И сегодня турки его и любят, и ценят.
И сегодня турки его и любят, и ценят. Как реформатора и крупнейшего мастера, однако, турецкого кулачного боя (в смысле – мордобоя) – МАТРАКА (потому и Матракчи). То же и авторы сериала. А что им, показывать, как Насух-эфенди чертит или рисует? Спорить не о чем – кулачный бой куда интересней. В конце концов, во втором турецком сериале, завоевывающем мир (первый называется «Королек – птичка певчая», журнал «Искусство кино» так полагает), во всех главных женских ролях – а они-то и есть основное в костюмно-исторических сериалах, безо всякой иронии подчеркиваю, так вот в «Великолепном веке» во всех главных женских ролях снялись какие-то странные турчанки…
Из того же журнала «Искусство кино» выписал.
Итак, исполнительница роли Хуррем Мерьем Узерли – полунемка, она в Германии и родилась, что, впрочем, и заметно. Менее заметно, однако немка по матери и Сельма Эргеч – исполнительница роли Хатитдже. И тоже родилась в Германии. Анемичная красавица Нур Айсан (Нур Феттахоглу), сыгравшая Махидевран, вроде бы чистая турчанка, но родилась … в Дуйсбурге. Прямо эпидемия какая-то. Наконец, похожая на хорошенькую узбечку исполнительница роли Нигяр Филиз Ахмет – вообще славянка! Она, оказывается, даже родилась в Скопье. А Валиде – Небахат Чехре, чье имя уже десятилетия у турок синоним женской красоты (она «Мисс Турции» стала чуть ли не в 14 лет! ) – и она оказывается не турчанка, аджарка. А это уже грузины… И все же не следует полагать, что сериал « – это такой шибко модернизированный турецкий «Машкерад». Нет, нет, и модернизация отнюдь не всегда вредит правдивости изложения. А увязки с прошлым у нас есть, с них и начнем в следующий раз.
Ведь об эпохе Сулеймана Великолепного нам свидетельствуют два полотна западных художников. Одно знаменитое – «Махидевран Султан» («Босая султанша») – художника Чарльза Николса, хотя сам художник – мягко говоря, не из первого ряда. Второе полотно – «Роксолана», написанное в 1550 году – полотно малоизвестное, хоть и создано гениальным Тицианом Вечеллио. Вглядимся в лица султанш…
Часть 9 «Босая Султанша» Итак, в восьмой части данной статьи я упомянул о портретах двух главных женщин в жизни Великолепного Султана – портрете Махидевран работы Чарльза Николса («Босая султанша») и полотне «Роксолана», созданном великим Тицианом Вечеллио. Что ж, вглядимся в лица султанш. Портрет Махидевран, насколько я понимаю, создал англосакс Чарльз Николс; но если так, то это художник ХХ века, и, следовательно, претендовать на историческую достоверность он и не может. Впрочем, это отнюдь не значит, что единственный официальный портрет Махидевран не заслуживает нашего внимания. Николс, в конце концов, высокопрофессиональный художник, работавший у Диснея. Вот и получилась Махидевран прехорошенькая, как диснеевская Русалочка. Причем на портрете она совсем – совсем молода. Мы уже поминали, что из героев Великолепной Эпохи Махидевран пережила всех – прожила больше восьмидесяти, тогда как ее главная соперница – чуть больше пятидесяти. Но на портрете Махидевран – в самом начале; она совсем юна и беззаботна. В общем, прехорошенькая черкешенка. Кстати, спасибо читательницам из «Клуба Поклонниц Махидевран» – с ума сойти, есть и таковой! – хотя меня изумили их искренняя боль и даже гнев по поводу выбора турками актера на роль взрослого Мустафы. Я, мои дорогие, с Вами не соглашусь. Как раз одно из достоинств сего сериала – это и есть удачнейший выбор актеров; и как раз на центральные роли.
