Заключение
В исследовании представлено особое понимание, развивающее имеющиеся в работах С. Л. Рубинштейна, А. В. Брушлинского, К. А. Абульхановой-Славской и других авторов представления о субъекте и субъектности как исключительном свойстве человека. Смысл этого особого понимания состоит в том, что субъектность присуща человеку на протяжении всей его жизни, в то же время человек настолько субъектен, насколько способен «восходить» в социокультурное (духовное) пространство, насколько соизмеряет себя с социокультурными образцами, представляющими собой композицию ценностей как мер, свойственных определенному типу культуры. Эта способность находиться в социокультурном пространстве представлена как связь и единство в человеке конечного и бесконечного (человек конечен как индивид, как личность и бесконечен как индивидуальность и субъект). Субъектность, являясь квинтэссенцией индивидуальности, интегрирует в себе все уровни существования человека, все его качества, что и позволяет субъекту быть автором собственной жизни, осуществлять «домостроительство»: саморегуляцию, разрешать противоречия между личным и социальным, социально значимым и социокультурным, «дольним» и «горним» в горизонте базовых, объективных человеческих ценностей. Такая функция субъекта становится возможной, поскольку человек как субъект способен «снимать» эти противоречия из позиции «вненаходимости», в какой-то мере «остраняясь» от своего индивидного и социального функционирования, соизмеряя свою жизнь, мысли, переживания, действия с образом человеческого в человеке. Другая мера (социокультурные образцы) изменяет самого человека, поскольку мера есть в соответствии с гегелевской диалектикой, единство качественной и количественной определенности какого-либо явления, предмета. «Когда изменяется мера вещи, изменяется сама вещь, и нечто, переходя свою меру, увеличиваясь или уменьшаясь сверх меры, исчезает» [128, с. 100]). Человек становится собственно человеком, обретает подлинность, неотчужденность от самого себя и от культуры. Появляется возможность достижения адекватной себе формы духовности.
Отсюда следует ответ на вопрос, какова структура субъекта (субъектности). Структурные характеристики субъекта должны удовлетворять обозначенным требованиям, т. е. в структуре субъекта должны быть представлены такие параметры, благодаря которым человек может: находится в состоянии вненаходимости, быть автором собственной жизни (осуществлять домостроительство), осуществлять восхождение к адекватной себе форме духовности, производить работу по отношению к самому себе по «собиранию» своей индивидуальности, осуществлять работу по отношению к миру по онтологизации абсолютных ценностей. Такими структурными компонентами субъекта являются рефлексия, ответчивость социокультурным основаниям (абсолютным ценностям), ответчивость своим индивидуальным особенностям, выбор поступка (приложение 7). Рефлексия, это не просто способность вставать в отношение к самому себе (размышлять о себе, осуществлять самоглядение), речь идет о том, что рефлексия всегда осуществляется откуда-то, из определенного локуса. Для субъекта таким локусом рефлексии являются социокультурные образцы, свойственные определенному типу культуры, т. е. это социокультурная рефлексия. Однако социокультурная рефлексия неизбежно связана с ответчивостью социокультурным образцам, т. е. для ее появления должна произойти «встреча» человека с социокультурными основаниями человеческой жизни. Под ответчивостью мы понимаем интенцию человека к мере человеческого в человеке, это отклик человека на призыв к социокультурному развитию (чувствование и переживание этого призыва и осуществление движения). В этом смысле мы полагаем, что ответчивость является более общей категорией по отношению к понятиям отражение, реакция, подражание и т. д. – это все различные стороны ответчивости.
