Регулирование деятельности монополий
⇐ ПредыдущаяСтр 10 из 10
Регулирование деятельности монополий направлено на ограничение монопольных проявлений и осуществляется с целью снижения цен и увеличение выпуска продукции. Осуществляется оно посредством мер законодательного и экономического характера. Сведенные воедино они образуют систему антимонопольного регулирования.
Регулирование деятельности монополий направлено на ограничение ее рыночной власти и осуществляется с целью увеличения объема предложения и снижения рыночной цены
СИСТЕМА АНТИМОНОПОЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
Законодательные меры регулирования деятельности монополий — это правовые нормы, направленные на предотвращение монопольных проявлений на рынках, а также неценовой конкуренции. Чаще всего законодательные меры предполагают: запрещение договоров о ценах и разделе рынка, установление контроля за разделом рынка и слияниями, регулирование наборов предоставляемых доминирующими продавцами услуг потребителям. Направленность действия данных мер связана с: а) коррекцией поведения монополистов, чтобы сделать его более конкурентным и б) проведением структурной политики, в ходе которой сама отрасль становится более конкурентной. Экономические меры регулирования деятельности монополий — это набор экономических инструментов, при помощи которых ограничиваются возможности реализации рыночной власти продавцов. Важнейшими среди таких инструментов являются прямое и косвенное регулирование цен и прибылей. Прямое регулирование цен и прибылей обычно реализуется в форме установления «потолка цены», т.е. верхнего или нижнего предела цены, и предельного уровня нормы прибыли.
Целью установления «потолка цены» является увеличение выпуска при более низкой цене. Однако подобное реагирование фирмы на введение «потолка цены» будет наблюдаться лишь при условии приемлемого для фирмы уровня такого «потолка», что составляет главную проблему при использовании этого метода регулирования. Потолок должен быть таким, чтобы, с одной стороны, лишить продавца монопольной прибыли, а с другой — обеспечить фирме покрытие оперативных расходов и получение справедливого дохода на инвестированный капитал. Наиболее частый случай применения «потолка цены» имеет место при естественной монополии. Естественная монополия — тип рыночной структуры, при котором единственная фирма обеспечивает рыночный спрос при наименьших издержках производства. Она присуща отраслям, характеризующихся устойчиво растущей экономией от масштаба производства, таким как трубопроводный и железнодорожный транспорт, коммунальное хозяйство, системы электроснабжения и телекоммуникаций. В этих отраслях экономия от масштаба настолько велика, что удовлетворение рыночного спроса одной фирмой даст более низкие издержки, чем при конкуренции нескольких фирм. Поэтому государство может способствовать поддержке такого рода монополии, создавая при этом систему мер (контроль за ценой и качеством блага, определение набора предоставляемых услуг), противодействующих реализации монополистом имеющейся рыночной власти. В случае естественной монополии (рис. 9.8), когда из-за большой доли постоянных издержек эффект масштаба столь значителен, что кривая спроса D пересекает кривую средних долгосрочных издержек (LRACEM) на участке ее снижения, уровень LRACEM всегда будет ниже конкурентных LRACk. Используя свою рыночную власть, монополия может установить предложение на уровне Qm при цене Рm и получать монопольную прибыль, что и является причиной регулирования ее деятельности.
