Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

4.3. Специфика развития субъектности на разных ступенях онтогенеза




На основе обобщения результатов нашего исследования и представленных в работе исследований других авторов попробуем системно представить динамику развития субъектности в онтогенезе.

Субъектность представляет собой социокультурное явление, она развивается в ходе социокультурного (духовного) становления человека в контексте и вместе с развитием соответствующей возрасту субкультуры. В основе периодизации становления субъектности лежит возрастная специфика детской, подростковой и юношеской субкультур. В то же время субъектность – это явление индивидуальности человека. Субъектность обеспечивает целостность, единство и подлинность индивидуальности. Она есть результат «встречи» с духовными основаниями человеческой жизни и ответчивости человека этим основаниям. Поэтому именно в развитии субъектности происходит и субъектностью актуализируется становление адекватной индивидуальности формы духовности, т. е. становление субъектности дает возможность человеку на каждом этапе жизненного пути, оставаясь самим собой, одновременно восходить в социокультурную позицию, переживать принадлежность человеческому роду не только биологически, но и духовно, становление субъектности обуславливает выбор человеческого способа жизни, что собственно и проявляется в способности к поступку.

Субъектность проявляет себя в способности быть причиной самогосебя на основе различения духовного и наличного «Я»[440], конечного и бесконечного[27] в себе и в мире, ориентируясь на родовую сущность человека, понимаемую как единство биологического, психологического, социального и социокультурного (духовного). Сущность человека состоит в том, что он больше, чем его природа и чем то, что в нем социально обусловлено и присвоено. В работах русских религиозных философов [49, 180, 195, 245, 401, 438 и др. ] человек богочеловечен, обращен к бесконечности, к вечности. Субъектность и есть то в человеке, что позволяет ему обнаружить вечное и реализовать, «опрокинуть» бесконечное в «дольнее». Субъект в поступке осуществляет бытие социокультурных (духовных) оснований человеческой жизни, проявляет родовую сущность человека (бесконечное) в конечной человеческой жизни (соединяет конечное с бесконечным). Содержание субъектности представляет собой взаимную ответчивость человека и мира, диалогическую встречу человека и мира. Субъектность явлена в деянии, наиболее полным и подлинным выражением которого является поступок как момент диалогического взаимопроникновения, согласия человека с миром и с самим собой. На разных этапах человеческой жизни в качестве средства и меры развития субъектности (различения и выделения) выступают социокультурные образцыкак выражениеродовой сущности человека, представленные разными формами (текстами), соответствующими возрасту и содержанию социокультурного развития. Развитие субъектности осуществляется через ее проявление и реализацию в процессе человеческой жизни.

Для каждого типа культуры существует свой базовый социокультурный образец, в котором особым образом представлена родовая сущность человека. В европейской культуре таким образцом является человек духовный, выраженный в христианстве.

Рождение субъектности осуществляется в процессе социокультурного развития (результатом социокультурного развития является становление субъектности). Условием развития субъектности является становление человека в формах соответствующей возрасту субкультуры (деятельности, общения, ценностей и картины мира, включая способы и средства ее представления, мышления). Средства развития субъектности специфичны для каждого возраста. Для того, чтобы выполнять эту функцию, быть средствами развития субъектности, они должны включать в себя все содержание и все структурные уровни социокультурного развития; они должны быть личностно значимыми для конкретного человека и переживаемы им (входить в структуру переживания), эти средства должны быть одновременно развернуты и в человека, и в социокультурные основания (родовую сущность). Такими средствами являются, на наш взгляд, тексты, поскольку согласно М. М. Бахтину: «Дух (и свой и чужой) не может быть дан как вещь…, а только в знаковом выражении, реализации в текстах и для себя и для других» [40, с. 284]. Текст (могущий существовать в любых формах, как любое высказывание) при этом выступает как особый голос, в котором есть нечто, «имеющее отношение к ценностям» [40, с. 299].

Переход от одного возраста к другому связан со сменой субкультур: младенческой, раннего возраста, дошкольной, младшего школьного возраста, подростковой, юношеской. Результатом такого развития становится вхождение человека во взрослую субкультуру, превращение юноши во взрослого человека, обретение им взрослой субкультуры: смыслов, ценностей, целей, задач, деятельностей, характера общения, менталитета.

Однако внутри каждой субкультуры представлены разные уровни социокультурного развития. Юноша, взрослый, дошкольник, находящиеся на низком уровне социокультурного развития, не становятся от этого не-юношами, не-дошкольниками, не-взрослыми. Они являются взрослыми, дошкольниками или юношами, но не имеющими развитой субъектности, а следовательно, не обладающими ярко выраженной, сформированной индивидуальности, характеризующейся подлинностью и глубиной.

Эта подлинность и глубина появляется на социокультурном уровне развития, т. е. тогда, когда имеется возможность появления и субъектности.

Субъектность предполагает возможность и способность выбора социокультурного пути развития, а следовательно, наличие некоторой определенности «Я», сопровождающейся некоторым уровнем и способом рефлексии и ответчивости социокультурным основаниям человеческой жизни, представленным в тексте, как средстве развития субъектности.

