Изначальная обреченность Махидевран
Но даже на то, чтобы это понять, чтобы руководствоваться принципами внутригаремной (внутрисеральной) борьбы у Махидевран-султан не хватило ни ума, ни интуиции. Вся ее борьба за власть делится на три этапа, но до того еще, как ее начать, Махидевран-Гюльбахор смогла все же осознать: умом и хитростью ей с Хуррем не справиться. Интеллектуально черкешенка была в разы ниже Сашеньки Лисовской, и к чести Махидевран – она это поняла. Что до красоты и чисто женской привлекательности, то здесь все абсолютно субъективно, и мы можем сказать, что просто Сулейману куда более понравилась Александра, и все тут. Собственно, большинство турецких изданий, комментирующих сериал, просто в силу того, что куда больше симпатизируют «коренной мусульманке» Махидевран, нежели этой «обнаглевшей русской» – это цитаты! занимают – как бы это почетче выразиться – «промахидеврановскую позицию». Что сказать: мне, в общем-то, с самого начала показалась, что турки, изрядно модернизируя историю, придали Александре черты им самим хорошо знакомые. Черты «оборзевшей» русской туристки где-нибудь в Анталье: знаете, женский вариант эдакого «Тагил, бесспорно, рулит! ». Ну, не так же было! Понятно, что перед нами костюмный сериал, как не крути, а не абсолютное восстановление действительности. Иначе и быть не может; почему, в конце-то концов, никто не возмущается великолепными нарядами «ГАРЕМык» в сериале? Да манекенщицы у Живанши – по крайней мере, за пределами подиума – более консервативно одеты! Я уж не говорю о Валиде. Она-то в течение всего фильма – вдовствующая императрица, но одевается – во всех сериях, что я видел – как топ-модель. Для примера: датская принцесса Дагмар – она же Мария Федоровна, жена Александра III и мать Николая II и, кстати, известнейшая европейская красавица – как после смерти венценосного супруга надела глубокий траур, так и до собственной кончины (она Александра чуть не на полвека пережила) траур сей и не снимала.
Ни в России, ни в родной Дании, куда бежала после 1917 года. А Роксолана резко выделялась не токмо в Серале Сулеймана Великолепного, нет, вообще в турецкой истории. Сколь же она была красива, о сем свидетельствует ее великолепный портрет, созданный самим Тицианом Вечеллио. И создан это портрет был великим итальянцем в начале пятидесятых годов, когда Роксолане и было уже под пятьдесят. Тем не менее, статная, с горделивой осанкой, рыжекудрая красавица выглядит в разы привлекательней, нежели черкесская девчонка с портрета работы Николса. Сравните сами, уважаемые читатели – и читательницы: портрет Хуррем работы Тициана хорошо известен под названием «La Sultana Rossa». (Кстати, в том числе и благодаря этому портрету на Западе никто и не сомневается в русском, а, скажем, не польском происхождении Роксоланы. Впрочем, с Тициана – что и взять? Не ведал итальяшка даже о существовании незалежной Киевской Руси – Украины! Хотя если всерьез, то сие может помешать поклонникам Мазепы и протчая, воспользоваться именем великой султанши для своих – естественно, не антитурецких, антиМОСКОВСКИХ целей! ) Некоторые любопытные сюжетцы из противостояния двух султанш Как я и обещал, начал понемногу знакомиться с книгами двух турок – специалистов по Роксолане («хурремоведы», что ли? ) – Ахмета Рефика Алтыная и Исмаила Хани Данишменда. Так вот, по поводу красоты и привлекательности (так и хочется написать сексапильности Роксоланы). Ахмет Рефик Алтыный поминает в своем труде «Женский Султанат», что когда Александра еще только попала в сераль, ее красота немедля привлекла всеобщее внимание.
Ахмет Рефик Алтынай подчеркивает, что в тот момент в серале еще раз осознали: эпоха любвеобильных султанов прошла. Последним был прадед Сулеймана, великий завоеватель Мехмет II Фатих –Mohammed the Conqueror, взявший Константинополь. Его преемник, дед Сулеймана – Баязид II Дервиш (переводят и как Святой) был чрезвычайно набожен и целомудрен. Что до отца Великолепного Султана – СелимаI Явуза, то у него были несколько иные пристрастия. По мнению Ахмета Рефика Алтыная, в серале поняли, что Сулейман идет путем своего деда. Гарем (в смысле – сераль) молодой султан посещал нечасто, большинство одалисок числились его наложницами чисто номинально. Да и к женам (тем, кого с известным допуском можно так именовать), отмечает турецкий автор, молодой султан относился крайне индифферентно. Про первую жену – Фюлане – уж и не знаю, о ней Ахмет Рефик Алтынай ничего не пишет, но вот вторую – Гюльфем – после смерти ее сына, султан отдалил от себя, хотя они и сохранили дружеские отношения. Кстати, Гюльфем продолжала жить во дворце. Что до третьей жены, то есть Махидевран, то и к ней он не проявлял особливого интереса, хотя и Ахмет Рефик Алтынай, и Исмаил Хани Данишменд подчеркивают: Мустафа не был единственным ребенком Махидевран от Сулеймана. У нее был также рано умерший младший сын Ахмед и дочь Разийе (не знаю, куда подевалась). И вдруг с появлением Александры ситуация кардинально меняется: султан в
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|