С другой стороны, развитие субъектности невозможно без ответчивости человека самому себе, своей самости, своему «Я». Эти три составляющие обусловливают выбор цели, способа действия, поведения, круга и способа общения, понимания мира и т. д. Выбор реализует себя в поступке, как таком деянии (событии), которое выступает как момент достижения человеком своей подлинности и утверждения онтологичности ценностей в контексте авторского отношения человека к своей жизни и судьбе. Поступок представляет собой форму осуществления субъектности. Выяснив основные характеристики субъектности, необходимо выстроить путь ее развития в разные периоды жизни. Мы полагаем, что субъектность присуща человеку всегда, в том числе в младенческом возрасте. Однако в каждый период жизни человека она имеет свою форму, соответственно, свою особую форму имеют также ответчивость и рефлексия. Что касается рефлексии, то ее форма обуславливается, прежде всего, ее локусом и уровнем осознанности (природосообразуемая, предметносообразуемая, социосообразуемая и культурносообразуемая – рефлексия-трансцендирование по А. А. Арсеньеву). На каждом этапе жизни человека присутствуют все формы рефлексии (по признаку ее локуса) осознанной или неосознанной, причем, какая-то из них является доминирующей, но всегда вместе с доминантой социокультурной рефлексии. Именно социокультурная рефлексия открывает ребенку его человеческую телесность (природу), его человеческие отношения с вещным миром (превращает вещный мир в предметный, окультуривает его), придает социальным отношениям культурный смысл (преобразует их из ролевых, функциональных в отношения любви, дружбы, сотрудничества, опосредуемые истиной, правдой, красотой и добром). Что касается ответчивости, то ее формы определяются возрастными особенностями психики (внутреннего мира человека) и обусловливаются тем, каким образом (в каких формах и какими средствами) представлены человеку социокультурные образцы.
Обозначенные положения обосновываются посредством анализа литературных источников и собственного исследования, основанного на: - анализе дневника наблюдений за развитием детей в младенческом и раннем возрасте, а также частично дошкольном, младшем школьном и подростковом; - анализе многолетних наблюдений за детьми дошкольного возраста в различных детских садах; - эксперименте по исследованию проявлений ответчивости социокультурным основаниям в юношеском возрасте. Здесь применялись разработанные нами методики «Четыре вопроса» и «Социокультурная позиция». Анализ результатов наблюдений и методик показал, что способность к рефлексии и ответчивость действительно представлены особым образом в каждом исследуемом возрастном периоде, следовательно, можно думать, что субъектность действительно присуща человеку на всех этапах его истории (онтогенеза). Способность к поступку появляется, судя по нашим данным, как минимум в старшем дошкольном возрасте. Во всяком случае, явно выраженные поступки наблюдаются у старших дошкольников в специально организованных условиях. До этого момента субъектность проявляется скорее в способности к выбору на основе ответчивости и особенных для каждого возраста форм рефлексии. Следующий этап работы был связан с выявлением условий и средств развития субъектности человека в понимаемом нами контексте. Учитывая, что субъект существует в социокультурном пространстве, условием развития субъектности является его становление в формах соответствующей возрасту субкультуры. Мы полагаем, что субкультура характеризуется специфическими для каждого возраста деятельностью, общением, системой ценностей и картиной мира (менталитетом). В работе особенно подробно мы останавливаемся на специфике детской субкультуры (дошкольной) и юношеской, поскольку основное исследование осуществляется на материале этих возрастных категорий. Кроме того, в работе рассматриваются и описываются возможные уровни социокультурного развития, которые различаются теми основаниями, к которым человек особенно ответчив, из которых человек осуществляет рефлексию, которые выступают как меры выбора поведения и поступка. Мы выделяем четыре социокультурных уровня, верхний – уровень социокультурных образцов – и является основанием субъектности.
В качестве средства развития субъектности выступает в этом случае текст как социокультурное явление, как особый «голос», высказывание во всех его формах, включая вербальную, музыкальную, изобразительную и поступок. Текст как «всякий связный знаковый комплекс» содержит в себе то, что, по мнению М. М. Бахтина, «имеет отношение к истине, правде, добру, красоте, истории», и выступает как «третий» голос в диалоге согласия. В этом смысле человек, вступая в диалогические, субъектные отношения с миром и другими людьми, всегда опосредует этот диалог текстами, как носителями абсолютных объективных ценностей, т. е. всегда выходит за границы социальности как таковой в социокультурное пространство. Социокультурные образцы, система абсолютных ценностей представлены человеку в форме текстов. Это положение разбирается на материале сказки как особого текста и средства развития детей дошкольного возраста, а также других текстов, выступающих в качестве средств развития в младенческом, раннем, младшем школьном, подростковом и юношеском возрасте. Рассмотренные нами положения об условиях и средствах развития субъектности исследуются в эксперименте. Логика построения эксперимента следующая: если наши предположения об условиях и средствах развития субъектности верны, то организация развития (и образования) в формах соответствующей субкультуры средствами соответствующих возрасту текстов приведет к развитию субъектности. Критериями такого развития может стать становление индивидуальности и изменение социокультурной позиции человека, проявляющееся в способности к выбору, поступку, ответчивости, рефлексии. Такой эксперимент был проведен с детьми дошкольного возраста и студентами, т. е. по отношению к юношескому возрасту. Эксперимент по организации образования дошкольников в формах игры средствами сказки проводился в течение длительного времени (около 18 лет) в сотрудничестве с рядом дошкольных учреждений, соавторами его могут считаться воспитатели, методисты, практические психологи, работающие в этих дошкольных учреждениях. Поскольку сказка как текст содержит все уровни социокультурного развития, то организация развития детей в форме драматизации сказки оказывает существенное влияние на развитие всех сторон субъектности и психики ребенка. Мы действительно получили более высокие в сравнении с нормой и контрольными группами показатели развития игры, воображения, наглядно образного и логического мышления и т. д. Кроме того, мы обнаружили более гармоничное развитие индивидуальности ребенка. Самое главное, мы обнаружили становление у детей способности к поступку (на материале наблюдений), а также улучшенные, в сравнении со стандартными, показатели сформированности ценностностей (по Н. И. Непомнящей).
