Сплоченность в психотерапевтических группах
Сплоченность является особенностью психотерапевтической группы. Проводился ее обстоятельный анализ с учетом последствий наличия или отсутствия сплоченности для хода и эффективности психотерапевтического процесса. В работе A. Kosewska (1978) сплоченность понималась как привлекательность психотерапевтической группы для участников в сферах межличностной привлекательности; привлекательности норм, форм и целей группы; привлекательности группового психотерапевта. В работе анализировалась динамика сплоченности и ее связи с отдельными переменными психотерапевтического процесса. Были обследованы 119 человек, в том числе 70 больных неврозами, члены двух открытых психотерапевтических групп в Клинике неврозов ~в Варшаве и 49 студентов, больных неврозами, члены пяти открытых групп, проходивших курс лечения в реабилитационно-лечебном лагере. Выяснилось, что если группа привлекательна для пациентов, у них чаще наблюдались положительные результаты в улучшении самочувствия, инсайта и реориентации (которые измерялись 4-балльной шкалой оценок, описанной выше). Сплоченность тесно связана с изменением установок относительно положительных интеракций и методов лечения (измеряемым семантическим дифференциалом Osgood). В упомянутой работе подчеркивалось, что сплоченность группы не означает единодушия в суждениях и мнениях участников и не ведет к появлению в группе атмосферы давления, подчинения и зависимости. Группа, где сталкиваются различные точк:-1. зрения, в которой возникает напряженность, а иногда и борьба, не перестает быть привлекательной для ее членов. Учитывая полученные в работе данные, можно сказать, что привлекательность группового психотерапевта очень важна, поскольку он является моделью проблемной активности на психотерапевтических занятиях (измеряется IPA Bales) и представителем принятых в данном заведении норм. Кроме того, в начале процесса психотерапии психотерапевт воспринимается группой как единственный авторитетный человек, способный им помочь. Поэтому, если психотерапевт является привлекательным для участников группы, в первой фазе лечения отмечается улучшение самочувствия больных, они охотнее принимают участие в занятиях по групповой психотерапии и чувствуют себя на них в безопасности.
Групповой психотерапевт A. Kosewska и A. Pohorecka в своих исследованиях поставили своей задачей определение связи между некоторыми особенностями группового психотерапевта и характером его ролевого участия в работе группы, установление способов восприятия психотерапевта больными неврозами. Были обследованы 20 групповых психотерапевтов из трех психотерапевтических центров в Варшаве и Кракове и 279 пациентов с невротическими нарушениями и расстройствами личности, члены 29 открытых и закрытых групп. В исследованиях использовались: — тест прилагательных Gough для определения — анкета с вопросами и ответами относительно по — социометрический выбор для определения пози — опросник сплоченности для определения прив-
лекательности психотерапевта для пациента и степени привлекательности для него группы; — список прилагательных и шкала оценок для — анкета для определения теоретической ориента Исследования проводились дважды — в начале и в конце психотерапевтического процесса. В принципе, установлено совпадение восприятия пациентами поведения группового психотерапевта на занятиях с восприятием этого поведения самим психотерапевтом. Обследуемые групповые психотерапевты на занятиях по групповой психотерапии чаще всего ставили следующие цели: выражение пациентами эмоций и достижение инсайта, а также попытки реориентации (как в первой, так и в заключительной фазе). На занятиях использовались следующие техники: вопросы об эмоциях, интерпретации и предложения выполнения задач (в заключительной фазе). Установлены совпадения в восприятии психотерапевтов, как относительно мало открытых, так и мало директивных. Образ идеального группового психотерапевта был у исследуемых психотерапевтов и пациентов идентичен по интеллектуальным характеристикам, межличностным контактам и руководству, т. е. обе обследуемые группы видели психотерапевта в роли доброжелательного лидера-эксперта. Обследуемые психотерапевты отличались однозначностью образа в восприятии пациентов и соответствием собственного описания описаниям их личности пациентами. Из проведенных обследований следует, что в изучаемых группах существует положительный климат для психотерапевтического отношения; это находит выражение в большом количестве положительных социометрических выборов, полученных психотерапевтом. Более открытые и директивные психотерапевты получали большее число положительных выборов. Групповые психотерапевты воспринимались пациентами преимущественно в роли эксперта, опекуна и модели поведения, что совпадает с теоретической установкой психотерапевтов. Психотерапевты, зани- мающие высокую социометрическую позицию в профессиональной среде, имели такую же позицию в группе, низкая позиция в профессиональной среде не имела соответствующей оценки в группе.
Незначительные различия в восприятии психотерапевта на начальном и заключительном этапах выражаются: — в изменении восприятия его роли в группе (на — в изменении целей и техник, используемых на На последующих этапах обработки результатов исследования будет проанализирована зависимость между вышеперечисленными переменными.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|