Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Регулирование деятельности монополий




 

Регулирование деятельности монополий направлено на ограничение моно­польных проявлений и осуществляется с целью снижения цен и увеличение выпуска продукции. Осуществляется оно посредством мер законо­дательного и экономического характера. Сведенные воедино они об­разуют систему антимонопольного регулирования.

 

Регулирование деятельности монополий направлено на ограничение ее рыночной власти и осуществляется с целью увеличения объема предложения и снижения рыночной цены

 

СИСТЕМА АНТИМОНОПОЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

 

 

Законодательные меры регулирования деятельности монополий — это правовые нормы, направленные на предотвращение монопольных проявлений на рынках, а также неценовой конкуренции. Чаще всего законодательные меры предполагают: запрещение договоров о ценах и разделе рынка, установление контроля за разделом рынка и слияниями, регулирование наборов предоставляемых доминирую­щими продавцами услуг потребителям. Направленность действия данных мер связана с: а) коррекцией поведения монополистов, что­бы сделать его более конкурентным и б) проведением структурной политики, в ходе которой сама отрасль становится более конкурент­ной.

Экономические меры регулирования деятельности монополий — это набор экономических инструментов, при помощи которых ограни­чиваются возможности реализации рыночной власти продавцов. Важнейшими среди таких инструментов являются прямое и косвен­ное регулирование цен и прибылей. Прямое регулирование цен и при­былей обычно реализуется в форме установления «потолка цены», т.е. верхнего или нижнего предела цены, и предельного уровня нормы прибыли.

Целью установления «потолка цены» является увеличение выпус­ка при более низкой цене. Однако подобное реагирование фирмы на введение «потолка цены» будет наблюдаться лишь при условии при­емлемого для фирмы уровня такого «потолка», что составляет глав­ную проблему при использовании этого метода регулирования. По­толок должен быть таким, чтобы, с одной стороны, лишить продав­ца монопольной прибыли, а с другой — обеспечить фирме покрытие оперативных расходов и получение справедливого дохода на инвес­тированный капитал. Наиболее частый случай применения «потол­ка цены» имеет место при естественной монополии.

Естественная монополия — тип рыночной структуры, при кото­ром единственная фирма обеспечивает рыночный спрос при наи­меньших издержках производства. Она присуща отраслям, характе­ризующихся устойчиво растущей экономией от масштаба производ­ства, таким как трубопроводный и железнодорожный транспорт, коммунальное хозяйство, системы электроснабжения и телекомму­никаций. В этих отраслях экономия от масштаба настолько велика, что удовлетворение рыночного спроса одной фирмой даст более низ­кие издержки, чем при конкуренции нескольких фирм. Поэтому го­сударство может способствовать поддержке такого рода монополии, создавая при этом систему мер (контроль за ценой и качеством бла­га, определение набора предоставляемых услуг), противодействую­щих реализации монополистом имеющейся рыночной власти.

В случае естественной монополии (рис. 9.8), когда из-за большой доли постоянных издержек эффект масштаба столь значителен, что кривая спроса D пересекает кривую средних долгосрочных издержек (LRACEM) на участке ее снижения, уровень LRACEM всегда будет ниже конкурентных LRACk. Используя свою рыночную власть, моно­полия может установить предложение на уровне Qm при цене Рm и полу­чать монопольную при­быль, что и является причиной регулирова­ния ее деятельности.

 

Рис. 9.8. Предложение и цена в условиях естественной монополии

 

Если целью регулирования является оптимизация объема выпус­ка, то в этом случае следует установить «оптимальную» с точки зрения общества цену Рмс, равную предельным издержкам про­изводства LRMCEM что обеспечило бы эффективное распределе­ние ресурсов. Однако оптимальный выпуск QMC не обеспечивает эффективности производства, так как уровень средних долгосроч­ных издержек фирмы превышает установленную цену, что приве­дет к образованию убытков в краткосрочном периоде и уходу фир­мы из отрасли в долгосрочном периоде. Для того чтобы фирма оставалась в отрасли, общество должно либо компенсировать убытки путем субсидирования производства, либо установить «справедливую цену» PEM, соответствующую средним долгосроч­ным издержкам производства LRACEM. В этом случае монополия, получая нормальную прибыль, будет оставаться в отрасли, а об­щество, лишая фирму монопольной прибыли, хотя и не добивает­ся максимально возможного объема выпуска, обеспечит его уве­личение до 0^ при более низких, чем при совершенной конку­ренции Рk ценам РEM.

