Предложение отрасли в краткосрочном периоде
Отраслевое (рыночное) предложение представляет собой объем выпуска, осуществленный всеми фирмами отрасли. Если в отрасли достигнуто равновесие, то объем предложения каждой фирмы отрасли в краткосрочном периоде будет представлен кривой ее предельных издержек. Это означает, что -1ля краткосрочного периода предложение отрасли будет равняться сумме предложения фирм для каждого уровня рыночной цены. (Рис. 7.7.)
Кривая краткосрочного рыночного предложения совершенно конкурентной отрасли является суммой краткосрочных кривых предложения отдельной фирмы.
Рис. 7.7. Формирование кривой краткосрочного предложения отрасли
Принцип суммирования кривых предложения фирм для определения кривой отраслевого предложения применим лишь в той степени, в какой цены на используемые в отрасли переменные факторы остаются неизменными. Так как увеличение предложения отрасли приведет к росту спроса на переменные факторы и может вызвать рост цен на них, то в реальной действительности построение кривой отраслевого предложения не сводится к сложению кривых предложения отдельных фирм. Сама же краткосрочная кривая отраслевого предложения будет детерминирована такими факторами, как: 1) количество фирм в отрасли; 2) средний размер фирм отрасли; 3) цены используемых отраслью переменных ресурсов; 4) применяемые в отрасли технологии.
Предложение отрасли в долгосрочном периоде
Расширение или сокращение отрасли влияет на цену рыночного равновесия поскольку она неизбежно возвращается к уровню минимальных долгосрочных средних издержек. Это означает, что кривая долгосрочного отраслевого предложения является совершенно эластичной и должна быть представлена горизонтальной прямой. Однако такое допущение справедливо лишь в случае неизменности цен на факторы производства. Но так как цены факторов могут изменяться под влиянием спроса на них, то положение долгосрочной кривой предложения отрасли будет зависеть от того, в какой степени изменение объема производства в отрасли повлияло на цены факторов производства, используемых отраслью. В зависимости от характера этого влияния различают отрасли с: а) постоянными издержками, б) растущими издержками и в) снижающимися издержками.
А) отрасль с постоянными издержками
q1 Q1
Рис. 7.8. Долгосрочное предложение отрасли с постоянными издержками
Смешение спроса с D1 до D2 приводит к росту цены с Р1 до Р2. Реагируя на изменившиеся условия, фирма в краткосрочном периоде увеличивает производство с q1 до q2. Возникающая при этом экономическая прибыль привлечет в отрасль новые фирмы, что приведет к сдвигу в долгосрочном периоде кривой отраслевого предложения с S1 до S2. Если цены на ресурсы из-за роста спроса на них не изменятся, то новое долгосрочное равновесие отрасли будет установлено при прежней рыночной цене на продукцию отрасли Р1 и объеме Q2, что даст горизонтальное смещение отраслевого предложения (SLR). Поэтому для отрасли с неизменными издержками характерно: • цены остаются неизменными при изменении предложения; • цены равны долгосрочным минимальным средним издержкам.
Отрасль с постоянными издержками характеризуется неизменностью цен, а кривая ее долгосрочного предложения представлена горизонтальной линией
Б) отрасль с растущими издержками (рис. 7.9). При смещении спроса с D1 до D2 произойдет рост цены с P1 до Р2. Реагируя на изменившиеся условия, фирма в краткосрочном периоде увеличивает производство с q1 до q2, а кривая долгосрочного отраслевого предложения сместится с Sq до Sq. Если в связи с ростом отраслевого предложения увеличившийся спрос на ресурсы приведет к повышению цен на них, то издержки действующих в отрасли фирм вырастут — кривая средних долгосрочных издержек фирмы сместится вверх (LRАС2), а кривая предельных издержек отклонится влево (МС2). Новое долгосрочное равновесие установится при цене Р3 издержках LRAC2, что даст повое рыночное равновесие при отраслевом выпуске Q2. Кривая отраслевого предложения (SLR) оказывается наклоненной вверх. Отрасль с растущими издержками характеризуется:
· ростом цен с увеличением рыночного предложения; · цена равна долговременным минимальным средним издержкам.
