Сравнительные результаты дифференцированных психотерапевтических программ
В исследованиях, проведенных коллективом клиники в 1982—1985 гг. [Leder S., 1985], сравнивались результаты использования трех различных психотерапевтических программ в трех закрытых группах стационара, в каждой из которых в клинической картине доминировали либо физические, либо психические синдромы или нарушения поведения. Ход и результаты девятинедельного лечения 9 групп по 34 человека в каждой оценивались с помощью разнообразного инструментария и измерений, описанных в предыдущих работах коллектива клиники. Проводились сравнения экспериментальной (280 человек) и контрольной (120 человек) групп, а также пациентов с различными типами неврозов. Сравнения выявили различную динамику процесса лечения; были установлены различные эффекты, связанные с использованной психотерапевтической программой и измерениями, по которым оценивались наступающие изменения (симптоматический эффект и модификация установок). Сравнительный анализ полученных результатов показал, что степень симптоматического улучшения в экспериментальных группах, где дополнительно использовалась медитация или гипноз (у пациентов с соматическими симптомами), поведенческие техники (у пациентов с с психическими симптомами), ролевая игра и социальный тренинг (у пациентов с нарушениями поведения) превышала симптоматическое улучшение в контрольной группе, где применялась только стандартная психотерапевтическая программа. Не удалось выявить влияния дополнительных специфических методов лечения на степень изменения установок. На основе полученных результатов были сделаны следующие выводы: 1) у больных неврозами отмечены общие характе
2) деление больных неврозами на дифференциро 3) выявленные особенности этих типов расстройств 4) соотношение прогностических факторов отно 5) методы лечебного воздействия, дополняющие 6) перемены, вызванные психотерапией, диффе ИССЛЕДОВАНИЯ ДРУГИХ МЕТОДОВ ГРУППОВОЙ ПСИХОТЕРАПИИ В Клинике неврозов, кроме групповой и индивидуальной психотерапии, используются: арттерапия, музыкотерапия, психодрама с пантомимой, хореотера-пия, спорттерапия и пЪведенческая терапия. Арттерапия Исследования диагностических элементов художественной экспрессии пациентов проводила W. Chli-stunoff (1975). Она обследовала 38 пациентов—членов двух открытых психотерапевтических групп. Проводилась оценка 496 рисунков по 28 темам (например, «Какой я есть», «Каким я хочу быть», «Мой дом», «Остров счастья»). Кроме того, пациентов обследовали с помощью незаконченных предложений Rotter. Рисунки оценивал знающий пациента арттерапевт по 4 категориям, характеризующим проблемы пациента в сексуальной и социальной сферах, функционировании в семье и по так называемым специфическим признакам патологических состояний данного пациента, типа: страх, депрессия. Дополнительно рисунки оценивали психолог, не знающий пациента, и лечащий врач. Была подтверждена значительная диагностическая ценность рисунка, что нашло выражение в высокой положительной корреляции оценок всех трех специалистов. Запас информации, содержащийся в рисунке, превышает информацию, полученную с помощью теста незаконченных предложений.
Музыкотерапия Музыкотерапию используют в качестве одного из методов комплексной психотерапии, она способствует катарсису, является катализатором эмоциональных процессов, создает условия для эксплорации, осознания, благоприятствует усвоению новых установок. Е. Galinska (1973) отмечает, что музыкотерапия облегчает вступление в контакт депрессивным пациентам, развивает эстетические потребности и обогащает новыми средствами эмоционального выражения. Эта психотерапевтическая форма дает пациентам возможность выполнять различные социальные роли и удовлетворять потребности в эмоциональных связях. В другой работе Е. Galinska (1975), обследуя 150 больных неврозами, установила, что у больных неврозами восприятие музыки затрудняют следующие факторы: колебания настроения, состояния страха и напряженности, трудности в концентрации внимания. Психические состояния пациентов влияли также на содержание их внемузыкальных ассоциаций. Поведенческая психотерапия В рамках комплексной психотерапии в Клинике неврозов используются отдельные поведенческие ме-тоДы. В исследованиях В. Bigo (1979) анализировалось влияние систематической десенсибилизации на уменьшение невротических симптомов при лечении агорафобии. Было проведено обследование 45 больных с диагнозом невроза страха с фобическим компонентом в виде агорафобии: 24 пациента были включены в экспериментальную группу, где использовался метод систематической десенсибилизации, а 21 пациент— в контрольную группу, где этот метод не использовался. В экспериментальной группе по физиологическим показателям (ЭЭГ, ЭКГ, ЭМГ) не было существенных различий с контрольной группой. Не установлено различий и в реориентации, измеряемой по 4-балльной шкале оценок. Отмечается, что применение метода систематической десенсибилизации наряду с другими лечебными методами увеличивает эффективность лечения симптомов агорафобии и напряжения.
Хореотерапия В работах Z. Aleszko (1975, 1978) исследовалось влияние хореотерапии на физические способности и двигательную координацию, на психические свойства и музыкальные способности пациентов, страдающих неврозами. В эксперименте участвовали 32 студента. Результаты сравнивали с результатами контрольной группы, не участвовавшей в хореотерапии. Выяснилось, что хореотерапия вызывает благоприятные изменения в физической сфере и в таких психических свойствах, как концентрация внимания и уровень тревоги, который рассматривался как «актуальное состояние». У пациентов, леченных хореотерапией, наблюдалось также улучшение настроения, менее тревожное отношение к лицам противоположного пола и большая доброжелательность к окружающим (переменные измеряли с помощью теста Спилбергера).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|