Выделим специфические характеристики субкультуры для каждого возрастного этапа и возрастные особенности становления субъектности в рамках соответствующей субкультуры. Положения, касающиеся дошкольного и юношеского периода, основаны на наших экспериментальных материалах. Что касается младенческого, раннего детства, младшего школьного и подросткового возраста, то наши предположения основаны на наблюдениях, в том числе дневниковых записях, анализе ряда работ, в которых прорисованы особенности этих периодов развития.

Средством развития младенца является колыбельная, произносимая близким взрослым, формой организации развития (деятельностью) является сосредоточение, формой общения – отношения близости со взрослым (коммунитас в форме любви). Субъектность существует как ответчивость на любовь и заботу со стороны взрослого и востребование ребенком любви и заботы от взрослого. Рефлексия носит неосознанный характер и направлена на открытие себя как человека, своего тела как социокультурного явления. В качестве поступка здесь выступают различные действия, поведение, направленные на преодоление биологических и соматических ограничений, усилие к человеческому способу существования, преодоление физиологического аутизма (улыбка, действия с игрушками, первые слова и т. д. ).

Средством развития ребенка в раннем детстве являются потешки, прибаутки, через которые ребенок вводится в предметный мир, одухотворенный социокультурными (человеческими) смыслами, формой организации развития является предметно-манипулятивная деятельность, в основе общения лежит коммунитас в форме любви и делового сотрудничества со взрослым. Субъектность актуализируется как ответчивость другому, сопереживание другому (близкому взрослому, игрушке, растению, животному и т. д. ). Рефлексия направлена на выделение себя как особой индивидуальности, отличной от других людей, независимой от предметного мира (хозяин вещей). Выраженность сопереживания предполагает относительно высокий уровень сформированности «Я» (автономность) и актуализацию поступка в форме различных способов проявления этого сопереживания (поделиться игрушкой со сверстником, отпустить «жучка к маме», пожалеть бабушку и т. д. ).

Средством развития субъектности ребенка в дошкольном возрасте является сказка, формой организации развития является сюжетно-ролевая игра, формой общения – коммунитас в форме любви и сотрудничества со сверстниками по поводу игры, со взрослыми по отношению к познанию мира. Субъектность выражена в ответчивости базовым абсолютным ценностям, метафорически обозначенным в сказке, и рефлексии, связанной с выделением себя как субъекта социокультурного выбора и поступания. Поступок существует как непосредственное социокультурное деяние, осуществляемое в процессе игры и драматизации сказки.

Задача, смысл всего периода раннего развития (от новорожденности до начала школьного обучения) – обретение, открытие своей субъектности, обнаружение в себе и другом человека в контексте социокультурных горизонтов человеческой жизни.

Средствами развития ребенка в младшем школьном возрасте являются ритуал, обряд, социальная норма, выраженные, оформленные в речи и представленные в соответствующих литературных, учебных текстах, поступках взрослых и т. д. Формой организации развития (условием развития) является творчески продуктивная деятельность (в том числе учебная), формой общения – коммунитас как сотрудничество и дружелюбные отношения (еще не дружба как таковая) со взрослыми и сверстниками в процессе освоения социального мира. Субъектность реализуется как ответчивость такой ценности, как справедливость, правильность или неправильность поведения, которое соизмеряется с требованиями и нормами, приобретающими социокультурный смысл. Ребенок пытается проводить нормы в жизнь, апробировать нормы жизнью (появление трансградиентности по отношению к самому себе, диалогическое согласие с образом социального человека, освоение норм, характерное для формализованности образа «Я»). Задача этого возраста в контексте соответствующей субкультуры – освоение образа мышления и действия социального человека, однако, не утрачивая при этом потенциала социокультурного развития. Этот потенциал содержится, на наш взгляд, в рефлексии ценности справедливости, понимании оснований справедливости.

Средством развития в подростковом возрасте является рефлексия образцов социального поведения, критическое осознание норм (освобождение от авторитетов, кумиров), осуществляемое на основе текстов, в которых представлен образ жизни сверстников в мире взрослых, а также собственно поступков сверстников и взрослых. Формой организации развития субъектности подростка является исследовательская деятельность, в которой осуществляется не только осознание отношений предметного мира и способов его познания, но также социальных и социокультурных отношений. Формой общения является коммунитас как дружба со сверстниками. Субъектность существует как ответчивость к разрыву, расхождению между социальными и социокультурными ценностями, поступок (проступок), выступает как выбор поведения, противостоящего социальной, обыденной нормативности. Поступок становится опосредованным деянием, актуализированным, осознанным (но не развитым, незрелым) диалогом с авторитетом, с социальной нормативностью.

В юношеском возрасте средством социокультурного развития является текст с точки зрения его смысла, того в нем, «что имеет отношение к истине, правде, добру» [40, с. 283]; появляется рефлексия-трансцендирование, совершаемая из оснований вечности, абсолютных, объективных ценностей; особой формой деятельности становится созерцание; приобретает значимость такая форма общения как любовь, дружба со сверстниками и взрослыми. Субъектность проявляется как вненаходимость (открытие в диалоге «третьего» автора – «высшего нададресата», осуществляющего «абсолютно справедливое ответное понимание» [40, с. 305], становится особенно выраженной ответчивость социокультурному самоопределению. Появление вненаходимости создает предпосылки к проявлению субъектности в поступке как собственном авторском тексте.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...