Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Обеспечение роста качества жизни населения, экономического и социо-культурного развития регионов при реализации туристских программ




 

В «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации» на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, одним из вызовов современного общества названо возрастание роли человеческого капитала как основного фактора экономического развития, а среди целевых ориентиров значится «высокие стандарты благосостояния человека». Концепция нацелена на то, что уровень доходов и качество жизни россиян к 2020 году достигнет показателей, характерных для развитых экономик. Это означает высокие стандарты личной безопасности, доступность услуг образования и здравоохранения требуемого качества, необходимый уровень обеспеченности жильем, доступ к культурным благам и обеспечение экологической безопасности.

Среди направлений перехода к инновационному социально-ориентированному типу экономического развития страны значится развитие человеческого потенциала России, что с одной стороны, предполагает создание благоприятных условий для развития способностей каждого человека, улучшение условий жизни российских граждан и качества социальной среды, с другой – повышение конкурентоспособности человеческого капитала и обеспечивающих его социальных секторов экономики, куда безусловно можно отнести сферу туристских услуг.

В числе намеченных достижений по данному направлению стоит создание экономических условий сохранения и умножения культурных и духовных ценностей российского народа и обеспечение качества и доступности услуг в сфере туризма, физической культуры и спорта.

Таким образом, на федеральном уровне стратегического управления закреплена роль туризма в повышении качества жизни населения и росте человеческого капитала. В соответствии с чем необходимо уделить особое внимание обеспечению достижения данных целей при составлении и реализации планов развития туризма в регионах Российской Федерации.

Положением «Об организации системы федеральных статистических наблюдений по социально-демографическим проблемам и мониторингу экономических потерь от смертности, заболеваемости и инвалидизации населения» (утв. Постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2010 г. N 946) утверждены показатели качества жизни населения. Система представляет собой совокупность федеральных статистических наблюдений по социально-демографическим проблемам по следующим направлениям, характеризующим условия жизни населения:

а) условия проживания, доступность и качество социальных услуг;

б) уровень и источники доходов населения;

в) мотивация к труду и здоровому образу жизни;

г) репродуктивные планы.

Туризм в состоянии оказать влияние практически на все эти показатели. Развитие туристской инфраструктуры приводит к улучшению транспортной доступности региона, увеличению количества рабочих мест, появлению предприятий бытового обслуживания и культурно-досуговых учреждений. Туристские программы дают возможность учебным учреждениям применять новые формы и методы проведения занятий в рамках существующих образовательных программ (выездные лекции, практические занятия, посещение музеев и театров, экскурсии по теме урока), от чего повышается их качество. Регион становится интересен для инвесторов, повышается предпринимательская активность местных жителей, молодежь находит работу в своем регионе и перестает массово покидать дома, от чего улучшается демографическая ситуация. Все эти положительные эффекты необходимо планировать и преумножать при планировании развития туризма.

Однако, не следует забывать о возможных негативных эффектах чрезмерного повышения туристского потока в регион: ухудшение экологии, перегруженность транспортных узлов, повышение стоимости жизни в регионе, рост предпринимательского риска из-за усиления конкуренции в результате прихода крупных федеральных игроков на региональный рынок, привнесение и насаждение элементов массовой культуры, изменяющей национальный колорит местной культурной среды, рост преступности, структурный перекос в развитии экономики региона с излишней специализацией на туризме. В большинстве регионов Российской Федерации можно наблюдать высокую сезонную дифференциацию потребительского спроса на туристские услуги, что приводит к появлению временных рабочих мест и риску снижения дохода местных жителей в «низкий» сезон.

Поэтому необходимо отслеживать и оценивать как положительный, так и отрицательный мультипликативный эффект от развития туризма в регионе, проводить замеры изменения показателей качества жизни населения в зависимости от роста туристского потока.

