Групповая психотерапия в системе комплексной психотерапии
Само определение комплексной психотерапии предполагает психотерапевтическое воздействие с использованием комплекса взаимодополняющих, составляющих единое целое методов. В клинической практике подобный подход чаще всего характерен для эклектиков, они отбирают в лечебных системах соответствующие методы и соединяют их вместе. Так, например, J. Dollard и N. Miller (1967) соединяют динамический и поведенческий методы. A. Lazarus (1974) использует многофакторную модель психотерапевтических воздействий, направленных на различные структуры, куда наряду с поведенческими методами входят биологические, суггестивные, психологические и воспитательные воздействия. S. Kratochvil (1978) видит в существующем подходе к комплексной психотерапии возможность для будущего развития интегративного направления в психотерапии. В клинике неврозов Института психиатрии и неврологии проводится комплексная психотерапия неврозов с использованием групповых и индивидуальных методов. Эта модель более подробно представлена в предыдущих разделах (при описании психотерапевтических методов) и в других работах [Bigo В., 1973]. Интенсивное использование лечебных методов для достижения эффективных результатов, индивидуальный подход к пациенту являются основными принципами комплексной психотерапии в нашей клинике. Приспо- собление лечебных методов к пациенту, а 'не пациента к определенным психотерапевтическим системам— вот суть проблемы [Strotzka H., 1969]. Такой подход находит выражение и в комплексной психотерапевтической модели нашей клиники. Принятый в клинику пациент включается в разные формы групповой психотерапии, но основной упор делается на дискуссионную форму, обязательную для всех пациентов. Имеются возможности для разработки индивидуальных программ лечения для каждого пациента. В поведенческую группу, так называемую «тренин-говую», включаются пациенты, которым необходим этот вид терапии (см. главу 9).
Другие групповые формы, например психодрама, пантомима, хореотерапия, музыкотерапия, артте-рапия, в нашей лечебной модели являются вспомогательными, но чрезвычайно важными методами, интегральной частью психотерапии (особенно психодрама и пантомима). При индивидуальном лечении в определенных случаях проводятся специальные диагностические исследования, применяются реабилитационные мероприятия, физиотерапия, гипнотерапия, фармакологическое лечение. Бывает, что пациент поступает в отделение неврозов по различным причинам, не всегда зависящим от врача, недостаточно обследованным соматически. В таких случаях для выработки своего отношения к возможным соматическим расстройствам необходимы дополнительное обследование и консультации специалистов. Пример I. Пациент.3. направлен в клинику сексологии по поводу сексуальных paccJ'goflcrB невротического характера. Специалист-уролог после обследования пациента обнаружил врожденный дефект, требующий небольшой операции на половых органах. После операции недомогания пациента, связанные с сексуальным функционированием, частично уменьшились, что позволило сосредоточить внимание на невротической проблематике. В другом случае пациент жалуется на сильные боли в позвоночнике. В ходе обследования выявлены изменения в костной системе, больному рекомендованы реабилитационные мероприятия и физиотерапия. Реабилитация придает пациенту уверенность, позволяет преодолеть страх и совершать во время работы физические усилия. Суггестивные методы в рамках комплексной психотерапии используются в различной форме для облегчения и ускорения процесса научения, углубления эксплорации и установления положительного психо-
терапевтического контакта. К ним прежде всего можно отнести гипноз, который мы используем редко и не систематически. Для нашей клиники характерно одноразовое применение гипноза, несколько сеансов проводится в случаях, требующих быстрого устранения истерических симптомов, как, например, парез, чтобы предотвратить вторичные изменения. В качестве вспомогательного метода в определенных случаях и по отношению только к некоторым пациентам используется фармакотерапия: 1) в качестве защиты: у больных с неврозом страха 2) для уменьшения навязчивых состояний, тиков Мы стремимся к тому, чтобы информация об индивидуальных методах лечения и его целях обсуждалась на занятиях по дискуссионной психотерапии, чтобы участники оказывали в этом помощь друг другу. Например, на занятиях часто задавали следующие вопросы: «Знаете ли вы тренинговые задания этого пациента?», «Видите ли вы возможность подключения к выполнению этих заданий?», «Не возникают ли в палате конфликты, когда пациент вечером выполняет свое задание?». Случается, что пациенты дополняют или корригируют ответы, предлагают более удачное решение, контролируют ход выполнения задания. Пример 2. Группа обсуждает проблему пациента X., которому по индивидуальной программе дано время для систематического выполнения заданий. Группа замечает, что он использует тренинг в ущерб дружеским контактам, не участвует в жизни отделения. Участники предлагают ему составить план выполнения заданий с таким расчетом, чтобы они не мешали его деятельности в рамках терапевтического сообщества. Пациент отказывается, однако группа
настаивает, помогая больному понять значение его участия в жизни отделения и в общении с другими пациентами, поскольку нарушения взаимодействия с окружающей средой — один из важнейших факторов возникновения невротических расстройств. Прием лекарств обычно трактуется участниками группы как проявление слабости или временная необходимость для выхода из состояния, в котором пациент чрезмерно сконцентрирован на своих симптомах. Соотношение и очередность использования лечебных методов в комплексной психотерапии зависят от цели, которую ставит коллектив, терапевтической концепции и структуры лечебного учреждения. ГЛАВА 15 ПСИХОТЕРАПИЯ В ОБЩЕМ ЗДРАВООХРАНЕНИИ
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|