В реальной хозяйственной практике применение регулирования цен на продукцию естественных монополий сталкивается с рядом проблем. Значительную сложность представляет само определение уровня средних издержек с точки зрения обоснованности включе­ния в издержки тех или иных видов затрат. Другая проблема связана с тем, что регулирование цен может провоцировать рост X-неэффек­тивности, так как субсидируемые фирмы, зная, что их расходы будут компенсированы, утрачивают стимулы для снижения издержек. При установлении «справедливых цен», осуществляемого чаще всего по принципу «издержки плюс», фирмы прямо заинтересованы в увеличении издержек, т.к. это приводит к увеличению совокупной прибыли. Если же в качестве базы установления «справедливом цены» будут взяты ее капитальные активы, то фирма будет стремить­ся к необоснованному замещению труда капиталом, что приведет к той же Х-неэффективности, только в виде неэффективного распределения ресурсов внутри фирмы. Не следует упускать из виду и тот момент, что установление «потолков цен» чревато возникновением дефицита продукции

Косвенное регулирование цен и прибылей осуществляется посред­ством налогообложения либо продукции, либо прибыли. В первом случае проблема состоит в том, что введение налога приведет к росту издержек и монополист сократит выпуск и повысит цену. Поэтому при введении налога на продукцию чрезвычайно важно учитывать степень эластичности спроса. Если его эластичность высока, то рост цены окажется меньше размера налога, что приведет к перераспре­делению части монопольной прибыли в пользу потребителей. Соот­ветственно, при спросе, имеющем низкую эластичность, введение налога на продукцию приведет лишь к дополнительным потерям со­вокупного благосостояния.

Цель косвенного регулирования прибыли состоит в том, чтобы изъять у фирмы монопольную прибыль (рис. 9.9), оставив ей только нормальную прибыль. Налогообложение прибыли вводится только в случае устойчивого получения фирмой прибы­ли превышающей по сво­ему уровню среднюю. Налогообложение моно­польной прибыли отли­чается от ценового регу­лирования тем, что налог не влияет на уровень цены и выработку, а вся тяжесть налогообложе­ния падает на производителя.

 

Прибыль до уплаты налога Прибыль послe уплаты налога

Рис. 9.9. Косвенное регулирование прибыли монополии

 

При этом поступления от налога присваиваются всеми потребителями, а не только потребителями продукции монополиста. Метод налогообложения монопольной прибыли не тождественен налогу с продаж (повышает МС и AС), при котором налоговое бре­мя распределяется между производителем и потребителем. При практической реализации мер по установлению предельною уров­ня прибыли возникают те же трудности, что и при установлении «потолка цен».

 

Краткие выводы

1. Монополия имеет место тогда, когда одна фирма обеспечивает весь объем отраслевого предложения при отсутствии близких заменителей продукта, и проявляется в способности продавца оказывать влияние на рыночною цену.

2. Существование монополий обусловлено наличием барьеров проникновения в отрасль, роль которых могут выполнять — значи­тельный положительный эффект масштаба, исключительные права, контроль над важнейшими факторами производства, являющиеся при этом источниками монопольной власти.

3. В зависимости от причин формирования монопольной власти различают: закрытую монополию, положение которой защищено законодательно или исключительными правами, ограждающими ее от конкуренции; открытую монополию, для которой обладание мо­нопольной властью является результатом ее собственных достиже­ний и всегда имеет временный характер; естественную монополию, когда эффективным является размер предприятия, обеспечивающий весь объем рыночного спроса; монопсонию, когда монопольная власть концентрируется у покупателя.

4. Обеспечивая все отраслевое предложение, монополист имеет возможность оказывать влияние на рыночную цену путем регулиро­вания величины объема своего выпуска.

5. Так как в условиях монополии не действуют рыночные силы, принуждающие производить с минимальными средними издержка­ми, монополист может выбрать любой объем выпуска. Однако, сле­дуя правилу максимизации прибыли, монополист выбирает такой объем выпуска, при котором предельная выручка равна предельным издержкам производства. При этом, сталкиваясь с наклонной кри­вой спроса, монополист назначает цену, превышающую предельные издержки производства на величину обратно пропорциональную эластичности спроса.

6. Так как решение монополиста об объеме предложения зависит от изменений в эластичности спроса, определяющей положение кри­вой предельной выручки, то однозначного соотношения между це­ной и объемом предложения не существует. Поэтому для монополь­ного рынка кривой предложения, отражающей зависимость между ценой и объемом предложения, не существует.

