бедный словарный запас, в свободной речи — смысловые пропуски, аграмматизм); —психологическими особенностями детей и наличием у них вторичных отклонений в развитии ведущих психических процессов (восприятия, внимания, памяти, воображения и др.); —сложностями в организации работы логопеда и налаживанием тесной взаимосвязи с воспитателями и родителями. В данном пособии обобщена многолетняя работа автора по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Предлагаемое методическое пособие входит в комплект «Развиваем связную речь детей 6-7 лет с ОНР», который включает в себя: —календарный план и конспекты 66 подгрупповых занятий; —годовое понедельное планирование работы логопеда в подготовительной к школе группе для детей с ОНР; —годовое понедельное планирование работы воспитателя в подготовительной к школе группе для детей с ОНР; —три индивидуальных альбома по развитию связной речи детей (Альбом 1 «Мир растений», Альбом 2 «Мир животных», Альбом 3 «Мир человека»); —демонстрационный материал к занятиям по развитию связной речи детей 6-7 лет с ОНР.
Преодоление ОНР у детей традиционно осуществляется путем использования поэтапной системы формирования речи. Логопедическая работа в подготовительной к школе логопедической группе для детей с ОНР по пособиям комплекта предполагает проведение фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий с детьми на протяжении трех периодов обучения (с сентября по май включительно). В предлагаемой ниже сетке занятий представлено планирование логопедических занятий на неделю обучения.
Таким образом, каждую неделю в подготовительной группе для детей с ОНР логопед проводит: —три фронтальных занятия (два занятия по развитию произношения и обучению детей грамоте и одно занятие по развитию связной речи), —два подгрупповых занятия по развитию лексико- грамматических навыков, навыков словообразования, словоизменения и связной речи (с каждой подгруппой детей); — ежедневные индивидуальные занятия по коррекции звукоцроизношения. ;
Работа по развитию у детей с ОНР лексико-грамматических навыков, навыков словообразования* словоизменения и связной речи проводится на протяжении 36 недель учебного года на базе 31 лексической темы. Ниже предлагается тематический план.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ в подготовительной к школе логопедической группе для детей с ОНР
Первые две недели сентября логопед и воспитатели традиционно проводят обследование речи и психических процессов детей, заполняют диагностические и речевые карты. В пособии «Развиваем связную речь у детей 6-7 лет с ОНР. Планирование работы логопеда в подготовительной к школе группе» в соответствующих графах логопед отмечает виды проводимой работы, фамилии детей, проходящих обследование, и записывает задания для воспитателей и родителей. Начиная с третьей недели сентября, логопед проводит фронтальные и подгрупповые занятия по развитию связной речи в соответствии с календарным планированием и конспектами занятий. Темы и цели фронтальных занятий по произношению и обучению детей грамоте на каждую неделю предстоящего обучения логопед записывает в планирование самостоятельно (в соответствии с используемыми пособиями). В последнюю графу таблицы планирования логопед заносит фамилии детей, с которыми проводит также индивидуальные занятия. Количество индивидуальных занятий логопед определяет самостоятельно. Большинство подгрупповых занятий и занятий воспитателей по заданиям логопеда проводится с использованием входящих в данный комплект трех индивидуальных альбомов для детей по развитию связной речи (альбом 1 «Мир растений», альбом 2 «Мир животных», альбом 3 «Мир человека»). Каждая тема любого альбома представлена отдельным модулем. В альбомах предложены речевые задания и упражнения по следующим лексическим темам: «Деревья и кустарники», «Фрукты», «Овощи», «Садовые и лесные ягоды», «Грибы», «Цветы и травы»; «Дикие животные леса», «Домашние животные», «Животные Севера и жарких стран», «Домашние птицы», «Зимующие и перелетные птицы», «Пресноводные, морские и аквариумные рыбы», «Насекомые»; «Одежда, обувь, головные уборы», «Инструменты», «Профессии», «Транспорт», «Мебель», «Посуда». Логопед может проводить занятия по развитию речи в порядке, предложенном в данном методическом пособии, либо самостоятельно выбирать порядок прохождения тем.