Отрасль с растущими издержками производства характеризуется ростом цен, а кривая ее долгосрочного предложения наклонена вверх.
фирма отрасль МС1 Рис. 7.9. Долгосрочное предложение отрасли с растущими издержками
В) отрасль со снижающимися издержками (рис. 7.10).
В данном случае мы сталкиваемся с тем же механизмом установления отраслевого предложения, что и в предыдущем случае. Различие состоит лишь в том, что в отрасли со снижающимися издержками расширение объема отраслевого выпуска приводит к снижению цен на производственные ресурсы. Кривые издержек фирмы перемещаются вниз, а новое долгосрочное равновесие отрасли достигается при отраслевом выпуске Q2 равной долговременным минимальным средним издержкам. Следовательно, отрасль со снижающимися издержками: · производит с минимальными долгосрочными средними издержками; · равновесная цена имеет тенденцию к снижению с ростом отраслевого выпуска.
фирма отрасль МС1 МС2
Рис. 7.10 Долгосрочное предложение отрасли со снижающимися издержками
Отрасль со снижающимися издержками производства характеризуется тенденцией цен к снижению, а кривая ее долгосрочного предложения наклонена вниз
Снижение цен на ресурсы вследствие расширения отрасли чрезвычайно редкое явление*(* Такая ситуация возможна при вовлечении в производство нового ресурса, когда его цена высока из-за неразвитости рынка. Рост спроса ресурса может способствовать лучшей организации рынка ресурса (улучшение маркетинга, транспортной сети) и, как следствие, падению цены на него.). Чаще всего снижение цен на продукцию отрасли является результатом применения более совершенных технологий. Поэтому далеко не всякое снижение отраслевых цен следует связывать со снижением цен на ресурсы в результате расширения отрасли.
Эластичность предложения
Эластичность рыночного предложения по цене показывает скорость реакции объема производства на изменение рыночной цены. Определяемая как процентное изменение количества предлагаемой продукции в ответ на 1% изменения ее рыночной цены, эластичность предложения выражается уравнением ЕS = (P/Qs)(ΔQs/ΔP), где Qs — объем предложения. Поскольку Qs/ΔP — величина, обратная наклону кривой предложения, то мы можем сделать следующие выводы. Во-первых, эластичность предложения в краткосрочном периоде всегда положительна, и кривая краткосрочного предложения всегда направлена вверх, причем больше для отрасли с растущими и меньше для отрасли с постоянными издержками, в то время как кривая долгосрочного предложения направлена вверх только в случае с растущими издержками. Во-вторых, эластичность предложения в долгосрочном периоде обычно выше, чем в краткосрочном, так как у фирмы меньше ограничений по изменению параметров производства. Для отрасли с постоянными издержками долгосрочное предложение будет абсолютно эластично и примет вид прямой линии. Имеющиеся оценки ценовой эластичности предложения показывают, что наиболее типичными являются отрасли с возрастающими издержками, а имеющее место понижение последних чаще всего является результатом влияния технического прогресса.
7.4. Эффективность конкурентных рынков
Проблема обеспечения рыночной эффективности состоит в том, чтобы, во-первых, рационально распределить ресурсы и, во-вторых, обеспечить их эффективное использование. Рациональное распределение ресурсов достигается тогда, когда их распределение между отраслями обеспечивает производство оптимального с точки зрения общества, то есть соответствующего структуре его потребностей, набора благ. Так как рыночные цены отражают общественную ценность продукта, а предельные издержки его производства — ценность используемого для производства данного продукта ресурса. то соизмерение этих показателей будет свидетельствовать о степени соответствия распределения ресурсов потребностям общества, то есть эффективности их распределения. Наиболее эффективное распределение ресурсов будет достигаться тогда, когда предельные издержки производства продукта будут равны его рыночной цене МС = Р, так как в этом случае ценность последней единицы продукции для покупателя равна ценности необходимых для ее производства ресурсов.