В отношении юношеского возраста был проведен аналогичный эксперимент по развитию социокультурного самоопределения посредством работы со студентами в рамках спецкурса «Психология типов культур». С целью сравнительного анализа динамики показателей субъектности со студентами были проведены ряд методик до и после работы на спецкурсе: «Четыре вопроса», СКП, методика К. Хвостова, а также содержательный анализ рефлексивных сочинений «Мой социокультурный образец», которые студенты писали по окончании спецкурса. По всем трем методикам мы получили значимые изменения, свидетельствующие об изменении социокультурной позиции студентов, системы ценностей, а также повышении чувствительности к манипулятивным высказываниям, к возвышенному и др. Интересные данные в этом отношении представлены и в рефлексивных сочинениях. Эти данные можно интерпретировать как развитие в условиях работы студентов над спецкурсом, направленным на социокультурное самоопределение, ответчивости социокультурным основаниям человеческой жизни, социокультурной рефлексии, социокультурного самоопределения студентов. На конечном этапе исследования студентам первого курса (юношеский возраст) был также предложен вопросник В. П. Прядеина «Ответственность». Целью этого исследования было выявление характера связи между показателями ответственности, которая рядом авторов рассматривается как одно из проявлений субъектности, и типами социокультурного самоопределения. Результаты факторного анализа данных этого вопросника, методик СКП и А. А. Хвостова показали, что качества ответственности, раскрывающиеся, согласно позиции автора вопросника, в параметрах активности, регуляции и эмоциональности, хотя и являются важными качествами субъектности, но не гарантируют субъектного поведения, актуализирующегося в выраженности социокультурной позиции и поступке. Эти данные свидетельствуют также о возможности существования как индивидных (природных), так и личностных (социальных) предпосылок развития субъектности. Теоретический анализ и данные нашего исследования позволяют сделать следующие выводы. 1. Субъектность представляет собой такое авторство собственной жизни, которое выражается в способности к построению собственной индивидуальности на основе стремления человека к достижению адекватной себе форме духовности, своей человеческой подлинности посредством соизмерения своего поведения, переживаний, представлений о мире с социокультурными образцами, как мерами, представляющими собой композицию ценностей, свойственных определенному типу культуры. 2. Субъектность актуализируется в поступке, который представляет собой момент обнаружения человеком своей подлинности и одновременно утверждения онтологичности, бытийственности абсолютных, объективных ценностей (истины, правды, добра, красоты). 3. Субъектность является результатом социокультурного (духовного) развития человека, которое представляет собой особое и относительно самостоятельное (не сводимое к природному и социальному) пространство, позволяющее человеку встать в отношение к миру и самому себе (позиция вненаходимости), обнаружить единство конечности и бесконечности человека и мира. 4. Структура субъекта (субъектности) как квинтэссенции индивидуальности представляет собой единство ответчивости социокультурным основаниям человеческой жизни, рефлексии по отношению к самому себе с точки зрения этих оснований и выбора поступка, основанного на соизмерении с социокультурными образцами. 5. Ответчивость социокультурным основаниям и социокультурная рефлексия одновременно выступают как механизмы развития субъектности. 6. Средством развития субъектности является текст как социокультурное явление во всех его формах (художественный, изобразительный, поступок как текст и т. д. ), как носитель системы ценностей, свойственных определенному типу культуры. 7. В качестве основного условия развития субъектности выступает организация жизни человека в формах, соответствующих возрасту и типу культуры, что и создает предпосылки возникновения ответчивости социокультурным образцам и становления социокультурной рефлексии. 