7. Поскольку кривая предельной выручки монополиста распола­гается ниже кривой рыночных цен, то максимизирующий прибыль монополиста объем предложения будет меньше конкурентного, а монопольная цена за единицу продукции будет выше конкурентной. Осуществляя предложение в объеме меньше оптимального и реализуя продукцию по ценам выше предельных издержек производства, монополия приводит к сокращению общественного благосостояния.

8. Возникающая в условиях монополии неэффективность в рас­пределении (рыночные цены выше предельных издержек производ­ства) и использовании (средние издержки производства выше ми­нимальных) ресурсов обусловливает необходимость регулирования деятельности монополий, осуществляемого с целью снижения цен, и увеличение выпуска продукции. Такое регулирование реализуется посредством применения правовых норм, направленных на предот­вращение монопольных проявлений, и экономических мер, ограни­чивающих возможности реализации рыночной власти монополии.

 

Ключевые понятия

 

Монополия

Источники монопольной власти

Закрытая монополия

Открытая монополия

Естественная монополия

Монопсония

Двусторонняя монополия

Спрос на продукцию монополиста

Предложение в условиях монополии

Потери «мертвого груза»

Законодательные меры регулирования

Экономические меры регулирования

 

Вопросы и задания

 

Вопросы для обсуждения

1. Какой из факторов следует рассматривать в качестве наиболее существенного для возникновения монополии в рамках дол­госрочного периода? Почему?

2. Насколько верно утверждение — чем выше монопольная власть, тем больше прибыль?

3. Верно ли утверждение, что в сравнении с конкурентной от­раслью абсолютная монополия всегда оборачивается более вы­сокими ценами и меньшим объемом выпуска?

4. Правильно ли поступает правительство, ограничивая уровень прибыльности естественного монополиста? Каковы возмож­ные альтернативы регулирования?

5. Стремится ли фирма-монополист осуществлять выпуск эффективный по издержкам?

 

Задачи и упражнения

1. Фирма-монополист определила, что при существующем спро­се на ее продукцию функция зависимости средней выручки от объе­ма предложения описывается формулой AR = 12 — q. Если фирма несет средние издержки по производству АС = (16 + q²/q. то какую прибыль (+) или убыток (-) получает фирма, оптимизируя выпуск в краткосрочном периоде?

Решение

Экономический результат функционирования фирмы зависит от соотношения уровня выручки от реализации и издержек. В этом смысле такой результат — прибыль или убыток — может быть най­ден двумя способами. Один из них состоит в сопоставлении сово­купных издержек из совокупной выручки, когда прибыль представ­ляет собой результат вычитания совокупных издержек из значения совокупной выручки, то есть П = TR — ТС. Другой — в сопоставле­нии средней выручки (цены) и средних издержек, когда прибыль находится как разность между средней выручкой и средними издер­жками умноженная на объем выпуска, то есть П = (AR — AC)q. Лю­бой из них может быть использован для решения данной задачи. Проблема состоит лишь в определении оптимального, с точки зре­ния получения максимальной прибыли, объема выпуска.

Согласно условию максимизации, наибольшая прибыль будет получена фирмой-монополистом при объеме выпуска, для которого предельные издержки производства равны предельной выручке. Сле­довательно, первым шагом к решению задачи является определение функций этих показателей. Так как они представляют собой первые производные от функций совокупных издержек и выручки, то воп­рос сводится к определению функций последних. Такие функции легко найти умножив функции средних издержек и средней выруч­ки на q, поскольку речь идет о взаимозависимости общих и средних величин. В нашем случае получим TR =AR q = (12 — q)q = 12q — q2 и ТС = AC q = [(I6 + q²/q]q = 16 + q2. Отсюда, продифференцировав полученные функции, находим функции предельной выручки и пре­дельных издержек MR =12— 2q, MC = 2q. Теперь можем определить максимизирующий прибыль объем выпуска при MR = MC, то есть 12 — 2q = 2q. Следовательно, максимальная прибыль будет получена фирмой при объеме выпуска q = 3.

Окончательное решение задачи предполагает только подстановку по­лученного значения (/ в формулу определения прибыли П = (AR — AC)q.

П = [(12 - q) - (16 + q²/q ]q = [ 12q - 2q2 - 16)/q ]q = 12q - 2q2 -16.

Подставив значение оптимального объема выпуска q = 3, получим прибыль равную П=2. Полученное значение можно проверить путем определения прибыли как разности между совокупной выруч­кой и совокупными издержками. П = TR — ТС = (12q — q2) — (16 + q²) = 12q - 2q2 –16 = 2.

