Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Источники монопольной власти




 

Монополия — это тип рыночной струк­туры, при котором весь объем отрасле­вого предложения концентрируется у одного продавца, реализующего продукт, не имеющий близких заменителей, а появление в отрасли других про­давцов заблокировано. Такое положение возможно только в случае наличия чрезвычайно высоких, непреодолимых барьеров проникно­вения в отрасль, что и является причиной существования монопо­лии. Способствующие формированию таких барьеров факторы яв­ляются источниками монопольной власти.

 

Монополия — это безусловное доминирование на рынке одного продавца, способного оказывать влияние на рыночную цену.

 

В качестве источника монопольной власти могут выступать исключительные права, предоставляемые производителю на ведение определенного рода деятельности или применение определенного способа производства. Такие права могут предоставляться органа­ми государственной власти, как, например, в отношении предос­тавления услуг почтовой связи, производства опасных товаров и веществ, или муниципалитетами, как в случае с предоставлением прав на деятельность в сфере коммунального хозяйства или тор­говли. Субъектом установления исключительных прав может быть и фирма, как в случае с франшизой, когда она предоставляет дру­гой фирме монопольные права на осуществление определенной деятельности в рамках установленной территории. Часто источни­ком монопольной власти, хотя и ограниченной во времени, явля­ются авторские права. Реализуясь через патенты и лицензии, они позволяют их владельцу занимать монопольное положение на рын­ке какого-либо товара (услуги) или в применении в производстве некоей технологии.

Источником монопольной власти может служить контроль над производственными ресурсами. Если фирма обладает собственностью на весь объем предложения ключевого для производства какого-то товара ресурса, то это обеспечит ей и монополию на рынке данного товара.

Источником монопольной власти может стать и эффект масш­таба, если экономия от масштаба устойчиво растет с расширением производства вплоть до обеспечения всего долгосрочного рыночно­го спроса. В этом случае сама конкуренция по цене приводит к тому, что в отрасли останется лишь одна фирма, которая обеспечит наи­более низкие долгосрочные средние издержки.

Иногда источниками монопольной власти могут выступать пред­почтения потребителей, когда существует устойчивая лояльность торговой марке, и нечестная конкуренция, когда монопольное поло­жение на рынке является следствием незаконных действий (подкуп государственных чиновников, картельные соглашения и т.п.).

 

Типы монополии

 

Используя критерии происхождения приведенных источников монополь­ной власти, выделяют несколько типов монополии. Закрытая моно­полия имеет место тогда, когда монопольное положение фирмы на рынке защищено законодательно или какими-либо юридическими правами, ограждающими ее от конкуренции. В этом смысле закры­тая монополия представляет собою наиболее устойчивую форму мо­нопольной власти, которая, однако, чаще всего не обусловливает получения монопольно высоких прибылей, так как предоставление исключительных прав всегда сопровождается ограничениями как в отношении уровня цен, так и нормы прибыли.

Открытая монополия обнаруживает себя в том случае, когда обладание монопольной властью является результатом авторских достижений самой фирмы (новый продукт, новая технология, дос­тижения в маркетинге). Специфика этого типа монополии состоит в том, что она всегда имеет временный характер, поскольку связан­ные с нововведениями рыночные преимущества могут быть превзой­дены или скопированы конкурентами. Тем не менее, именно в усло­виях открытой монополии фирма может наиболее полно реализо­вать имеющуюся у нее рыночную власть и получить монопольно высокую прибыль.

Естественная монополия характерна для отраслей, в которых при­сутствие единственного производителя обусловливает минимальные средние издержки производства при обеспечении всего рыночного спроса. Поскольку причиной возникновения естественных монопо­лий является проявляющаяся в положительном эффекте масштаба корреляция между объемом рыночного спроса и эффективным раз­мером предприятия, то такого рода монополии находятся под пат­ронатом государства, регулирующего их деятельность.

Монопсония представляет собою тип рыночной структуры, для которого характерна концентрация монопольной власти у покупа­теля. Монопсония возникает в том случае, когда одна фирма высту­пает единственным покупателем на отраслевом рынке при отсут­ствии возможностей альтернативного сбыта для продавцов. Рыноч­ная власть монопсонии состоит в том, что монопсонист способен оказывать влияние на цены закупаемых им благ. Причем, если мо­нополист употребляет свою рыночную власть, чтобы производить меньшее количество блага по более высокой цене, то монопсонист использует имеющуюся у него рыночную власть для того, чтобы меньше покупать по более низким ценам. Нечасто встречающиеся случаи монопсонии можно наблюдать в сфере государственных за­купок вооружений и на локальных рынках труда, где отдельная фир­ма является единственным работодателем на данной территории.

Двусторонняя монополия имеет место в том случае, когда моно­польная сила продавца сталкивается с монопольной силой покупа­теля. Особенность ситуации состоит в том, что хотя продавец и об­ладает монопольной властью, монопольное положение покупате­ля позволяет ему рассматривать кривую предельных издержек про­давца в качестве кривой отраслевого предложения, т.е. аналогично условиям совершенной конкуренции. Поэтому покупатель установит цену ниже той, которую запросит продавец для каждого данного объема спроса со стороны покупателя. Поскольку обе стороны обладают рыночной властью, договорные цена и количество будут находиться в пределах между предложениями покупателя и продавца, а конечный результат сделки будет функцией от степени информи­рованности сторон друг о друге и способности каждой из сторон вес­ти переговоры Модель двусторонней монополии часто встречается на рынках вооружений, когда речь идет о подрядах на закупку типов вооружения, техническими возможностями производства которого располагает только одна-единственная фирма.

9.2. Предложение на монопольных рынках

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...