Рис. 9.8. Предложение и цена в условиях естественной монополии
Если целью регулирования является оптимизация объема выпуска, то в этом случае следует установить «оптимальную» с точки зрения общества цену Рмс, равную предельным издержкам производства LRMCEM что обеспечило бы эффективное распределение ресурсов. Однако оптимальный выпуск QMC не обеспечивает эффективности производства, так как уровень средних долгосрочных издержек фирмы превышает установленную цену, что приведет к образованию убытков в краткосрочном периоде и уходу фирмы из отрасли в долгосрочном периоде. Для того чтобы фирма оставалась в отрасли, общество должно либо компенсировать убытки путем субсидирования производства, либо установить «справедливую цену» PEM, соответствующую средним долгосрочным издержкам производства LRACEM. В этом случае монополия, получая нормальную прибыль, будет оставаться в отрасли, а общество, лишая фирму монопольной прибыли, хотя и не добивается максимально возможного объема выпуска, обеспечит его увеличение до 0^ при более низких, чем при совершенной конкуренции Рk ценам РEM. В реальной хозяйственной практике применение регулирования цен на продукцию естественных монополий сталкивается с рядом проблем. Значительную сложность представляет само определение уровня средних издержек с точки зрения обоснованности включения в издержки тех или иных видов затрат. Другая проблема связана с тем, что регулирование цен может провоцировать рост X-неэффективности, так как субсидируемые фирмы, зная, что их расходы будут компенсированы, утрачивают стимулы для снижения издержек. При установлении «справедливых цен», осуществляемого чаще всего по принципу «издержки плюс», фирмы прямо заинтересованы в увеличении издержек, т.к. это приводит к увеличению совокупной прибыли. Если же в качестве базы установления «справедливом цены» будут взяты ее капитальные активы, то фирма будет стремиться к необоснованному замещению труда капиталом, что приведет к той же Х-неэффективности, только в виде неэффективного распределения ресурсов внутри фирмы. Не следует упускать из виду и тот момент, что установление «потолков цен» чревато возникновением дефицита продукции
Косвенное регулирование цен и прибылей осуществляется посредством налогообложения либо продукции, либо прибыли. В первом случае проблема состоит в том, что введение налога приведет к росту издержек и монополист сократит выпуск и повысит цену. Поэтому при введении налога на продукцию чрезвычайно важно учитывать степень эластичности спроса. Если его эластичность высока, то рост цены окажется меньше размера налога, что приведет к перераспределению части монопольной прибыли в пользу потребителей. Соответственно, при спросе, имеющем низкую эластичность, введение налога на продукцию приведет лишь к дополнительным потерям совокупного благосостояния. Цель косвенного регулирования прибыли состоит в том, чтобы изъять у фирмы монопольную прибыль (рис. 9.9), оставив ей только нормальную прибыль. Налогообложение прибыли вводится только в случае устойчивого получения фирмой прибыли превышающей по своему уровню среднюю. Налогообложение монопольной прибыли отличается от ценового регулирования тем, что налог не влияет на уровень цены и выработку, а вся тяжесть налогообложения падает на производителя.
Прибыль до уплаты налога Прибыль послe уплаты налога Рис. 9.9. Косвенное регулирование прибыли монополии
При этом поступления от налога присваиваются всеми потребителями, а не только потребителями продукции монополиста. Метод налогообложения монопольной прибыли не тождественен налогу с продаж (повышает МС и AС), при котором налоговое бремя распределяется между производителем и потребителем. При практической реализации мер по установлению предельною уровня прибыли возникают те же трудности, что и при установлении «потолка цен».
Краткие выводы 1. Монополия имеет место тогда, когда одна фирма обеспечивает весь объем отраслевого предложения при отсутствии близких заменителей продукта, и проявляется в способности продавца оказывать влияние на рыночною цену.
2. Существование монополий обусловлено наличием барьеров проникновения в отрасль, роль которых могут выполнять — значительный положительный эффект масштаба, исключительные права, контроль над важнейшими факторами производства, являющиеся при этом источниками монопольной власти. 3. В зависимости от причин формирования монопольной власти различают: закрытую монополию, положение которой защищено законодательно или исключительными правами, ограждающими ее от конкуренции; открытую монополию, для которой обладание монопольной властью является результатом ее собственных достижений и всегда имеет временный характер; естественную монополию, когда эффективным является размер предприятия, обеспечивающий весь объем рыночного спроса; монопсонию, когда монопольная власть концентрируется у покупателя. 4. Обеспечивая все отраслевое предложение, монополист имеет возможность оказывать влияние на рыночную цену путем регулирования величины объема своего выпуска. 5. Так как в условиях монополии не действуют рыночные силы, принуждающие производить с минимальными средними издержками, монополист может выбрать любой объем выпуска. Однако, следуя правилу максимизации прибыли, монополист выбирает такой объем выпуска, при котором предельная выручка равна предельным издержкам производства. При этом, сталкиваясь с наклонной кривой спроса, монополист назначает цену, превышающую предельные издержки производства на величину обратно пропорциональную эластичности спроса. 6. Так как решение монополиста об объеме предложения зависит от изменений в эластичности спроса, определяющей положение кривой предельной выручки, то однозначного соотношения между ценой и объемом предложения не существует. Поэтому для монопольного рынка кривой предложения, отражающей зависимость между ценой и объемом предложения, не существует. 7. Поскольку кривая предельной выручки монополиста располагается ниже кривой рыночных цен, то максимизирующий прибыль монополиста объем предложения будет меньше конкурентного, а монопольная цена за единицу продукции будет выше конкурентной. Осуществляя предложение в объеме меньше оптимального и реализуя продукцию по ценам выше предельных издержек производства, монополия приводит к сокращению общественного благосостояния. 8. Возникающая в условиях монополии неэффективность в распределении (рыночные цены выше предельных издержек производства) и использовании (средние издержки производства выше минимальных) ресурсов обусловливает необходимость регулирования деятельности монополий, осуществляемого с целью снижения цен, и увеличение выпуска продукции. Такое регулирование реализуется посредством применения правовых норм, направленных на предотвращение монопольных проявлений, и экономических мер, ограничивающих возможности реализации рыночной власти монополии.