На подгрупповых занятиях логопед активизирует словарь детей по каждой лексической теме, отрабатывает у них умение использовать в речи различные грамматические конструкции, закрепляет навыки словообразования и словоизменения, учит детей составлению сложных предложений и рассказов разных видов. Также логопед знакомит детей со значениями многозначных слов, различных образных выражений, пословицами и поговорками, учит детей правильно использовать их в свободной речи. Проведение подгрупповых занятий помогает созданию речевой готовности детей для проведения итоговых по лексическим темам фронтальных занятий[1]. Фронтальные занятия по развитию связной речи проводятся по пятницам. Каждое фронтальное занятие подытоживает проведенную за неделю, совместно с воспитателями группы, работу по заявленной лексической теме. На фронтальных занятиях широко используется демонстрационный материал: репродукции картин известных русских художников, сюжетные картины, предметные картинки, опорные картинные и рисуночные планы, рисунки-пиктограммы. Для создания у детей положительной мотивации на протяжении всего занятия логопеду предлагается использовать специальные фишки (предварительно нарезанные из двустороннего желтого картона квадратики или кружки). За составление любого высказывания по заданию логопеда на фронтальном или подгрупповом занятии ребенок обязательно получает желтую фишку. Но каждый ребенок может также заработать и призовую красную фишку (за каждое составленное «красивое» предложение, использование в речи сравнения, образного выражения, поговорки или пословицы). Дети, как правило, начинают очень стараться, чтобы заработать в свою копилку эти фишки. Не беда, если на первых порах допускаются многочисленные ошибки и неточности. Логопед тактично поправляет детей и поддерживает их речевую активность. На занятиях также вводятся различные сюрпризные моменты, используются элементы драматизации, «волшебные» мешочки и коробочки, что также повышает интерес детей к занятиям.
Опыт работы показывает, что эффективность коррекционной работы логопеда по развитию связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР) напрямую зависит от четко спланированной, правильно организованной и систематически проводимой предварительной работы воспитателей. Используя пособие «Развиваем связную речь у детей 6-7 лет с ОНР. Планирование работы воспитателя в подготовительной к школе группе», каждую неделю обучения по заданиям логопеда воспитатель проводит беседы с детьми, активизирует и пополняет их словарь по различным лексическим темам, проводит игры и упражнения на развитие речи и словесно-логического мышления. В конце годового планирования приведен список рекомендуемой дополнительной литературы и картинного материала по каждой лексической теме. На занятиях воспитателя по заданиям логопеда дети должны называть предметные картинки по теме, основные признаки и свойства предметов, объяснять значения многозначных слов, образных выражений, поговорок и пословиц; уметь находить по сюжетным картинам причинно- следственные связи и объяснять их. В последнюю графу таблицы планирования работы каждый день логопед вписывает фамилии детей, с которые ми воспитателю нужно провести индивидуальные занятия по закреплению правильного произношения звуков речи. Как уже говорилось выше, проводя с детьми занятия по заданиям логопеда, воспитатель должен использовать в работе три индивидуальных альбома, входящих в данный комплект пособий. С самого начала учебного года логопед должен наладить тесную взаимосвязь с родителями детей. Необходимо проводить тематические родительские собрания и систематические консультации, на которых нужно объяснять специфику и особенности речевого и психического развития детей с ОНР, отвечать на вопросы, возникающие у родителей. Каждую пятницу логопед просит родителей за выходные дни повторить с детьми по индивидуальному альбому задания по пройденной лексической теме, оценить знания и достижения своего ребенка. В третьем периоде обучения логопед более активно прибегает к помощи родителей. За выходные дни родители