Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Результаты опроса по методике «Четыре вопроса» (в процентах)




Содержане вопроса Варианты ответов 1 группа (начало, 71 чел. )

1 группа (окончание,

 61 чел. )

2 группа, все испытуемые (98 чел. ) 2 группа, только НГПУ (72 чел) Уровень значимости (критерий Фишера по 1 группе)

Что Вы больше всего

цените в жизни?

Любовь 46, 5 52, 8 56, 9  
Друзья 46, 5 30, 2 62, 2 59, 7 0, 01
Семья 45, 3 62, 5  
Доверие, открытость, взаимопонимание 25, 3  
Жизнь 18, 6 22, 6 27, 5 27, 8  
Добро, доброта 30, 2 4, 1 0, 01
Правда, совесть, искренность 13, 4 28, 4 11, 2 13, 9 0, 01
Здоровье 5, 6 7, 5 21, 4 19, 4  
Деньги, благосостояние 15, 5 9, 5 9, 2 5, 6  
Карьера, успех 5, 6 2, 5 10, 2 12, 5  
Вера в Бога 3, 8 0, 05
Саморазвитие 6, 9  
Свобода 15, 5 9, 4 6, 9  

Что Вы больше всего ненавидите?

Ложь, обман 42, 2 56, 6 47, 2 0, 05
Лицемерие, ханжество 35, 9 18, 4 26, 4  
Предательство, измену 35, 2 30, 2 45, 8  
Зло 5, 2 11, 3 2, 8  
Коварство, хит­рость, подлость 13, 3  
Грубость, наглость 11, 2 7, 5 8, 3  
Высокомерие 11, 2 11, 3 14, 3 16, 6  
Жадность 11, 2 5, 6 6, 9  
Равнодушие 2, 8 3, 7 9, 1 8, 3  
Несвободу, ограничения 3, 7 9, 1 9, 7  
Конкретные явления (животные, и т. д. ) 7, 4 9, 7 0, 05

Продолжение таблицы 1

Чего Вы больше всего боитесь? Измены, предательства 11, 5

8, 3

 

 

Не достичь цели в жизни, разочароваться, нереализовать мечты 2, 6 11, 3 8, 3

0, 05

Одиночества, быть не понятым 41, 5 31, 6 37, 5

0, 05

Неопределенности 2, 6 9, 4 6, 9

 

Потерять близких 37, 5

 

Смерти 11, 2 22, 4 26, 4

 

Болезни, старости 5, 6 9, 4 9, 7

 

Потерять себя 5, 6 5, 6 5, 1 4, 5

 

Лжи 5, 6 1, 9

 

Экзамены, отчисления 12, 6 1, 9 5, 1 6, 9

0, 05

Конкретных событий, явлений (животных, стихийных бедствий и т. д. ) 5, 7

0, 01

Если бы Вы

были

волшебником,

что бы Вы

сделали в

первую очередь?

Сделал бы что-либо для всех: 66, 2 71, 7 71, 4 73, 2

 

Установил мир, уничтожил насилие 13, 2 26, 5 26, 4

 

Счастье, радость, любовь 22, 5 28, 3 24, 5 29, 2

 

Бессмертие, здоровье 11, 2 7, 5 16, 7 16, 3

 

Добро, уничтожил зло, ложь, обман 6, 1 8, 3

 

Материальное благополучие, деньги 5, 5 - 3, 1 5, 6

0, 01

               

Продолжение таблицы 1

 

Уничтожил власть денег, рыночные отношения, платное обучение и др. 5, 5 - 7, 1 4, 2 0, 01
Решил проблемы экологии 2, 8 - 2, 8 4, 1 0, 05
Изменил мир, законы, сделал их справедливыми и достойными в России. 2, 8 3, 8 6, 1 8, 3  
Помог всем, бедным, нищим 1, 4 9, 4 3, 1 4, 2 0, 05
Уничтожил несвободу - - 2, 8  
Дал разум - 5, 7 - - 0, 01
Дал сплоченность - 3, 8 - - 0, 05
Для себя лично: 28, 2 22, 6 26, 5 27, 8  
Из них          
Свои желания 8, 4 3, 8 4, 1 4, 2  
Здоровье 4, 2 3, 8 3, 1 2, 8  
Учеба 2, 2 1, 9 - -  
Удовольствия (музыка, путешествия и др. ) - - - 0, 01
Близкие были рядом 2, 2 1, 9 1, 4  
Деньги, благосостояние 1, 4 7, 5 6, 1 - 0, 05
Изменить себя (разум, уничтожить слабости и. д. ) 1, 4 5, 7 - -  
Для родных и близких: 23, 5 23, 6  
Здоровье, бессмертие 15, 1 7, 5 10, 2 9, 7  

 

Окончание таблицы 1

 

Деньги, благосостояние и благополучие 15, 1 1, 9 6, 1 5, 5 0, 01
Исполнил любые желания - - 4, 1 4, 2  
Защитил от всех неприятностей - - 2, 8  
  Счастье 4, 2 7, 5 -  
  Ничего не стал бы делать 5, 6 3, 5 6, 9  
  Другое (по четвертому вопросу) 9, 8 5, 7 13, 2 16, 7  

 