Ключевые понятия
Монополия Источники монопольной власти Закрытая монополия Открытая монополия Естественная монополия Монопсония Двусторонняя монополия Спрос на продукцию монополиста Предложение в условиях монополии Потери «мертвого груза» Законодательные меры регулирования Экономические меры регулирования
Вопросы и задания
Вопросы для обсуждения 1. Какой из факторов следует рассматривать в качестве наиболее существенного для возникновения монополии в рамках долгосрочного периода? Почему? 2. Насколько верно утверждение — чем выше монопольная власть, тем больше прибыль? 3. Верно ли утверждение, что в сравнении с конкурентной отраслью абсолютная монополия всегда оборачивается более высокими ценами и меньшим объемом выпуска? 4. Правильно ли поступает правительство, ограничивая уровень прибыльности естественного монополиста? Каковы возможные альтернативы регулирования? 5. Стремится ли фирма-монополист осуществлять выпуск эффективный по издержкам?
Задачи и упражнения 1. Фирма-монополист определила, что при существующем спросе на ее продукцию функция зависимости средней выручки от объема предложения описывается формулой AR = 12 — q. Если фирма несет средние издержки по производству АС = (16 + q²/q. то какую прибыль (+) или убыток (-) получает фирма, оптимизируя выпуск в краткосрочном периоде? Решение Экономический результат функционирования фирмы зависит от соотношения уровня выручки от реализации и издержек. В этом смысле такой результат — прибыль или убыток — может быть найден двумя способами. Один из них состоит в сопоставлении совокупных издержек из совокупной выручки, когда прибыль представляет собой результат вычитания совокупных издержек из значения совокупной выручки, то есть П = TR — ТС. Другой — в сопоставлении средней выручки (цены) и средних издержек, когда прибыль находится как разность между средней выручкой и средними издержками умноженная на объем выпуска, то есть П = (AR — AC)q. Любой из них может быть использован для решения данной задачи. Проблема состоит лишь в определении оптимального, с точки зрения получения максимальной прибыли, объема выпуска. Согласно условию максимизации, наибольшая прибыль будет получена фирмой-монополистом при объеме выпуска, для которого предельные издержки производства равны предельной выручке. Следовательно, первым шагом к решению задачи является определение функций этих показателей. Так как они представляют собой первые производные от функций совокупных издержек и выручки, то вопрос сводится к определению функций последних. Такие функции легко найти умножив функции средних издержек и средней выручки на q, поскольку речь идет о взаимозависимости общих и средних величин. В нашем случае получим TR =AR q = (12 — q)q = 12q — q2 и ТС = AC q = [(I6 + q²/q]q = 16 + q2. Отсюда, продифференцировав полученные функции, находим функции предельной выручки и предельных издержек MR =12— 2q, MC = 2q. Теперь можем определить максимизирующий прибыль объем выпуска при MR = MC, то есть 12 — 2q = 2q. Следовательно, максимальная прибыль будет получена фирмой при объеме выпуска q = 3. Окончательное решение задачи предполагает только подстановку полученного значения (/ в формулу определения прибыли П = (AR — AC)q. П = [(12 - q) - (16 + q²/q ]q = [ 12q - 2q2 - 16)/q ]q = 12q - 2q2 -16. Подставив значение оптимального объема выпуска q = 3, получим прибыль равную П=2. Полученное значение можно проверить путем определения прибыли как разности между совокупной выручкой и совокупными издержками. П = TR — ТС = (12q — q2) — (16 + q²) = 12q - 2q2 –16 = 2. 2. Спрос на продукцию монополиста описывается функцией Qd = 40 — 2Р, а восходящий участок кривой долгосрочных предельных издержек LRMC = 2Q — 4. Если государство установит цену на продукцию монополиста равную 14, то к каким последствиям это приведет: образуется дефицит (-) или излишек (+)? Какой были бы цена и объем рыночного предложения на нерегулируемом рынке монополии?