вместе с детьми должны, по заданию логопеда, готовить небольшие сообщения по некоторым темам. Такая совместная работа очень важна не только для специалиста, но и для самих детей и их родителей. Дети начинают чувствовать себя на логопедических занятиях более уверенно, а родители помогают детям расширить словарный запас и могут оценить их уровень владения связной речью. Многочисленными исследованиями доказано, что систематическое использование педагогом на занятиях различных вспомогательных средств моделирования, предметов-заместителей, наглядных моделей (опорных картинок, картинных и рисуночных планов, рисунков-пиктограмм и др.) и некоторых приемов ТРИЗ эффективно развивает умственные способности дошкольников. Особенно это заметно при работе с детьми с ОНР. Чтобы связно рассказать о чем-либо, ребенку нужно ясно представлять главную мысль рассказа, уметь анализировать, устанавливать различные отношения между предметами и явлениями. Кроме того, необходимо подбирать адекватные для выражения той или иной мысли слова, уметь строить простые и сложные предложения. Это становится возможным, когда ребенок зрительно имеет перед глазами картинную опору. Таким образом, использование в пособиях данного комплекта большого количества наглядных моделей в ходе коррекционно-развивающего обучения позволяет логопеду: -провести эффективную работу по развитию активного и пассивного словаря детей по каждой лексической теме; -закреплять у детей навыки словообразования и словоизменения; -формировать и совершенствовать умение детей использовать в речи предложения различных видов; —научить детей составлять план устного высказывания; —осуществлять правильный и точный подбор речевых средств; —научить детей составлять рассказы по восприятию (рассказы по сериям картин и по сюжетной многофигурной картине, рассказы-описания, рассказы- сравнения, повествовательные рассказы), рассказы по представлению (из личного опыта) и рассказы по воображению (творческие рассказы и сказки). У детей, сознательно использующих внешние формы замещения и наглядного моделирования (условные обозначения, чертежи, схематичные рисунки-пиктограммы, картинные и рисуночные планы и т.п.), появляется возможность применить полученные речевые навыки в свободной речи. Постепенно в ходе обучения у детей с ОНР формируются представления об основных принципах построения связного сообщения: последовательное изложение произошедших событий, отражение причинно-следственных связей, определение основной мысли и соответствующий выбор лингвистических средств. На их основе становится возможным составление любого самостоятельного монологического высказывания без помощи наглядных опор. Использование пособий данного комплекта поможет логопеду, воспитателям и родителям подготовить детей с ОНР к связному изложению событий, а также поможет развить у них языковое чутье. В дополнение к комплекту пособий для проведения фронтальных и подгрупповых занятий логопедам рекомендуется использовать следующие пособия: - Арбекова, Н.Е. Картинки на пружинке. Дидактический материал по развитию логического мышления и связной речи у детей / Н.Е. Арбекова. — М.: Издательство ГНОМ, 2011. Выпуск 1. Мир растений. — 16 с. Выпуск 2р. Ми животных. — 16 с. Выпуск 3. Мир человека. — 16 с. Семьи домашних животных. — 16 с. -Арбекова, Н.Е. Карточки по лексическим темам. Упражнения по развитию навыков словообразования, словоизменения и связной речи у детей с речевыми нарушениями / Н.Е. Арбекова. — М.: Издательство ГНОМ, 2011. «Овощи» и «Фрукты». — 16 с. [текст]: 40 с. [ил.]. «Мебель» и «Посуда». — 16 с. [текст]: 40 с. [ил.]. «Домашние животные». — 16 с. [текст]: 40 с. [ил.]. «Дикие животные». — 16 с. [текст]: 40 с. [ил.]. -Ильякова, Н.Е. Серии сюжетных картин. Демонстрационный материал и конспекты подгрупповых занятий по развитию связной речи у детей 5-7 лет с ОНР / Н.Е. Ильякова. — М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2009. «Как щенок нашел друзей». — 28 с.: ил. «Как помочь птицам зимой». — 28 с.: ил. «Скворцы прилетели». — 28 с.: ил. «День рождения цыпленка». — 28 с.: ил.