Анализ таблицы свидетельствует, что обсуждение со студентами социокультурной проблематики заметно изменяет характер их ответов на вопросы, причем эти изменения имеют мировоззренческий характер. Происходит также изменение структуры ценностей, они как бы «выкристаллизовываются», осознаются, из эмоционально переживаемых приобретают характер высказывания, происходит концентрирование ответов вокруг наиболее значимых проблем. Общая тенденция изменений такова, что по всем четырем вопросам становится меньше случайных, сугубо «житейских», ситуативных, в ценностном отношении несущественных ответов. Например, значимо меньше респондентами указывается на «боязнь» животных, темноты, воды, сдачи экзаменов и пр., тоже касается «ненависти» по отношению к пище, определенным видам животных, раннему вставанию по утрам и т. д. И, наоборот, увеличивается количество ответов, в которых обозначается некоторая система ценностей как мировоззренческая позиция. Меньше стало ответов, в которых утверждается более легковесная установка, ситуативные ценности: ценю друзей, ненавижу ограничения (несвободу), грубость, ценю деньги, карьеру, и больше таких выборов, в которых звучит более зрелая, обобщенная позиция: у респондентов значимо увеличивается количество ответов, в которых утверждается ценность добра, правды и искренности, доверия между людьми, неприятие лжи, лицемерия. Закономерным на этом фоне выглядит увеличение количества ответов, в которых респонденты говорят, что более всего они боятся потери, утраты близких им людей и одиночества, непонятости другими людьми. Интересно, что появляются, хотя и в незначительном количестве, совершенно новые ответы, которых нет в других выборках: если бы был волшебником, дал бы людям разум (3 исп. ), сплоченность (2 чел. ) в борьбе со злом, называется такая ценность как вера в Бога (2 чел).

Иначе говоря, у ряда студентов происходит переход от доминирования ценностей мира «дольнего», связанных с сугубо бытовыми, социальными, общественными ориентациями, к доминированию ценностей «горнего» мира, происходит «прорыв» в социокультурное пространство.

Ответы респондентов второй группы демонстрируют аналогичные тенденции, однако, выраженные в меньшей мере, они имеют «полови­нчатый» характер:

На наш взгляд результаты опроса могут быть интерпретированы следующим образом:

В процессе совместной работы со студентами в ходе спецкурса, ориентированного на развитие ответчивости ценностям культуры, действительно происходят процессы социокультурного самоопределения.

Эти процессы проявляются в «выходе» юношей и девушек в социокультурное пространство, появлении нового содержания «горизонта» этого пространства, обнаружении Мира «горнего» и признании значимости для себя этого мира.

Об этом же свидетельствует анализ рефлексивных сочинений студентов, дополненный наблюдениями за их поведением в процессе спецкурса. По параметру отношения к содержанию спецкурса:

а) происходит поляризация аудитории: с одной стороны, появляются студенты, которые выражают демонстративное неприятие содержания (7, 1 %), с другой стороны, выделяются студенты, у которых обнаруживается выраженный интерес к спецкурсу (26, 5 %). Безусловно, имеются и такие студенты, которых содержание спецкурса, по-видимому, не затронуло (14, 2 %). Таким образом, у более, чем трети студентов обнаруживается явно проявляемое на уровне поведения личностное отношение к содержанию;

б) личностное отношение проявляет себя в следующих поведенческих характеристиках: активное обсуждение (споры) относительно тех или иных положений или вопросов преподавателя; относительно высказываний студентов; появление в некоторых случаях аффекта неадекватности как в отношении других студентов, так и в некоторых случаях в отношении преподавателя; появление вопросов, которые обсуждаются с преподавателем после занятия. (Отсутствие интереса к спецкурсу проявляется в частых пропусках занятий, формальном отношении к зачетному заданию, попытках заниматься посторонними делами во время совместной работы, отсутствии инициативы в процессе обсуждения);

в) личностное отношение проявляется в характере выполнения зачетных заданий, которое характерно для 79 % сочинений, в которых авторы могут описывать события, вспомнившиеся в связи с выполнением задания, ссылаться на воспоминания детства, размышлять о призвании человека, о своем призвании. Встречаются сочинения, написанные в стихотворной форме, в форме небольшого эссе и т. д.;

г) в 49% сочинений прямо или косвенно указывается на то, что именно работа на спецкурсе актуализировала внутреннюю работу по осознанию своей принадлежности к определенному типу культуры, интерес к социокультурному пониманию общественных и собственно психологических явлений, побудила к чтению соответствующей литературы и т. д.;

д) в 68, 3% сочинений указывается, что произошло самоопределение в контексте православной культуры. Однако, для большинства авторов это самоопределение не связано с постоянным посещением церкви и исполнением религиозных обрядов, скорее, речь идет о переживании своей исторической принадлежности этому типу культуры. В 10% сочинений студенты обнаруживают, что они склонны принимать социокультурные установки, представленные в разных культурах, причем, практически все они считают себя атеистами. В 9 % сочинений представлен выбор типа культуры по национальной принадлежности (тувинцы, алтайцы и т. д. ). В остальных сочинениях как наиболее привлекательный тип культуры указывается буддизм, иудаизм, древнеримская культура, ислам. В данной выборке не встречалось самоопределения по типу древнекитайской культуры (даосизм) и индуизма. Среди наименее привлекательных типов культуры чаще всего указывается буддизм, а также часто встречается признание ценности любого типа культуры.

Интересные результаты получены нами на основе сравнительного анализа данных, полученных по методике «Социокультурная позиция» (СКП), в начале и в конце семестра, т. е. до и после чтения спецкурса «Психология типов культур». Обработка материала по t-критерию Стьюдента показала, что происходит достаточно выраженное изменение социокультурной позиции студентов. Из сорока выделенных в опроснике позиций (35 вопросов и 5 шкал) значимые различия (P< 0, 05) обнаружены в 5 случаях, различия на уровне тенденций (P< 0, 02) также представлены в 5 случаях (таблица 2).

 

 

Таблица 2

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...