Эффективное использование ресурсов достигается тогда, когда производство включенных в оптимальный набор благ осуществляется при наименьших для существующих технологий издержках. Это означает, что в качестве показателя эффективности использования ресурсов должен быть принят уровень долгосрочных средних издержек.
Совершенно конкурентный рынок является экономически эффективным, так как действующие на нем рыночные силы принуждают фирмы к производству с минимальными долгосрочными средними, обеспечивая тем самым наилучшее использование ресурсов, и реализации продукции по ценам равным предельным издержкам производства, чем обеспечивается рациональное распределение ресурсов
Как мы уже знаем, на совершенно конкурентных рынках фирмы всегда осуществляют предложение в соответствии с принципом МС = Р, а в условиях долгосрочного рыночного равновесия производят с минимальными средними издержками Р = LRACmin. (Рис. 7.11.) Поэтому в рамках долгосрочного периода точка отраслевого равновесия совершенно конкурентного рынка соответствует положению LRMC = Р = LRAC min.
Q* Q Рис. 7.11. Условия эффективности совершенно конкурентного рынка
Следовательно, для данного типа рынка выполняются оба условия эффективности, и он является экономически эффективным.
Экономическую эффективность совершенно конкурентных рынков не следует рассматривать в качестве некоего абсолюта, к которому следует стремиться. Здесь имеются свои ограничения: · во-первых, указанная эффективность достижима только при условии полной стандартизации продукции, а это не только ведет к сужению товарного ассортимента, а значит, и снижению благосостояния потребителей, но и противоречит условию рационального распределения ресурсов: · во-вторых, функционируя при нулевой экономической прибыли, фирмы оказываются лишенными источника развития, что становится препятствием на пути научно-технического прогресса.
Краткие выводы 1. Производя незначительную часть рыночного объема продукции совершенно конкурентная фирма не может воздействовать на рыночную цену и принимает последнюю как данную, а суть ее поведения сводится к приспособлению к складывающимся рыночным условиям. 2. Так как действующие на совершенно конкурентном рынке фирмы производят идентичную продукцию, то спрос на продукцию отдельно взятой фирмы является абсолютно эластичным, а кривая спроса становится горизонтальной прямой. 3. Абсолютная эластичность спроса на продукцию отдельной совершенно конкурентной фирмы, отражающая неспособность последней воздействовать на рыночную цену, приводит к совмещению кривой спроса на продукцию фирмы и кривой ее предельной выручки, что обусловливает принятие фирмой рыночной цены в качестве руководства для принятия решений об объеме выпуска. 4. Поскольку в условиях совершенной конкуренции для отдельной фирмы значения предельной выручки равны рыночной цене, то стремящаяся к максимизации прибыли фирма оптимизирует свой выпуск в случае равенства рыночной цены и предельных издержек ее производства. 5. Оптимизируя выпуск путем выбора объема производства, при котором цена равна предельным издержкам, совершенно конкурентная фирма в краткосрочном периоде осуществляет предложение до тех пор, пока цена на продукцию выше или равна минимальным средним переменным издержкам производства фирмы, а кривая ее предложения представлена частью кривой ее краткосрочных предельных издержек производства в этом диапазоне. 6. В долгосрочном периоде, руководствуясь тем же правилом, совершенно конкурентная фирма выбирает объем выпуска, при котором цена равна долгосрочным предельным издержкам, и осуществляет предложение до тех пор. пока цена на продукцию выше или равна минимальным долгосрочным средним издержкам производства. При этом кривая ее предложения представлена частью кривой ее долгосрочных предельных издержек производства в этом диапазоне. 7. Поскольку вступление на отраслевой рынок и выход из него стремящихся к максимизации прибыли фирм обусловлено возможностью получения экономической прибыли, то изменения рыночного предложения будут зависеть от соотношения рыночной цены и уровня долгосрочных средних издержек производства фирм, действующих в отрасли. Следовательно, равновесие рыночного спроса и рыночного предложения будет достигнуто тогда, когда рыночная цена станет равной минимальным долгосрочным средним издержкам производства, а фирмы и отрасль окажутся в положении долгосрочного равновесия, при котором фирмы отрасли производят с минимальными долгосрочными средними издержками и не получают экономической прибыли. 8. В краткосрочном периоде рыночное предложение формируется как горизонтальное суммирование краткосрочных объемов предложения отдельных фирм отрасли для каждого отдельного уровня цены. 9. Для долгосрочного периода кривая предложения фирмы и отрасли будет: 1) горизонтальной прямой, если цены потребляемых фирмами отрасли факторов производства остаются неизменными; 2) возрастающей кривой, если цены факторов растут; 3) снижающейся кривой, если цены на факторы снижаются. 10. Поскольку условия совершенной конкуренции заставляют фирмы функционировать в режиме, обеспечивающем производство на уровне минимальных долгосрочных средних издержек и продавать по ценам, равным предельным издержкам, то это означает, что совершенно конкурентные рынки являются абсолютно эффективными, так как обеспечивают, во-первых, осуществление производства наиболее дешевым способом и, во-вторых, наиболее рациональное распределение ресурсов в обществе.
