ТЕМА 1. Философия в ХХ веке: способы истолкования предметного поля, задач и целей философии
Стр 1 из 9Следующая ⇒ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО БРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» (ФГБОУ ВО «ВГУ»)
М. Ф. ЛИТВИНОВ
ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ ОНТОЛОГИИ
Учебно-методическое пособие для вузов
Воронеж Издательский дом ВГУ
2018 Утверждено научно-методическим советом факультета философии и психологии от «29» февраля 2018 г., протокол № 1400-03
Рецензент канд. филос. наук, доцент кафедры онтологии и теории познания М. А. Беляев
Учебно-методическое пособие подготовлено на кафедре истории философии факультета философии и психологии Воронежского государственного университета.
Рекомендуется для студентов магистров 1 курса дневной формы обучения отделения философии факультета философии и психологии.
Для направления 47.04.01 – Философия ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебная дисциплина «Основные тенденции развития современной онтологии» входит в базовую часть цикла «Б1. Дисциплины (модули)» Основной образовательной программы высшего образования ВГУ по направлению подготовки 47.04.01 Философия. Магистратура, подготовленной в соответствии с требованиями действующего ФГОС ВО. Структура лекционного курса следует за уже принятым пониманием логики разворачивания онтологической проблематики в западной философии ХХ века и в целом соответствует сложившейся академической традиции. В тематике семинарских занятий значительное внимание уделено дискуссиям, формирующим проблемное поле современной онтологии. Цель изучения учебной дисциплины – ознакомление студентов с онтологическими концептами современной зарубежной философии, развивающими и, одновременно, оспаривающими основоположения классической философской мысли; раскрытие объективной логики становления европейской философии и идеи преемственности в развитии философской мысли.
Основными задачами учебной дисциплины являются: 1) формирование у студентов системы знаний о проблемах современной онтологии; 2) выработка навыков непредвзятой, многомерной оценки философских течений, направлений и школ современной зарубежной философии; 3) развитие умения логично формулировать, излагать и аргументированно отстаивать собственное видение онтологических проблем современной философии; 4) формирование у студентов навыков пользоваться в процессе педагогической деятельности знаниями в области истории философии XX века. Программа рассчитана на 34 часа лекционных и 18 часов семинарских занятий. При изучении данного курса предполагаются две текущие аттестации в виде творческого письменного задания по вопросам соответствующих лекционных и семинарских занятий по следующим темам: «Разрешение спора между реализмом и идеализмом в философских концепциях начала ХХ века», «Децентрация «структуры» – обновление структуралистской программы и онтология различия». Форма промежуточной аттестации и в первом, и во втором семестре – экзамен. Усвоение учебного материала предполагает сочетание лекционных и семинарских занятий, а также самостоятельную работу студентов. Самостоятельная работа студентов предполагает изучение и конспектирование рекомендуемой преподавателем литературы по вопросам семинарских занятий, а также самостоятельное освоение понятийного аппарата и выполнение ряда заданий, выдаваемых преподавателем на семинарских занятиях. Все выполняемые студентами самостоятельные задания подлежат последующей проверке преподавателем. Для получения допуска к экзамену студент должен предоставить на проверку конспекты самостоятельно изученных литературных источников, а также выполненные задания для самостоятельной работы.
Приступая к изучению данной дисциплины, студенты должны иметь теоретическую подготовку по ключевым вопросам дисциплины «Онтология и теория познания», «История зарубежной философии», знать методологические основы, категориальный аппарат и основные проблемы «Современной зарубежной философии». Кроме того, студенты должны иметь знания по философской антропологии, социальной философии и этике. У студентов должны быть сформированы элементы следующей компетенции: способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу (ОК-1) в части знания: методологические принципы, основные проблемы различных направлений философии; в части умения: использовать приобретенные знания традиционных и современных проблем философии в профессиональной деятельности, при решении мировоззренческих и теоретико-познавательных задач; в части владения: методами и приёмами осуществления философского исследования, критериями выбораметодологической установки в профессиональной деятельности; основными общенаучными категориями и методологией их использования. Учебная дисциплина «Основные тенденции развития современной онтологии» является предшествующей для следующих дисциплин: «Новейшие течения в философской антропологии», «Человек в информационном обществе», «Проблема реальности в современной философии», «Постмодернизм и рациональность», «Онтологические основания власти», «Актуальные проблемы философии политики», «Современная эпистемология», «Философские теории глобальной социальности», «Методика преподавания философии в вузах». В результате освоения дисциплины «Основные тенденции развития современной онтологии» у студентов должна быть сформирована общепрофессиональная компетенция (ОПК) и ряд профессиональных (ПК): - владение углубленным знанием современных проблем философии, готовность предлагать и аргументированно обосновывать способы их решения (ОПК-1) в части знания: иметь представление о способах постановки и разрешения основных проблем современной онтологии; в части умения: ориентироваться в наиболее общих проблемах бытия, раскрываемых в рамках современной зарубежной философии; логично формулировать, излагать и аргументировано отстаивать собственное видение философских проблем современной онтологии; судить об актуальности и значимости идей современной зарубежной философии для современной культуры; в части владения: навыками использования философских знаний в научно-исследовательской и профессиональной деятельности; навыками непредвзятой, многомерной оценки философских течений, направлений и школ современной зарубежной философии;
- способность самостоятельно формулировать конкретные задачи научных исследований и проводить углубленную их разработку (ПК-1) в части знания: основных закономерностей, специфики развития современной онтологии; категориального аппарата, методологических принципов и основных проблем современной зарубежной философии; в части умения:использовать приобретенные философские знания в профессиональной деятельности, при решении конкретных задач философских исследований; в части владения: навыками критического мышления в осмыслении ключевых проблем современной зарубежной философии; - владение методами научного исследования, способность формулировать новые цели и достигать новых результатов в соответствующей предметной области (ПК-2) в части знания: основных проблем современной зарубежной философии с целью формирования способности самостоятельно формулировать новые цели философских исследований; в части умения:применять понятийно-категориальный аппарат, основные законы и принципы современной зарубежной философии в профессиональной исследовательской деятельности; в части владения: навыками философского анализа мирового историко-философского комплекса идей; - способность использовать углубленные специализированные профессиональные знания и умения при проведении занятий по философским дисциплинам в высшей школе (ПК-5) в части знания: иметь ясное представление об основных теоретических подходах в современной зарубежной философии; в части умения:свободно пользоваться в процессе педагогической деятельности углубленными специализированными философскими знаниями; в части владения: методиками организации и ведения учебного процесса и способностью применять их в педагогической деятельности в высшей школе.
Объем дисциплины в зачетных единицах / часах в соответствии с учебным планом – 5 ЗЕТ / 180 часов. ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ТЕМА 1. Философия в ХХ веке: способы истолкования предметного поля, задач и целей философии Хайдеггеровская трактовка философии как невозможное требование «выспросить до дна неисчерпаемое … вопроса» «почему вообще есть сущее, а не наоборот – ничто?»; «расхожие лжетолкования философии». Жорж Батай и неосуществимое требование к философской мысли быть «открытой для всех прежних, а также будущих поворотов». Видение Морисом Мерло-Понти предназначения философии: нацеленность мысли на универсум «сырого бытия»; дешифровка смысла в различении фактов и обработке сущностей. Истолкование философствования в качестве клоунады в эстетикоцентристком подходе Теодора Адорно и его критический взгляд на потенциал онтологии. Понимание философии Жилем Делёзом и Феликсом Гваттари: творение «концептов», «план имманенции».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|