Календарное планирование фронтальных занятий I период обучения
Сентябрь | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1-2 | Обследование устной речи детей | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3 | Времена года. Осень | 1» «Осень пришла» | Составление описательного рассказа по предметным картинкам и опорному картинному плану. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4 | Золотая осень. Деревья и кустарники | 2. Описание пейзажной картины И.С. Остроухова «Золотая осень» (1886—188.7) | Составление описания пейзажной картины по опорному картинному плану. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Октябрь | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5 | Осенью в саду и огороде. Фрукты. Овощи | 3. «Путешествие в деревню» (часть 1) | Составление рассказов-описаний фруктов и овощей по опорному картинному плану. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6 | Труд взрослых и детей в саду и огороде | 4. «Путешествие в деревню» (часть 2) | Составление рассказов-сравнений фруктов и овощей по опорному картинному плану. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7 | Труд взрослых и детей в саду и огороде | 5. «Осенью в саду и в огороде» | Составление повествовательного рассказа по сюжетной многофигурной картине. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8 | Садовые и лесные ягоды | 6. «Мы по ягоды пойдем» | Составление рассказа с элементами драматизации по предметным картинкам и опорному плану. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ноябрь | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
9 | Осенние грибы | 7. Пересказ рассказа В.Г. Сутеева «Чей это гриб?» | Пересказ текста по опорным рисункам. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
10 | Поздняя осень. Одежда, обувь, головные уборы | 8. «Как щенок нашел друзей» | Составление рассказа по серии сюжетных картин. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
11-12 | Дикие животные леса. Подготовка к зиме | 9. «Осенью в лесу. Подготовка диких животных к зиме» | Описание сюжетной многофигурной картины с придумыванием детьми предшествующих и последующих событий с опорой на рисуночный план. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
10. «Как подружились лесные животные» | Придумывание фантастической истории (сказки) по опорным картинкам. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Декабрь | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
13 | Времена года. Зима | 11. Описание пейзажной картины А.С. Степанова «Лоси» (1889) | Составление описания пейзажной картины по опорному картинному плану. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
14 | Домашние животные | 12. «Дедушкин подарок» | Рассказывание по сюжетной многофигурной картине с придумыванием детьми предшествующих и последующих событий. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
15 | Животные Севера. Животные жарких стран | 13. «В зоопарке» | Составление повествовательных рассказов о посещении зоопарка (из личного опыта детей). | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
16 | Новогодние праздники | 14. Пересказ произведения неизвестного автора «Рождественский ангел» (1913) | Составление пересказа по опорным рисункам. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Январь | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
17 | Зимние каникулы | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
18 | Домашние птицы | 15. Пересказ рассказа К.Д. Ушинского «Чужое яичко» | Составление пересказа рассказа по схематичному плану. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
19 | Зимующие птицы | 16. «Как помочь птицам зимой?» | Составление рассказа по серии сюжетных картин. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
20 | Инструменты | 17. «Чудесные инструменты» | Придумывание мини-сказок о различных «волшебных» инструментах. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Февраль | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
21 | Профессии | 18. «Кем быть?» | Составление творческих рассказов с элементами драматизации о различных профессиях. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
22 | Транспорт | 19. «Путешествие на машине времени» | Составление рассказов о путешествии во времени по воображению с опорой на предметные картинки. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
23 | Проводы русской зимы. Масленица | 20. Описание пейзажной картины Б.М. Кустодиева «Масленица» (1916) | Составление описательного рассказа по пейзажной картине и опорному картинному плану. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
24 | День защитника Отечества | 21. «Богатыри земли русской» | Составление творческих рассказов о русских богатырях по картинам известных художников и опорному плану. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Март | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
25 | Времена года. Весна. Праздник мам | 22. «Весна пришла» | Составление повествовательного рассказа по сюжетной многофигурной картине и опорному плану. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
26 | Мебель | 23. «Чудесные превращения» | Придумывание рассказов о «волшебных» предметах мебели. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
27 | Посуда | 24. «В царстве дедушки Самовара» | Придумывание рассказов о «волшебных» предметах посуды. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
28 | Пресноводные, морские и аквариумные рыбы | 25. «Если бы рыбы могли говорить...» | Составление творческих рассказов по представлению от лица различных рыб. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Апрель | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
29 | Насекомые | 26. «На лесной полянке» | Составление рассказов-описаний насекомых по предметным картинкам и опорному плану. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
30 | Освоение космоса | 27. «Путешествие к далеким планетам» | Составление творческих рассказов о неизученных планетах и их жителях с опорой на картинный план. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
-31 | Перелетные птицы | 28. «Скворцы прилетели» | Составление рассказа по серии сюжетных картин. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
32 | Весна в лесах и садах | 29. Описание пейзажной картины И.И. Левитана «Цветущие яблони» (1896). | Составление описания пейзажной картины по опорному картинному плану. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Май | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
33 | День Победы | 30. Пересказ сказки К.Г. Паустовского «Похождения жука- носорога» | Составление пересказа с опорой на рисунки. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
34 | Цветы и травы | 31.Пересказ румынской сказки «Ромашка» | Составление пересказа по рисуночному плану. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
35 | Времена года. Лето | 32. «День рождения цыпленка» | Составление рассказа по серии сюжетных картин | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
36 | На пороге школы. Школьные принадлежности | 33. «Собираемся в школу» | Проведение викторины о школе и школьных принадлежностях. |
|
|