Предложение монополиста в долгосрочном периоде
Так как в условиях чистой монополии вход в отрасль других фирм блокирован, то решение монополиста об изменении масштабов производства зависит только от соотношения кривых рыночного спроса и долгосрочных средних издержек. Причем в отличие от рынков с совершенной конкуренцией, где рыночные силы принуждают фирмы производить с минимальными долгосрочными средними издержками, монополист может выбрать любой объем выпуска, позволяющий извлекать максимальную прибыль. (Рис. 9.3.) Достигая равновесия при MR = LRMC, монополист выберет объем предложения Qm для спроса D и Qm2 для спроса D2. Поскольку и в том и в другом случае он производит с издержками выше минимальных, то это указывает на неэффективность использования ресурсов. В первом случае из-за неполного использования имеющегося при данном объеме спроса эффекта масштаба, а во втором - из-за действия отрицательного эффекта масштаба.
Решение монополиста об изменении масштабов производства зависит от соотношения его долгосрочных средних издержек и рыночного спроса.
Рис. 9.3. Долгосрочное предложение фирмы в условиях абсолютной монополии
Так как равновесное количество обусловлено уровнем спроса, то использование всего эффекта масштаба возможно и при монополии (D1, MR1). Однако причиной этого является не конкуренция, а уровень спроса, при котором МС = MR1. Между тем проблема выбора оптимального, с точки зрения минимизации издержек, масштаба производства стоит и перед монополией, так как при прочих равных условиях позволит получить большую прибыль. Являясь единственным продавцом в отрасли, монополист может увеличить прибыль путем осуществления производства не на одном заводе, а на нескольких, каждый из которых обеспечивает минимальный уровень издержек. Это возможно в том случае, когда спрос, при котором MR = LRACmin, является кратным выпуску, обеспечивающему минимальные долгосрочные средние издержки. (Рис. 9.4.)
pq P LRMC PQ P2q LRAC2 LRACmin
MR
q Q 2q Q
Рис. 9.4. Оптимизация выпуска в условиях монопольного предложения
В случае увеличения рыночного спроса монополист может увеличить предложение до объема Q путем расширения производства на одном заводе. В этом случае, осуществляя производство с минимальными краткосрочными средними издержками АС2 он будет иметь долгосрочные средние издержки на уровне LRAC2, которые значительно превышают их минимальные значения, для объема выпуска равного q. Если характер спроса таков, что позволяет оптимизировать предложение на уровне кратном объему выпуска, дающего минимальные средние издержки, то, построив два завода масштаба q, монополист увеличит суммарное предложение до 2q, что будет означать осуществление предложения при минимальных долгосрочных средних издержках, где MR = LRMC = LRACmin. В результате, несмотря на снижение рыночной цены с уровня PQ до Р2q, суммарная прибыль монополиста возрастет как за счет снижения средних издержек производства, так и за счет увеличения предложения. При этом, правда, максимизация прибыли будет достигнута лишь при обеспечении равной эффективности использования факторов производства на обоих заводах.
В условиях монопольного рынка кривой предложения, отражающей зависимость между рыночной ценой и объемом предложения, не существует.
Из всего сказанного следует тот важный вывод, что решение монополиста об объеме предложения зависит не столько от кривых издержек, сколько от характера спроса. При этом главное значение имеют изменения в эластичности спроса, определяющей положение кривой предельной выручки, что для монополиста является решающим. Так как при смещении кривой рыночного спроса его эластичность для данного уровня цены может увеличиться, а может уменьшиться, то однозначного соотношения между ценой и объемом предложения не существует. При одном объеме предложения могут сформироваться разные цены (рис. 9.5), а одному уровню цены могут соответствовать разные объемы предложения (рис. 9.6). Поэтому для монопольного рынка кривой предложения, отражающей зависимость между рыночной ценой и объемом предложения, не существует. Это легко понять, если вспомнить, что условием построения кривой предложения совершенно конкурентных фирм является заданность для них цен как критерия оптимизации выпуска, что в условиях монополии отсутствует.
изменение цены при Q = соnst изменение предложения при P = const
Q Q1
Рис. 9.5. Рис. 9.6. Зависимость цены и предложения монополиста от эластичности спроса
9.3. Регулирование деятельности монополий
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|