В любом случае необходимо стремиться к обеспечению учета интересов местных жителей при разработке планов развития туризма. Интересы местных жителей при развитии туризма заключаются в:

- рабочих местах;

- реализации продукции местного кооперативного производства

- или личных подсобных хозяйств;

- развитии транспортной, социальной инфраструктуры региона, в культурных и досуговых учреждениях;

- уважении к национальным и культурным традициям местного населения;

- сохранении и восстановлении традиционных ремесел и промыслов;

- участии в принятии решений по вопросам развития туризма в их регионе, возможности предотвратить развитие туризма, если это противоречит интересам местных жителей;

- образовании и повышении квалификации;

- возможности реализации предпринимательской инициативы;

- благоприятной экологической обстановке в регионе;

- повышении культурного и экономического значения региона в масштабах страны и мира.

Участие местных жителей и получение ими доходов от туристской деятельности может быть обеспечено следующими путями.

1. Получение экономической выгоды от развития туристской деятельности через создание новых рабочих мест и оказание преференций при приеме на работу местным жителям, закупка продуктов питания, сувенирной и другой продукции местного производства.

2. Обеспечение участия местных жителей в управлении развитием туристской деятельностью путем совладения туристскими предприятием на правах пайщиков, вкладчиков, акционеров; налаживания обратной связи с местными жителями, выяснения их отношения к туристской деятельности в регионе, коррекции планов развития туризма в соответствии с обоснованными претензиями и замечаниями населения, обеспечение права местных общин наложить «вето» на развитие туризма на их территории.

3. Обеспечение повышения уровня жизни населения благодаря развитию туристской инфраструктуры за счет транспорта, пользования предприятиями сферы обслуживания, предоставления льгот местным жителям на туристские услуги, обеспечение возможности ведения традиционных форм хозяйства и народных промыслов.

В целом, развитие туризма должно обеспечивать значительный вклад в устойчивое развитие экономики региона путем увеличения налоговых платежей в местный бюджет, повышения качества жизни населения, обеспечение дополнительного финансирования программ по защите и восстановлению объектов культуры, исторического наследия и природы, проведения экологических программ, сохранения и развития социально-культурной среды региона. Кроме того, немаловажно патриотическое воспитание молодежи и повышение популярности и престижа региона на федеральном и международном уровне.

Оценка рисков

Выполнение мероприятий Стратегии сопряжено с угрозой возникновения рисков, способных снизить показатели результативности Стратегии. Такие риски могут возникнуть в сфере геополитики, международных отношений, макроэкономики, финансов, администрирования, научно-технического прогресса и изменений природной среды. Также нужно отметить наличие риска усиления дифференциации степени социально-экономического развития регионов Российской Федерации.

Геополитические риски

Могут проявиться в случае потери стабильности и усложнения политической ситуации в Российской Федерации и мире. Данный вид рисков в значительной мере может изменить современные тенденции на международном и внутреннем рынке туризма. Туризм является отраслью чрезвычайно чувствительной к неблагоприятным последствиям ухудшения политической обстановке в стране или регионе страны. Стратегические мероприятия в таком случае не смогут быть реализованы в полной мере, т.к. геополитические риски резко снижают туристский поток. С другой стороны, даже благоприятная ситуация в мире не может обеспечить отсутствие данного вида рисков, т.к. упрощение визового режима с рядом стран может негативно сказаться на внутреннем туризме.

Макроэкономические риски

Данная категория рисков возникает в свете изменения фазы цикла деловой активности, ухудшения инвестиционного климата, устойчивости национальной валюты, доступности и цены кредитного продукта, темпов роста экономики.

Финансовые риски

Финансовые риски возникают вследствие недостаточного финансирования мероприятий стратегии. Это может произойти вследствие дефицита бюджета и отсутствия частных инвестиций. Во многом связаны с макроэкономическими рисками. Снижение вероятности возникновения данной категории рисков достигается применением принципов комбинирования бюджетных и внебюджетных источников финансирования мероприятий Стратегии, в том числе с использованием механизма государственно-частного партнерства.

Административные риски

Связаны с низкой эффективностью системы управления реализацией разработанной Стратегии. Отсутствие координации между разными уровнями государственной власти, низкая заинтересованность управленцев всех уровней в реализации мероприятий Стратегии, халатность, нарушение сроков могут привести к невыполнению целей и задач Стратегии.

Снижение вероятности ущерба от данной категории рисков связано с необходимостью разработки серии тактических планов по реализации мероприятий Стратегии и их ежегодной коррекцией в зависимости от промежуточных результатов реализации Стратегии.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...