Ключевые понятия
Совершенно конкурентная фирма Кривая спроса на продукцию совершенно конкурентной фирмы Точка безубыточности Точка закрытия фирмы (банкротства) Кривая предложения совершенно конкурентной фирмы в краткосрочном периоде Кривая предложения совершенно конкурентной фирмы в долгосрочном периоде Положение долгосрочного равновесия отрасли Рыночное (отраслевое) предложение Отрасль с постоянными издержками Отрасль с растущими издержками Отрасль со снижающимися издержками Эластичность предложения Эффективность конкурентных рынков Вопросы и задания
Вопросы для обсуждения
1. Что же совершенного в совершенной конкуренции? 2. Если нововведения затронули большинство фирм совершенно конкурентной отрасли, будут ли они снижать цены на продукцию? 3. Какие из признаков свидетельствуют о достижении долгосрочного отраслевого равновесия? 4. Возможно ли и как сделать вывод о типе отрасли, располагая ценами на ее продукцию за длительный период времени? 5. К каким последствиям приведет на рынке совершенной конкуренции вмешательство государства в форме: ликвидации налога с продаж, увеличения налога на прибыль, повышения минимальной заработной платы?
Задачи и упражнения 1. Спрос на продукцию совершенно конкурентной отрасли представлен Qd = 55 — Р, а предложение Qs = 2Р - 5. Если у фирмы функция совокупных издержек ТС = 20 - 4q + Sq2, то при каких цене и объеме выпуска фирма максимизирует прибыль? Решение При решении данной задачи мы должны исходить из двух отправных пунктов. 1) Совершенно конкурентная фирма максимизирует прибыль в случае равенства ее предельных издержек цене продукции, то есть при МС = Р. 2) Цена на продукцию совершенно конкурентной фирмы равна равновесной рыночной цене. Таким образом, для решения задачи нам необходимо определить значение рыночной цены и предельных издержек фирмы. Прежде всего определим рыночную цену, которая сформируется в точке пересечения кривых рыночного спроса и предложения. Для этого приравняем функции рыночного спроса и рыночного предложения Qd = Qs и решим уравнение относительно Р. Так как Qd = 55 — Р, а Qs = 2Р - 5, то 55 - Р = 2Р - 5, следовательно, ЗР = 60, а Р = 20. Поскольку цена на продукцию совершенно конкурентной фирмы не зависит от объема ее выпуска, то фирма будет максимизировать прибыль при цене Р = 20. Для решения вопроса о максимизирующем прибыль объеме выпуска фирмы, в соответствии с принципом максимизации, нам необходимо решить уравнение относительно цены и предельных издержек. Цена нами определена. Функцию предельных издержек можно найти продифференцировав функцию совокупных издержек, данных в условии задачи. ТС = 20 - 4q + S2q2MC = -4 + (S)2q или МС = -4 + q. Далее решаем уравнение МС = Р относительно q. — 4 + q = 20, следовательно, q = 24. Таким образом, фирма максимизирует прибыль при объеме выпуска 24 единицы. Это легко проверить путем сравнения разницы между выручкой и совокупными издержками, подставив меньшие или большие значения объема выпуска при данной рыночной цене. Так, при максимизирующем прибыль объеме выпуска q = 24 совокупная выручка (TR = Pq) составит: TR = 24 х 20 = 480, а совокупные издержки (ТС = 20 — 4q + S q2): ТС = 20 — 4 х 24 + +Sx (24)2 = 212. Прибыль (П = TR - ТС) составит: Р = 480 — 212 = = 268. Для выпуска в 23 единицы прибыль составит: Р = 460—192,5= = 267,5 и для выпуска 25 единиц — П = 500 — 232,5 = 267,5.