Решение Для того чтобы определить последствия регулирования цены необходимо установить объемы рыночного спроса и предложения монополиста для данной цены. Определить объем рыночного спроса легко, подставив установленный уровень цены в функцию рыночного спроса на продукцию. Так как Qd = 40 — 2Р, то Qd = 40 — 2 х 14 = 12. Какой объем предложения обеспечит монополист? Руководствуясь в своей деятельности принципом максимизации прибыли, он оптимизирует производство при объеме выпуска, для которого предельная выручка равна предельным издержкам, то есть MR = MC. Поскольку по условию задачи цена установлена государством, то в этом случае для монополиста MR = Р. Следовательно, он будет оптимизировать выпуск при Р = MC, то есть 14 = 2Q — 4. Решая данное уравнение относительно Q, получаем объем предложения монополиста равный 2Q = 14 + 4, Q = 9. В итоге имеем рыночное предложение объемом 9 единиц при объеме рыночного спроса в 12 единиц. Следовательно, в результате установленного потолка цен образуется дефицит в объеме 3 единиц. Если бы регулирование цены не проводилось, то в такой ситуации монополист осуществлял бы выпуск на уровне, для которого MR = MC. Поскольку для рынка монополии функция рыночного спроса есть функция спроса на продукцию монополиста, то эта функция может быть использована для определения функции предельной выручки. Для этого первоначально определим функции совокупной выручки TR = P(Q)Q, в нашем случае это 2Р = 40 — Q или Р = 20 - 1/2 Q. Отсюда, TR = (20 - 1/2 Q² = 20Q - 1/2 Q2. Продифференцировав функцию совокупной выручки, получим функцию предельной выручки. MR = 20 — Q. Теперь можем определить объем выпуска монополиста, максимизирующий его прибыль MR = MC, 20 — О = 20 — 4, получаем 3Q = 24. a Q = 8 При этом. подставив значения объема выписка в обратною функцию рыночного спроса Р = 20 — 1/2Q. определим рыночную цену которая будет равна 16. Сравнивая полученные результаты, можем заметить, что ценовое регулирование способствовало увеличению предложения со стороны монополиста при более низкой цене, которое, однако, сопровождается возникновением дефицита продукции.
Тесты
1. В модели монополии предполагается, что: а) продавцы и покупатели принимают цены как данные; б) проникновение на рынок новых фирм не ограничено; в) поведение продавцов не является стратегическим; г) производится стандартизированный продукт. 2. В качестве «барьера» для проникновения в отрасль новых производителей могут служить: а) патенты и лицензии; б) более низкие издержки крупного производства; в) законодательно оформленные исключительные права; г) все, что перечислено, верно. 3. Так как спрос на продукцию монополии является убывающим, то это означает, что при увеличении предложения монополиста: а) кривая средней выручки располагается выше кривой предельной выручки; б) кривая его совокупной выручки является постоянно возрастающей; в) кривая предельной выручки располагается выше кривой средней выручки; г) кривая предельной выручки и кривая цены совмещаются. 4. Какой из названных хозяйствующих субъектов обладает признаками естественной монополии: а) нефтедобывающая компания; б) аэропорт; в) электростанция; г) все перечисленное верно. 5. Реализация рыночной власти в условиях монополии означает, что: а) монополист назначает максимально высокие цены; в) монополисту гарантирована высокая прибыль. г) монополист не учитывает особенностей спроса Литература
1. Фишер С. Дорнбуш Р.. Шмалензи Р. Экономика. - М. 1993. -Гл.11.14. 2. Долан Э.Дж., Линдсей Д. Рынок: микроэкономическая модель. -СПб.. 1992. - Гл. 8, 16. 3. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс. - М., 1992. - Т. 2, гл. 26,34 4. Пиндайк Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика. - М., 1992. - Гл. 10-11. 5. Хайман Д.Н. Современная микроэкономика: анализ и применение. - М., 1992.-Т. 2, гл. 10, 12.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|