Я, правда, сам взрослого Мустафу еще и не видел, но Вам растолкую, что к чему. И нечего обижаться. Прекрасная поговорка у узбеков: «Лучше всех посоветует, как плов приготовить тот, кто вообще не ведает, как в руки взять КАПГИР». Что такое капгир – не помню, но смысл, я думаю, Вы уловили. Ну, хорошо, положим, это шутка. Но уж точно, не является пороком то, что якобы актер, играющий взрослого Мустафу, выглядит куда старше Нур Айсан, сыгравшей Махидевран. Подобные номера в кинематографе – сплошь и рядом. Возьмем только суперклассику – шекспировского «Гамлета». Сэру Лоренсу Оливье было за сорок, когда он сыграл датского принца; исполнительница же роли Гертруды – его матери – была на десять лет моложе. (Фильм 1948 года выпуска). В классическом же фильме 1969 года с Николом Уильямсоном (1936 года рождения) сам-то Гамлет был – по возрасту, имею в виду – отнюдь не стар, в возрасте Христа, но вот мамочка сего Гамлета была не только моложе сыночка на девять(! ) лет, но и на два года моложе Офелии!!! Мэриэнн Фэйтфулл только-только исполнилось 24 года, а поскольку она была не только кинозвезда, но и британская топ-модель начала семидесятых, то и выглядела Мэриэнн – и того моложе. (А вообще–то читательницы правы: актер, играющий роль взрослого Мустафы – Мехмет Гнусур – действительно взрослый. Он 1975 года рождения, и если учесть, что Нур Айсан, играющая роль Махидевран, родилась то ли в 1981, то ли в 1982 году, то некая пикантность наличествует). Махидевран была очень красива и стройна («Черкешенка была подобна газели»), и на портрете работы Николса это хорошо видно. Впрочем, экранная Махидевран куда привлекательнее и значительнее, нежели «Босая Султанша» Чарльза Николса. Хотя по сути, как мне кажется, никакой такой уж глубокой натурой Махидевран не была. Как оповещают нам черкесские сайты, по всей видимости, сейчас валом пойдут даже и книги с биографией «Матери Черкесов». Будут восхваляться красота Махидевран, ее ум и необычайно отзывчивая доброта. По поводу красы Махидевран – что телевизионной, что реальной – и спору быть не должно. Еще не хватало, чтобы одна из двух РЕАЛЬНЫХ жен Сулеймана Великолепного не была красавицей.
А вот ума я в ней вообще никакого не примечаю. И дело не токмо в том, что ВСЕ, без исключения ВСЕ, деяния Махидевран терпели неудачу, а она просто упорно повторяла те же самые ходы. И даже не в том, что в итоге черкешенка осталась у разбитого корыта, и после смерти Мустафы просто жила воспоминаниями. Такое со многими случается. Нет, дело в том, что Махидевран изначально избрала глупейшую стратегию (если только она отдавала себе в этом отчет). Не понимая, что ее соперница куда значительнее как личность, она поначалу попыталась попросту ее сжить с белу свету. Не вышло. Тогда Махидевран попыталась конкурировать с Хуррем (Роксоланой) в том, что касается красоты и женской привлекательности. И снова провалилась. Тип красоты у них с Анастасией (она же – Александра) был абсолютно разный, и тут уж – на любителя. Венценосный любитель выбрал славянку. А что до привлекательности, так она ведь связана и с человеческой значимостью. И здесь мы имеем Роксолану, тонкую, поэтичную, быстренько выучившую – и в совершенстве (! ) все восточные языки – и арабский, и персидский – не только турецкий. И Махидевран – ограниченную горянку, которая дальше Сераля ничего не видела, потому что кроме Сераля, ничего и не знала. Она, по сути, и оказалась в стенах гарема четырнадцатилетней девчонкой, и весь круг ее интересов за пределы сего женского суперобщежития в принципе-то и не мог выйти. А атмосфера в Серале была соответствующая. Как в СЕРПЕНТАРИИ.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|