Реализация воспитательной и культурно-познавательной функции туризма в работе с молодежью
Российская молодежь сегодня - это около 37 млн. человек в возрасте от 14 до 30 лет, что составляет 34 процента трудоспособного населения страны. В дальнейшем ее доля будет увеличиваться на фоне абсолютного сокращения численности российских трудовых ресурсов. Очевидно, что молодежь в значительной части обладает тем уровнем мобильности, интеллектуальной активности и здоровья, который выгодно отличает ее от других групп населения. Именно молодые люди быстрее приспосабливаются к новым условиям жизни. Молодежь обладает широким позитивным потенциалом: мобильностью, инициативностью, восприимчивостью к инновационным изменениям, новым технологиям, способностью противодействовать современным вызовам. Потенциальные потребители услуг молодежного туризма сегодня являются наиболее динамичной, активной аудиторией полностью адаптированной к среде информационных коммуникаций, имеющей навыки не только уверенного пользования, но и анализа, формирования и изменения существующих технологий общения. Молодежная аудитория во всем мире выступает в роли новаторов, первооткрывателей и популяризаторов новых товаров, услуг, идей. Данная часть общества наиболее остро реагирует на удачные маркетинговые идеи, активно формируя модели поведения и целые субкультуры, перенося вновь созданные ценности в различные сферы жизни. Вместе с тем, в настоящее время в молодежной среде существует целый комплекс проблем, который сдерживает ее развитие и приводит к снижению репродуктивного, интеллектуального и экономического потенциала российского общества: - ухудшается состояние физического и психического здоровья молодого поколения. Общая заболеваемость подростков за последние годы увеличилась на 29,4 процента;
- продолжается маргинализация и криминализация молодежной среды, увеличивается число молодых людей, склонных к правонарушениям, растет число беспризорных подростков; - происходит деформация духовно-нравственных ценностей, размываются моральные ограничители на пути к достижению личного успеха; - слабо развивается культура ответственного гражданского поведения; - у значительной части молодежи отсутствуют стремление к общественной деятельности, навыки самоуправления. Одной из целей Государственной программы «Развитие образования» на 2013-2020 годы является повышение эффективности реализации молодежной политики в интересах инновационного социально ориентированного развития страны. В рамках данной цели пятой задачей данной Государственной программы определено обеспечение эффективной системы по социализации и самореализации молодежи, развитию потенциала молодежи. Одним их значимых инструментов по реализации данной задачи может стать развития молодежного туризма в Российской Федерации. Туризм дает возможность молодым людям приобщиться к культурным и историческим ценностям, развивать чувство патриотизма, укрепить здоровье и увидеть, как живут люди в других уголках страны, узнать их нравы и обычаи, повысить толерантность к другой вере, культуре, убеждениям. Кроме того, выработанная привычка к путешествиям со временем становится потребностью, позволяет значительно расширить кругозор и более осознанно сделать выбор профессии, успешно самореализоваться в обществе, встать на путь совершенствования и духовного развития личности. Также туризм включает большое количество сфер приложения предпринимательской активности и творческого потенциала молодежи. Однако, исследование туристских предпочтений молодых людей в возрасте от 16 до 30 лет позволяют сделать вывод о слабой осведомленности российской молодежи о туристских ресурсах своей страны. Подавляющее большинство молодых людей являются активными путешественниками, но предпочитают поездки за границу. Туры по России ассоциируются с поездками к родственникам, скучным отдыхом, школьными экскурсиями. Вместе с тем, 68% опрошенных московских студентов никогда не были в Санкт-Петербурге, 43% ни разу не отдыхали на побережьях Черного, Азовского или Балтийского морей, 32% никогда не посещали города Золотого кольца. Большинство респондентов отзываются о турах по России как о неинтересном и немодном направлении, хотя и признают, что хотели бы узнать свою страну, интересуются историей и получали удовольствие от групповых школьных экскурсий.
Для развития молодежного туризма, кроме преодоления общих проблем, тормозящих развитие внутреннего и въездного туризма, необходимо реализовать комплекс специальных мероприятий. Необходимо создать сеть специализированных молодежных центров, представляющих из себя площадку для организации отдыха, проведения спортивных мероприятий и занятия спортом, проведения выездных обучающих программ, творческих и музыкальных фестивалей, развлечения, встреч и общения молодежи. Размещение таких центов молодежного туризма показано в районах, благоприятных по расположению природных рекреационных ресурсов и транспортной доступности, в том числе автомобильным, общественным и железнодорожным транспортом. Инфраструктура молодежного туристского кластера должна включать несколько категорий средств размещения: места для кемпинга, хостел, гостиницы разных категорий - для обеспечения альтернативы выбора условий отдыха и величины бюджета. Все молодежные туристские центры должны быть объединены во Всероссийскую молодежную туристскую сеть. Молодежные туристские центры должны быть рассчитаны на круглогодичный прием туристов, поэтому желательно избегать узкой сезонной специализации услуг предприятий туристской инфраструктуры кластера. Расширение спектра услуг позволит снизить сезонные колебания спроса. Также активизировать спрос и привлечь молодежную аудиторию поможет организация ряда ежегодных мероприятий, проходящих на площадках данных центров. Мероприятия могут носить музыкальную, юмористическую, профессиональную, образовательную, этно-культурную, политическую, патриотическую, экологическую и другую направленность. Организация таких мероприятий возможна в форме семинаров, конкурсов, форумов, соревнований, смотров, слетов, вечеров знакомств, концертов, фестивалей и т.д. Полезно также рассмотреть вопрос о гастролировании некоторых событийных мероприятий по основным молодежным туристским кластерам в течение года.
Ввиду особой вовлеченности молодежной аудитории в информационный обмен посредством Интернета, продвижение услуг молодежного туризма должно проводиться понятными и близкими для целевой аудитории методами. Для этого необходимо организовать работу в социальных сетях и сформировать специализированную социальную сеть, объединяющую путешественников молодежной аудитории. Также продвижение может осуществляться посредством разработки специализированного игрового контента. Создание ряда компьютерных игр с использованием тематики туристских ресурсов различных регионов России может стать удачным рекламным шагом для привлечения молодежной аудитории. Кроме того, развитию молодежного туризма послужит разработка мер по повышению доступности туристских услуг для студентов и учащихся. Необходимо рассмотреть возможность установления льготных тарифов для учащихся дневной формы обучения на всех видах транспорта, включая авиационный и железнодорожный. Кроме того, следует ввести единый тариф стоимости посещения музеев и учреждений культуры для школьников и студентов. Отчасти данный вопрос может быть решен предоставлением комбинированного или комплексного доступа к туристским услугам, объединяя маркетинговые усилия различных участников туристского рынка. Примером могут служить международные студенческие карты ISIC (International Student Identify Card), карты преподавателей, ITIC (International Teacher Identify Card), молодежные карты IYTC (International Youth Travel Card) и EURO<26, туристическая дисконтная карта «Moscow Pass», электронный туристический билет «Подорожник», действующий в Санкт-Петербурге и другие системы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|