Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Предложение монополиста в долгосрочном периоде




 

Так как в условиях чистой монополии вход в отрасль других фирм блокирован, то решение монополиста об изменении масштабов производства зависит толь­ко от соотношения кривых рыночного

спроса и долгосрочных средних издержек. Причем в отличие от рынков с совершенной конкуренцией, где рыночные силы принуждают фирмы производить с минимальными долгосрочными средними издержками, монополист может выбрать любой объем выпуска, позволяющий из­влекать максимальную прибыль. (Рис. 9.3.) Достигая равновесия при MR = LRMC, монополист выберет объем предложения Qm для спроса D и Qm2 для спроса D2. Поскольку и в том и в другом случае он произво­дит с издержками выше минимальных, то это указывает на неэффек­тивность использования ресурсов. В первом случае из-за неполного ис­пользования имеющегося при данном объеме спроса эффекта масшта­ба, а во втором - из-за действия отрицательного эффекта масштаба.

 

Решение монополиста об изменении масштабов производства зави­сит от соотношения его долгосрочных средних издержек и рыночного спроса.

 

 

Рис. 9.3. Долгосрочное предложение фирмы в условиях абсолютной монополии

 

Так как равновесное количество обусловлено уровнем спроса, то использование всего эффекта масштаба возможно и при монополии (D1, MR1). Однако причиной этого является не конкуренция, а уро­вень спроса, при котором МС = MR1. Между тем проблема выбора оптимального, с точки зрения минимизации издержек, масштаба производства стоит и перед монополией, так как при прочих равных условиях позволит получить большую прибыль. Являясь единствен­ным продавцом в отрасли, монополист может увеличить прибыль путем осуществления производства не на одном заводе, а на несколь­ких, каждый из которых обеспечивает минимальный уровень издер­жек. Это возможно в том случае, когда спрос, при котором MR = LRACmin, является кратным выпуску, обеспечивающему минималь­ные долгосрочные средние издержки. (Рис. 9.4.)

pq

P LRMC

PQ

P2q

LRAC2

LRACmin

 
 


MR

 

q Q 2q Q

 

Рис. 9.4. Оптимизация выпуска в условиях монопольного предложения

 

В случае увеличения рыночного спроса монополист может уве­личить предложение до объема Q путем расширения производства на одном заводе. В этом случае, осуществляя производство с мини­мальными краткосрочными средними издержками АС2 он будет иметь долгосрочные средние издержки на уровне LRAC2, которые значительно превышают их минимальные значения, для объема вы­пуска равного q. Если характер спроса таков, что позволяет опти­мизировать предложение на уровне кратном объему выпуска, даю­щего минимальные средние издержки, то, построив два завода мас­штаба q, монополист увеличит суммарное предложение до 2q, что будет означать осуществление предложения при минимальных дол­госрочных средних издержках, где MR = LRMC = LRACmin. В резуль­тате, несмотря на снижение рыночной цены с уровня PQ до Р2q, сум­марная прибыль монополиста возрастет как за счет снижения сред­них издержек производства, так и за счет увеличения предложения. При этом, правда, максимизация прибыли будет достигнута лишь при обеспечении равной эффективности использования факторов производства на обоих заводах.

 

В условиях монопольного рынка кривой предложения, отражающей зависимость между рыночной ценой и объемом предложения, не су­ществует.

 

Из всего сказанного следует тот важный вывод, что решение моно­полиста об объеме предложения зависит не столько от кривых издер­жек, сколько от характера спроса. При этом главное значение имеют изменения в эластичности спроса, определяющей положение кривой предельной выручки, что для монополиста является решающим. Так как при смещении кривой рыночного спроса его эластичность для данного уровня цены может увеличиться, а может уменьшиться, то однозначного соотношения между ценой и объемом предложения не существует. При одном объеме предложения могут сформироваться разные цены (рис. 9.5), а одному уровню цены могут соответствовать разные объемы предложения (рис. 9.6). Поэтому для монопольного рын­ка кривой предложения, отражающей зависимость между рыночной це­ной и объемом предложения, не существует. Это легко понять, если вспомнить, что условием построения кривой предложения совершен­но конкурентных фирм является заданность для них цен как крите­рия оптимизации выпуска, что в условиях монополии отсутствует.

 

изменение цены при Q = соnst изменение предложения при P = const

Q Q1

 

 

Рис. 9.5. Рис. 9.6.

Зависимость цены и предложения монополиста от эластичности спроса

 

9.3. Регулирование деятельности монополий

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...