Проведение словесно-логических игр.
Логопед. Маша очень рада тому, что вы так хорошо знаете фрукты и овощи. А Ваня хочет поиграть с вами в загад- ки-добавлялки. Логопед начинает произносить загадку, дети подбирают в рифму слово-отгадку (название овоща или фрукта). Параллельно с выполнением задания логопед выставляет перед детьми овощи, фрукты и их муляжи. Пуста-пуста-пуста, на грядке выросла... (Капуста.) Ук-ук-ук, в огороде вырос... (Лук.) Чок-чок-чок, созрел на грядке... (Кабачок.) Уша-уша-уша, в саду созрела... (Груша.)
Логопед. Ребята, а какой предмет лишний? (Груша.) Почему? (Груша — это фрукт.)
3. Составление рассказов-описаний фруктов и овощей с опорой на картинный план. Логопед. Бабушка Соня придумала еще одно задание. Она перемешала овощи и фрукты. Если вы сможете составить рассказ-описание об овощах и фруктах, она с удовольствием поделится с нами своим урожаем. Перед составлением рассказов-описаний вам нужно разделиться на две команды. В каждом рассказе должен быть порядок. Поэтому составлять рассказы вы будете с опорой на пункты картинного плана. Логопед выставляет на доску опорный план 3, называет пункты плана. Рассказы-описания выбранного фрукта или овоща участники каждой команды составляют по цепочке. Капитаны каждой команды достают из мешочка, не подглядывая, по одному предмету, и начинается составление рассказов. Например, капитан первой команды начинает: «Я достал из мешочка огурец. Огурец — это овощ». Второй ребенок этой команды продолжает рассказ: «Огурец растет в огороде на грядке». Картинный план 3
Логопед. Маша, Ваня и бабушка Соня благодарят вас за хорошие знания овощей и фруктов. А теперь нам пора в обратный путь.
III. Подведение итогов занятия Логопед подводит итоги занятия. Оценивает работу детей на занятии, благодарит всех за старание. Отмечает наиболее активных детей.
Занятие 4. Путешествие в деревню (часть 2) Цель: Составление рассказов-сравнений фруктов и овощей по опорному картинному плану. Задачи: — активизировать словарь детей по темам «Фрукты» и «Овощи»; — учить детей согласовывать имена существительные с именами прилагательными в роде; учить детей составлять рассказы-сравнения фруктов и овощей с опорой на картинный план; — развивать произвольное внимание, зрительную и словесно-логическую память, логическое мышление; — учить детей работать сообща, помогать друг другу; — развивать память, слуховое и зрительное внимание; мимические и пантомимические движения. Оборудование: предметные картинки с изображениями фруктов и овощей; опорный картинный план 3 для составления рассказов-сравнений (иллюстрация 3); фрукты, овощи и их муляжи; мяч, магнитно- маркерная доска, большое блюдо и угощение для детей — кусочки фруктов и овощей. Ход занятия I. Интеллектуальная разминка Логопед просит детей вспомнить и назвать, что растет в саду, а что в огороде (необходимо следить за тем, чтобы дети давали полный ответ). После этого проводится игра с мячом. Игра с мячом «Что растет в саду, а что в огороде». Дети и логопед стоят в кругу. Логопед просит детей назвать фрукты, которые растут в саду, например: «В саду на дереве растет груша»,и передает мяч ребенку справа. Ребенок берет мяч, дает свой ответ: «В саду на дереве растет яблоко», и передает своему соседу справа. После того, как мяч вернулся к логопеду, он просит детей назвать овощи, которые растут в огороде, например: «В огороде на грядке растет... (помидор)», и передает мяч ребенку слева. Игра продолжается. Игры проводятся в быстром темпе, поэтому дети должны быть внимательными. Ответы детей не должны повторяться. Если ребенок не может подобрать название фрукта или овоща, логопед предлагает ему ответить на наводящий вопрос. Например: «Какой овощ покрыт толстой коркой?»
II. Основная часть занятия Введение в тему занятия. Логопед просит детей вспомнить, какие фрукты и овощи из своего сада и огорода подарила на прошлом занятии бабушка Соня. Дети называют. Логопед. Сегодня на занятии мы с вами будем сравнивать между собой фрукты и овощи, а затем разложим их на хранение: фрукты— в корзину, а овощи— в ящик. Но сначала вам нужно разделиться на две команды, выбрать капитанов и провести небольшую тренировку.
Физкультминутка.
2. Составление рассказов-сравнений с опорой на картинный план.
Логопед выставляет перед детьми опорный план 3
Логопед. В любом рассказе должен быть порядок. Поэтому мы будем составлять рассказ с опорой на картинный план. Участники каждой команды по очереди будут составлять предложения по пунктам картинного плана. Каждый рассказчик получит за составленное предложение специальную фишку. За каждое полное и «красивое» предложение, сравнение или речевой оборот можно получить дополнительную призовую фишку. В конце занятия мы подсчитаем обычные и призовые фишки и определим, в какой команде самые красноречивые рассказчики. Логопед приглашает капитанов подойти и достать из мешочка с овощами и фруктами, не подглядывая, по одному предмету. С опорой на картинный план 3 (см. занятие 3) дети каждой команды по цепочке параллельно составляют рассказы-описания. Например: Капитан первой команды. Я достал из мешочка огурец. Огурец — это овощ. Капитан второй команды. А я достал из мешочка яблоко. Яблоко — это фрукт.
