Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Конспекты фронтальных занятий

Занятие 1. «Осень пришла»

Цель: Составление описательного рассказа по предметным картинкам и опорному картинному плану.

Задачи:

-систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях;

-воспитывать интерес к сезонным изменениям в при­роде;

-уточнять, расширять и активизировать предметный словарь, глагольный словарь и словарь признаков по предметным и сюжетным картинкам;

-закреплять в речи детей правильное употребление предлогов за, перед;

-развивать произвольное внимание, зрительную и сло­весно-логическую память, логическое мышление;

-стимулировать мыслительную и речевую активность;

-учить детей работать сообща, помогать друг другу;

-воспитывать бережное отношение, любовь к природе.

Оборудование: предметные картинки с изображениями времен года (иллюстрации 60-63), примет осени, опорный картинный план 1 (иллюстрация 1), фишки (круглые или квадратные, из желтого двустороннего картона, около 30 штук), призовые фишки (круглые или квадратные, из красного двустороннего картона; около 20 штук), мяч, магнитно-маркерная доска.

Ход занятия

I. Интеллектуальная разминка

Логопед просит детей вспомнить количество времён года, их названия и порядок следования. После этого про­водится игра с мячом «Что за чем, что перед чем».

Дети и логопед стоят в кругу. Логопед называет любое время года, например: «Осень, а за ней...» — и передает мяч ребенку справа. Ребенок берет мяч, дает свой ответ: «Зима, а за ней...» — и передает следующему ребенку. После того как мяч вернулся к педагогу, логопед задает следующий вопрос: «Осень, а перед ней...» — и передает мяч ребенку слева. Игра продолжается.

Игра проводятся в быстром темпе, поэтому дети долж­ны быть очень внимательными.

II. Основная часть занятия

 

1. Отгадывание загадок о временах года.

Логопед: Сегодня на занятии мы будем учиться состав­лять рассказ-описание «Осень пришла» по картинкам и опорному картинному плану. Но сначала отгадайте за­гадки о временах года.

 

На магнитную доску прикрепляют четыре картинки (зима, весна, лето, осень). Логопед предлагает детям внимательно рассмотреть каждую картинку, послушать стихотворения-загадки, догадаться, о каком вре­мени года идет речь, и выбрать соответствующую картинку.

 

Дел у меня немало—             Я соткано из зноя,

Я белым одеялом                   Несу тепло с собою,

Всю землю укрываю,            Я реки согреваю,

В лед реки убираю,                   «Купайтесь!» — приглашаю.

Белю поля, дома,                    И любите за это

Зовут меня... (Зима.)                   Вы все меня, я... (Лето.)

 

Несу я урожаи,                       С каждым днем теплей погода,

Поля вновь засеваю,                   Птицам стало не до сна,

Птиц к югу отправляю,         И такое время года

Деревья раздеваю,                   Называется... (Весна)

Но не касаюсь сосен

И елочек. Я —... (Осень.)

 

После отгадывания каждой загадки логопед предлагает детям вспомнить и назвать слова-признаки и слова-действия, которые по­могли сделать правильный выбор.

Физкультминутка «Осенний ветер». Дети выполня­ют соответствующие движения по ходу стихотворения.

Речевой материал Выполняемые движения
Был осенний солнечный денек, Дети улыбаются, подставляют лица и ладошки солнышку.
Набежал вдруг легкий ветерок... Делают махи руками к себе.
Ветер дуть стал все сильней,сильней, Поднимают руки вверх и раскачива­ются из стороны в сторону, как де­ревья от сильного ветра.
Побежим сейчас домой скорей! Сгибают руки в локтях, «бегут».

Называние примет осени.

Логопед оставляет на доске картинку с изображением осени и просит детей назвать ее приметы. Логопед следит за тем, чтобы дети не отвечали односложно, отмечает де­тей, дающих полные ответы.

3.Составление рассказа по картине и опорному картинному плану.

Логопед. Сейчас мы будем составлять рассказ «Осень пришла». Но сначала вам нужно разделиться на три ко­манды по четыре человека в каждой[2].

В любом рассказе должен быть порядок. Посмотрите на этот опорный картинный план.

Логопед выставляет на доску картинный план 1, называет пункты плана и показывает порядок их следования.

Логопед. По нему мы составим рассказы о ранней осени. За составление предложений по пунктам плана участники команд получат специальные фишки. А за каждое полное «красивое» предложение, сравнение или речевой оборот любой участник может получить еще и призовую фишку.

 

Логопед по очереди приглашает команды к доске. Участники ко­манды должны составлять предложения об осени по цепочке и объ­единять их в рассказ (каждый участник составляет предложения по двум пунктам опорного плана). Рассказ не должен прерываться. Дети должны следить за ответами товарищей.

 

После составления рассказов каждой подгруппой логопед благода­рит всех детей за старание. Отмечает наиболее активных детей.

III. Подведение итогов занятия

 

Логопед подводит итоги занятия. Производит подсчет фишек и определяет самую красноречивую команду. Все поздравляют победителей и аплодируют им.

Занятие 2. Описание пейзажной картины И.С. Остроухова «Золотая осень» (1886-1887)

Цель: Составление описания пейзажной картины по опор­ному картинному плану.

Задачи:

— обогащать словарь детей новой лексикой;

— учить детей составлению описательного рассказа по картине известного художника с опорой на картин­ный план;

— развивать у детей наблюдательность, зрительное внимание, логическое мышление и творческое вооб­ражение;

— воспитывать интерес детей к произведениям живо­писи.

Оборудование: репродукция картины И.С. Остроухова «Зо­лотая осень» (иллюстрация № 10), портрет худож­ника и репродукции других его картин (подбирает логопед); по 1-2 репродукции картин известных ху­дожников (жанровая живопись: натюрморты, порт­реты, пейзажи; иллюстрации 16-21); опорный кар­тинный план № 2 для составления описательного рассказа по картине (иллюстрация 2); специальные фишки (около 30 штук), призовые фишки (около 20 штук), магнитофон, запись произведения П.И. Чай­ковского или А. Вивальди «Осень» из цикла «Вре­мена года»; кассета или диск с записью песенки из мультфильма «Пластилиновая ворона» (слова А. Кушнера, музыка Гр. Гладкова), магнитно-мар­керная доска.

Ход занятия

I. Интеллектуальная разминка

 

Логопед. Ребята, давайте послушаем фрагмент песен­ки из мультфильма «Пластилиновая ворона» и вспомним, как называются основные жанры живописи.

Если видишь, на картине

Нарисована река,

Или ель и белый иней,

Или сад и облака,

Или снежная лавина,

Или поле и шалаш —

Обязательно картина

Называется — пейзаж.

 

Если видишь на картине

Чашку кофе на столе,

Или морс в большом графине,

 Или розу в хрустале,

Или бронзовую вазу,

Или грушу, или торт,

Или все предметы сразу —

Знай, что это — натюрморт.

 

Если видишь, что с картины

Смотрит кто-нибудь на нас:

Или принц в плаще старинном,

Или в робе верхолаз,

Летчик или балерина,

Или Колька, твой сосед, —

Обязательно картина

Называется — портрет.

Логопед. А теперь попробуйте определить, что перед вами: пейзаж, натюрморт или портрет?

На доску в произвольном порядке выставляется по 1-2 репродук­ции каждого жанра. Дети определяют.

II. Основная часть занятия

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...