Роль налога на добавленную стоимость в странах Европейского Содружества и в формировании Государственного бюджета Украины.
Рассмотрим значение НДС в налоговой системе отдельных стран. В программе унификации налогообложения в рамках ЕС проблемы НДС занимают одно из центральных мест. Более того, наличие НДС является обязательным условием членства в Союзе. И это не случайно. В ретроспективе некоторые ведущие страны ЕС, например, Франция, к началу формирования Общего рынка широко использовали косвенные налоги. И поэтому наиболее приемлемым вариантом в постепенном сближении налогообложения стран ЕС, - а это считалось одной из важных задач с самого начала интеграционных процессов в Западной Европе, - рассматривалось формирование единых основ косвенного обложения; применительно к налогам на потребление важнейшая роль отводилась унификации использования НДС. За время западноевропейской интеграции унификация косвенного налогообложения и особенно НДС продвинулась достаточно далеко. В большинстве стран ЕС НДС является ныне единственным налогом на потребление; в некоторых странах одновременно используется налог на продажи (например, в Германии). Рассмотрим ставки этого налога по странам (таблица 1). Кроме сниженных ставок по НДС, в странах ЕС используются еще два вида льгот по этому налогу - освобождение и использование так называемой нулевой ставки. В первом случае производитель продает свою продукцию без взимания НДС со своих потребителей (и соответственно не платит его в бюджет), но в то же время не получает права на возмещение НДС на материальные ценности, закупленные им для использования в процессе производства данной продукции. Иначе говоря, от НДС освобождается лишь та часть добавленной стоимости, которая относится к продаваемым товарам и услугам; но одновременно производитель должен оплачивать НДС на закупленные и использованные им сырье и материалы. Иными словами, это освобождение имеет частичный характер.
Таблица 1.1 Ставки налога на добавленную стоимость в странах ЕС, 2000 г.
Третий вид льгот - нулевая ставка - полностью освобождает производителя от НДС. Одновременно производитель получает право на возмещение НДС, уплаченного им при закупке сырья и материалов. Таблица 3 показывает широкое распространение в странах ЕС льгот в виде сниженной ставки. Нулевая ставка используется в таких странах ЕС, как Великобритания, Италия, Бельгия, Швеция, Финляндия, Ирландия. В целом данные таблицы свидетельствуют о наличии достаточно высоких ставок НДС в странах ЕС. В некоторых из них (например, в Швеции, Финляндии, Дании) эти ставки превышают максимальные ставки, рекомендуемые руководящими органами ЕС (14-20% по основным группам товаров, при разрешении использовать более низкие ставки для некоторых социально-значимых групп). Это свидетельствует о незавершенности процесса унификации налогообложения в странах ЕС даже в сфере косвенного обложения (по прямому налогообложению межстрановые различия еще больше). Что касается западноевропейских стран, не входящих в ЕС, то ставки НДС в них весьма различны (в Норвегии до 1 января 1955 г. 22%, в последующий период - 23%; в Швейцарии - 6.5%. Высокий уровень ставок НДС в странах ЕС виден из сопоставлений со странами, ограничивающими использование косвенных налогов вообще и НДС в частности. Так, например, в США, где НДС не используется, ставка налога на продажи колеблется по штатам от 3 до 8.25%; в Канаде ставка НДС составляет 7.5-8%, в Японии - 3%.
Фискальную роль современных налогов на потребление (с решающей долей НДС) можно выявить на базе оценки доли этих налогов в общих налоговых поступлениях. В целом по развитым странам налоги на потребление составляют около 28% всех налоговых поступлений. Однако существуют большие межстрановые колебания этого показателя (ниже 10% в США и Японии и около 15% в Канаде и Швейцарии, 40-50% в Португалии, Греции, Исландии, Ирландии). Мы видим, что налоги на потребление играют незначительную фискальную роль в США, Японии, Канаде и Швейцарии (группе стран с мощным общественным мнением против косвенного налогообложения). В остальных странах эта роль достаточно весома, по сути приближаясь к роли индивидуального подоходного налога (кроме Франции и Греции). Рассмотрим структуру поступлений и место налога на добавленную стоимость в налоговых поступлениях в Государственный бюджет Украины. Как видно из приведенной таблицы, часть налоговых поступлений из всех доходов Государственного бюджета не имеет стабильного значения, но в среднем колеблется вокруг 50%. В текущем году часть налоговых поступлений составляет 54,4%. Таблица 1.2 Структуру поступлений и место налога на добавленную стоимость в налоговых поступлениях в Государственный бюджет Украины.
Исходя из приведенных данных можно сделать вывод, что налог на добавленную стоимость есть одним из ведущих и наиболее прибыльных для государства налогом. Так как налоговые поступления составляют приблизительно половину доходов Государственного бюджета, а налог на добавленную стоимость - половину налоговых поступлений, (рис 1) то выходит, что налог на добавленную стоимость составляет приблизительно 25% всех доходов Государственного бюджета Украины. (рис 2) Так своевременное и в полном объеме взыскание налога на добавленную стоимость значительным образом влияет вообще на доход бюджета.
Рис. 1.1 Удельный вес НДС во всех налоговых поступлений в госбюджет Украины
Как видно из данных выполнения Государственного бюджета Украины из поступлений налога на добавленную стоимость, ни в одном году план не был выполненный. Фактические поступления за 10 месяцев 2000 года составили 4069114,93 тысячи гривен. Это означает что в конце 2000 года бюджет не досчитался значительной суммы средств от поступлений налога на добавленную стоимость. Рис. 1.3 Динамикаизменения доли НДС в налоговых поступленнях госбюджета Украины по годам
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|