Участник первой команды. Огурец зеленого цвета и овальный. Участник второй команды. А это яблоко зеленого цвета и круглое.
Если дети хорошо справляются с составлением рассказов, можно предложить капитанам достать из волшебного мешочка еще по одному предмету и составить параллельные рассказы-сравнения еще раз. Логопед благодарит детей за рассказы и спрашивает капитанов, куда они положат свои овощи и фрукты.
Капитан первой команды. Мы положим огурец в ящик, потому что огурец — овощ. Капитан второй команды. Мы положим яблоко в корзину, потому что яблоко — фрукт.
Логопед благодарит всех детей за старание. Отмечает наиболее активных детей.
III. Подведение итогов занятия Логопед подводит итоги занятия. После этого производит подсчет фишек и определяет команду победителей. Дети аплодируют им. Логопед приглашает всех попробовать кусочки фруктов и овощей, разложенные на большом блюде.
Занятие 5. «Осенью в саду и в огороде» Цель: Составление повествовательного рассказа по сюжетной многофигурной картине. Задачи: — учить детей устанавливать связи между различными предметами, изображенными на картине; — систематизировать знания детей о фруктах и овощах; — уточнять, расширять и активизировать словарь детей по сюжетной многофигурной картине; — развивать произвольное внимание, зрительную и словесно-логическую память, логическое мышление; — стимулировать мыслительную и речевую активность; — учить детей работать сообща, помогать друг другу; — воспитывать у детей любовь и бережное отношение к труду. Оборудование: сюжетная многофигурная картина «Осенью в саду и огороде» (иллюстрация 24), предметные картинки с изображениями фруктов и овощей, опорный картинный план 4 (иллюстрация 4), специальные и призовые фишки (примерно по 30 штук), мяч, магнитно-маркерная доска и маркеры или школьная доска и мел. Ход занятия I. Интеллектуальная разминка Логопед предлагает детям вспомнить о том, как в саду и в огороде убирают овощи и фрукты, и предлагает поиграть в игру с мячом.
Игра с мячом «Убираем урожай». Дети стоят полукругом перед логопедом. Логопед задает вопрос и бросает мяч кому-то из детей. Ребенок ловит мяч, составляет ответ и возвращает мяч логопеду. Игра продолжается. Например: «Как убирают картофель?» — «Картофель выкапывают».
II. Основная часть занятия Введение в тему. Логопед. Мы с вами уже много знаем о том, как выращивают в огороде и в саду овощи и фрукты. А сегодня мы отправимся с вами в деревню к нашим знакомым ребятам Ване и Маше и посмотрим, как они вместе с родителями провели выходной день. Рассмотрите картинку. Давайте поиграем в игру «Кто самый внимательный?» Сделайте из пальцев обеих рук бинокли, поднесите их к глазам. (Четыре прижатых друг к другу пальца каждой руки соединить с большими пальцами, округлить и прижать местами соединения друг к другу — получается «бинокль».) А теперь назовите: — Кого вы видите на картинке? (Папу, маму, Ваню, Машу, ежика, козу...) — Что вы видите на картинке? (Сад, деревья, огород, грядки, лестницу, капусту, яблоки...) — Какие фрукты вы видите на картинке? — А какие овощи?
Дети поочередно называют изображения.
Логопед. А теперь давайте поиграем еще в одну игру. Называется она «Паутинка».
Логопед выставляет на доску любой фрукт или овощ, который присутствует на сюжетной картине. Дети должны установить, как связан этот предмет с другими предметами, изображенными на картине. Например, первый ребенок выходит к доске и начинает: «Это яблоко. Яблоко растет на яблоне». (Первое звено паутинки.) Второй ребенок продолжает: «Папа Ванн и Маши забрался на лестницу и срывает яблоки с ветки». (Второе звено паутинки.) Можно провести соревнование между детьми по рядам, предложив каждому ряду составить длинные паутинки. Выигрывает ряд, составивший самую длинную паутинку. Для игры можно использовать магнитно-маркерную доску и маркеры или обычную школьную доску имел. Дети дают ответы на вопросы, а логопед маркером или мелом схематично зарисовывает на доске обнаруженные детьми связи между предметами.
Физкультминутка. Развитие мимических и пантомимических движений и релаксация. Логопед. Давайте войдем в картину и пройдемся по дорожке, усыпанной осенними листьями. Какие звуки мы можем слышать в осеннем саду? Какие запахи мы можем почувствовать? (Дети дают ответы.)Дотроньтесь до яблони. Почувствуйте, какая шершавая у нее кора. Возьмите в руки яблоко. Какое оно? (Гладкое, твердое, ароматное, вкусное...) Пора возвращаться.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|