2. Допустим в совершенно конкурентной отрасли 20 однотипных фирм с постоянными в долгосрочном периоде издержками. Предельные издержки для краткосрочного и долгосрочного периодов одинаковы у всех фирм и задаются уравнением: МС = q2 — 12q + 36, где q — выпуск фирмы. Если рыночный спрос для обоих периодов задан уравнением Р = 189 — Q, а средние издержки производства фирм минимизируются в краткосрочном периоде — при выпуске q = 8 единиц и долгосрочном — при выпуске q = 9 единиц. Находится ли данная отрасль в состоянии долгосрочного равновесия? К каким результатам приведет проникновение на рынок фирм, которые предложат продукцию по 5 руб. за единицу? Решение Достижение долгосрочного равновесия в совершенно конкурентной отрасли означает, что: 1) фирмы производят с минимальными средними долгосрочными издержками и 2) реализуют по цене равной величине этих издержек. Следовательно, для того чтобы ответить на первый вопрос, нам необходимо установить, будет ли соответствовать уровень средних долгосрочных издержек фирм отрасли для объема производства, при котором они оптимизируют выпуск? Первоначально определим рыночную цену масла для равновесных условий. По условию задачи каждая фирма минимизирует средние долгосрочные издержки при выпуске 9 единиц, что даст отраслевое предложение равное Q = 180 единиц (9 единиц х 20 фирм). Исходя из этого определяем равновесную рыночную цену, использовав обратную функцию рыночного спроса Р = 189 — Q, что даст р = 9. Теперь следует определить, оптимизируют ли фирмы производство при данном уровне цены? Как мы знаем, условием оптимизации для фирмы является максимизация ею прибыли. Следовательно, ответ на поставленный вопрос связан с решением равенства MR = МС. В нашем случае MR = 9, МС = q2 — 12q + 36. Таким образом. 9 = q2— 12q + 36. Решаем уравнение относительно q и получаем <7=9. Если фирмы оптимизируют свой выпуск при объеме производства равного 9 единицам, то это соответствует данным в задаче условиям долгосрочного равновесия, для которого LRACmin достигаются при 9 единицах выпуска. Можем его проверить, подставив полученное значение q в формулу предельных издержек МС = q2 — 12q + 36. Получим МС = 81 — 108 +36=9. Следовательно, условие MR == МС также выполняется. Ответ на второй вопрос связан с определением поведения фирм и рынка, обусловленных снижением рыночной цены продукта. Поскольку на совершенно конкурентном рынке фирмы воспринимают цену как данную, то выбор ею объема выпуска зависит от уровня цены и предельных издержек. В то же время фирма осуществляет предложение только при условии покрытия средних издержек для долгосрочного периода и средних переменных издержек для краткосрочного периода, минимальные значения которых являются пределом снижения рыночной цены, при которой фирмы могут осуществлять производство. Поскольку минимальные значения указанных видов издержек есть точки пересечения их кривых с кривой предельных издержек, то для определения значений их минимумов мы можем использовать функцию предельных издержек. Так как в краткосрочном периоде фирмы минимизируют средние издержки при выпуске 8 единиц, то это означает, что минимальное значение их средних переменных издержек составит МС = q2 — 12q + 36 = 82 — 12 х 8 + 36 = 4, а в долгосрочном при 9 единицах - даст минимальное значение долгосрочных средних издержек равное 9. Следовательно, при снижении рыночной цены до 5. фирмы продолжат производство в краткосрочном периоде, однако будут вынуждены прекратить его в долгосрочном периоде.