2. Спрос на продукцию монополиста описывается функцией Qd = 40 — 2Р, а восходящий участок кривой долгосрочных предель­ных издержек LRMC = 2Q — 4. Если государство установит цену на продукцию монополиста равную 14, то к каким последствиям это приведет: образуется дефицит (-) или излишек (+)? Какой были бы цена и объем рыночного предложения на нерегулируемом рынке мо­нополии?

 

Решение

Для того чтобы определить последствия регулирования цены не­обходимо установить объемы рыночного спроса и предложения мо­нополиста для данной цены. Определить объем рыночного спроса лег­ко, подставив установленный уровень цены в функцию рыночного спроса на продукцию.

Так как Qd = 40 — 2Р, то Qd = 40 — 2 х 14 = 12.

Какой объем предложения обеспечит монополист? Руководству­ясь в своей деятельности принципом максимизации прибыли, он оптимизирует производство при объеме выпуска, для которого пре­дельная выручка равна предельным издержкам, то есть MR = MC. Поскольку по условию задачи цена установлена государством, то в этом случае для монополиста MR = Р. Следовательно, он будет опти­мизировать выпуск при Р = MC, то есть 14 = 2Q — 4. Решая данное уравнение относительно Q, получаем объем предложения монопо­листа равный 2Q = 14 + 4, Q = 9. В итоге имеем рыночное предложе­ние объемом 9 единиц при объеме рыночного спроса в 12 единиц. Следовательно, в результате установленного потолка цен образуется дефицит в объеме 3 единиц.

Если бы регулирование цены не проводилось, то в такой ситуа­ции монополист осуществлял бы выпуск на уровне, для которого MR = MC. Поскольку для рынка монополии функция рыночного спроса есть функция спроса на продукцию монополиста, то эта фун­кция может быть использована для определения функции предель­ной выручки. Для этого первоначально определим функции сово­купной выручки TR = P(Q)Q, в нашем случае это 2Р = 40 — Q или Р = 20 - 1/2 Q. Отсюда, TR = (20 - 1/2 Q² = 20Q - 1/2 Q2. Про­дифференцировав функцию совокупной выручки, получим функ­цию предельной выручки. MR = 20 — Q. Теперь можем опреде­лить объем выпуска монополиста, максимизирующий его прибыль MR = MC, 20 — О = 20 — 4, получаем 3Q = 24. a Q = 8 При этом. подставив значения объема выписка в обратною функцию рыночного спроса Р = 20 — 1/2Q. определим ры­ночную цену которая будет равна 16.

Сравнивая полученные результаты, можем заметить, что ценовое регулирование способствовало увеличению предложения со сторо­ны монополиста при более низкой цене, которое, однако, сопровож­дается возникновением дефицита продукции.

 

Тесты

 

1. В модели монополии предполагается, что:

а) продавцы и покупатели принимают цены как данные;

б) проникновение на рынок новых фирм не ограничено;

в) поведение продавцов не является стратегическим;

г) производится стандартизированный продукт.

2. В качестве «барьера» для проникновения в отрасль новых про­изводителей могут служить:

а) патенты и лицензии;

б) более низкие издержки крупного производства;

в) законодательно оформленные исключительные права;

г) все, что перечислено, верно.

3. Так как спрос на продукцию монополии является убывающим, то это означает, что при увеличении предложения монополиста:

а) кривая средней выручки располагается выше кривой предель­ной выручки;

б) кривая его совокупной выручки является постоянно возраста­ющей;

в) кривая предельной выручки располагается выше кривой сред­ней выручки;

г) кривая предельной выручки и кривая цены совмещаются.

4. Какой из названных хозяйствующих субъектов обладает при­знаками естественной монополии:

а) нефтедобывающая компания;

б) аэропорт;

в) электростанция;

г) все перечисленное верно.

5. Реализация рыночной власти в условиях монополии означает, что:

а) монополист назначает максимально высокие цены;

в) монополисту гарантирована высокая прибыль.

г) монополист не учитывает особенностей спроса

Литература

 

1. Фишер С. Дорнбуш Р.. Шмалензи Р. Экономика. - М. 1993. -Гл.11.14.

2. Долан Э.Дж., Линдсей Д. Рынок: микроэкономическая модель. -СПб.. 1992. - Гл. 8, 16.

3. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс. - М., 1992. - Т. 2, гл. 26,34

4. Пиндайк Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика. - М., 1992. - Гл. 10-11.

5. Хайман Д.Н. Современная микроэкономика: анализ и примене­ние. - М., 1992.-Т. 2, гл. 10, 12.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...