8. Для каждого этапа развития субъектности в онтогенезе характерны свои особые формы ее существования: ответчивости, рефлексии и выбора, а также особые формы средств (текстов) ее становления, специфичных для каждого возраста и определяемых спецификой соответствующей субкультуры. Этапы развития субъектности в условиях ее становления в формах детской субкультуры: – Младенчество как смутное различение (выбор) между темным и светлым, появление ответчивости любви и заботе со стороны близких, социокультурной рефлексии как переживания, ощущения в себе человека, индивидуальности в ответ такие социокультурные тексты, как имя, колыбельная, игрушка. Формой деятельности является сосредоточение, формой общения – коммунитас как отношения близости и востребованность любви со стороны взрослых, поступок выступает в форме преодоления ограничений биологического и социального развития. – Ранний возраст как обнаружение (рефлексия) своего «Я» – индивидуальности, отличной от других людей и от предметного мира, появление ответчивости в форме переживания сочувствия (эмпатии) и сорадования близким и всему, что ребенок одушевляет и одухотворяет. В качестве текстов выступают потешки, игрушки, кумулятивные сказки. В предметно-манипулятивной деятельности как освоении предметного мира, отличающегося от мира людей, и общении коммунитас как любви к близким ребенок актуализирует поступок в форме детских способов проявления сочувствия, сопереживания и сорадования. – Дошкольный возраст как появление и неосознаваемая рефлексия образа светлого (хорошего) как противоположного темному на основе сказки как особого текста, становление ответчивости социокультурным образцам, представленным в сказке, появление выбора и поступка (выбор действий в соответствии с социокультурными образцами) в условиях игровой деятельности и общения в формах близости (любви, принятия) по отношению к сверстникам и взрослым. – Младший школьный возраст как появление и ответчивость ригоричному (нормативному) социокультурному образцу, представленному в художественных текстах, поступках взрослых, школьных требованиях; осуществление поступков в соответствии с социальными нормами и правилами на основе осознаваемой социокультурной рефлексии в контексте творческой продуктивной деятельности и общения коммунитас в форме зарождения отношений сотрудничества со взрослыми и сверстниками. – Подростковый возраст как рефлексия «духовно темного и светлого» в себе и в мире на основе критического переосмысления ценностей, обнаружения смыслов правил и норм, индивидуализация социокультурных образцов, ответчивость «разрыву», противоречию между требованиями обыденной жизни, нормами и социокультурными ценностями, появление поступка как осознанного выбора, соотносимого с индивидуализированными социокультурными образцами и противостоящего формальной нормативности. Исследовательская деятельность по отношению к предметному и социальному миру и общение коммунитас как дружба со сверстниками и взрослыми как равными партнерами. – Юность как появление рефлексии-трансцендирования, обнаружение духовного «Я», ответчивость социокультурным образцам как мерам человеческого в человеке, представленным в различных социокультурных текстах (философских, художественных, поступках других людей), появление поступка как осознанного и ответственного социокультурного выбора. Актуализация деятельности в форме созерцания, общения коммунитас в форме любви и дружбы со сверстниками, направленных на поиски смыслов жизни, социокультурного самоопределения. – В молодости начинается (и постоянно воспроизводится) реализация в поступке обретенной субъектности, проявляющейся в выборе жизненного пути (домостроительстве, авторстве собственной жизни) как движении к адекватной себе форме духовности. 9. Выделены типы социокультурного самоопределения в юношеском возрасте. 10. В исследовании представлены и апробированы в условиях развивающего эксперимента программы социокультурного развития и образования дошкольников в формах детской субкультуры (в формах игры средствами сказки) и спецкурса для студентов, направленного на социокультурное самоопределение. 11. В работе описаны и апробированы две авторские исследовательские методики для изучения социокультурной позиции и системы ценностей: «Четыре вопроса» и «Опросник СКП».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|