Тесты 1. Кривая предложения совершенно конкурентной фирмы в краткосрочном периоде представляет собой: а) часть кривой средних переменных издержек, лежащую ниже кривой предельных издержек; б) кривую предельных издержек, лежащую выше кривой средних в) часть кривой предельных издержек. лежащую выше кривой средних издержек: г) кривую предельных издержек. 2. Если фирма, действующая на совершенно конкурентном рынке, сократит предложение своей продукции, то это: а) приведет к снижению рыночной цены продукта; б) не окажет никакого влияния на рынок; в) приведет к росту рыночной цены продукта; г) сократит предложение и повысит рыночную цену продукта. 3. Если на рынке выполняются условия совершенной конкуренции, то в точке краткосрочного равновесия: а) цена товара равна предельным издержкам его производства; б) цена товара равна средним издержкам его производства; в) цена блага равна его предельной полезности, г) верно а) и б) 4. В отрасли совершенной конкуренции действует 20 фирм, рыночная цена единицы продукции равна 40 долл., если минимальные средние издержки отрасли в долгосрочном периоде равны 30 долл., то как будут изменяться цена и предложение с приближением отрасли к конкурентному равновесию? а) увеличение предложения сопровождается ростом цены; б) увеличение предложения сопровождается снижением цены; в) увеличение предложения при сохранении уровня цены; г) уменьшение предложения сопровождается ростом цены. 5. Если государство установит на рынке цену, величина которой ниже равновесной цены, то: а) выигрыш покупателей как правило больше, чем потери продавцов; б) продавая прежнее количество, продавцы не понесут потерь; в) благосостояние потребителей может снизиться; г) прибыли производителей обязательно возрастут. Литература 1. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. - М., 1993 -Гл. 9-10. 2. Долан Э.Дмс., Линдсеи Д. Рынок: микроэкономическая модель.-СПб., 1992. - Гл. 7. 3. Макконнелл К Р., Брю С.Л. Экономикс. - М., 1992. -Т. 2, гл. 25. 4. Пиндайк Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика. - М., 1992. -Гл. 8-9. 5. Хайман Л Н Совпеменняя мштпчкпнпммкгя' яняпш и ппммрир-
ОБЩЕЕ РАВНОВЕСИЕ, ЭФФЕКТИВНОСТЬ И БЛАГОСОСТОЯНИЕ 8.1. Общее равновесие и экономическая эффективность 8.2. Равновесие в экономике «чистого» обмена 8.3. Эффективность по Парето и экономика благосостояния
До сих пор мы рассматривали экономическое поведение субъектов рынка — производителей и потребителей — в рамках отдельных рынков (или отраслей производства) относительно однородных благ, являющихся близкими заменителями. Однако в процессе принятия экономических решений экономические субъекты сталкиваются с необходимостью учета более общей информации, в частности — о том, как влияет межотраслевое взаимодействие на конъюнктуру в данной отрасли, как распределяются общественные ресурсы на производство того или иного блага, а затем — как блага распределяются между потребителями, насколько эффективно такое распределение. В этом же контексте необходимо рассмотреть, возможно ли рыночную экономику рассматривать как потенциальную экономику благосостояния, то есть проанализировать, каким образом рыночные механизмы могут влиять на достижение экономикой такого эффективного состояния, при котором максимизируется одновременно полезность потребителей и прибыли продавцов. Указанная тематика подразумевает рассмотрение следующих вопросов: · В чем заключается разница между частичным и общим равновесием? · Каковы критерии эффективного функционирования экономики? · Как достигается общее равновесие в модели экономики одного человека? · Как устанавливается равновесие в экономике «чистого» обмена? · Как достигается эффективность в производстве? · В чем заключается критерий эффективности по Парето? · В чем заключается проблема распределения в экономике благосостояния? · Как соотносятся общественное благосостояние и справедливость?
8.1. Общее равновесие и экономическая эффективность
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|