Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Усиление роли туризма в просвещении и формировании духовно-нравственной основы развития общества




 

Перспективная задача туризма – повышение уровня культуры, образования, просвещения общества. Этой цели соответствуют все виды туризма, однако одним из наиболее узко направленных является культурно-познавательный туризм

Для развития культурно-познавательного туризма необходимы следующие специальные меры:

- разработка, внедрение и распространение новой концепции интерактивной экспозиции в учреждениях культуры (музеях, объектах туристского показа, культурно-досуговых уреждениях, природно-ландшафтных комплексах и проч.) с применением элементов игровых технологий, приемов визуализации, ролевых методов вовлечения посетителя в процесс познания;

- создание и развитие смешанного типа учреждения культуры, эколого-культурных туристских комплексов, совмещающих музейную экспозицию, природно-ландшафтную территорию, мастерские традиционных ремесел, театрализованные представления, образовательную и просветительскую функцию, научно-исследовательский центр, торгово-ярмарочный комплекс; такой подход является комплексным и способен привлечь и удержать интерес современной потребительской аудитории, кроме того, имеется возможность привлечения внебюджетных источников инвестиций для финансирования проектов по созданию новых или преобразования уже действующих учреждений культуры;

- внедрение практики активной маркетинговой деятельности учреждений культуры, включающей исследование рынка, анализ реальной и целевой потребительской аудитории, определение товарной политики и продвижение услуг на рынок, включая рекламу и деятельность по связям с общественностью, посредством объединения маркетинговых усилий всех объектов культуры на базе Всероссийского информационного туристского портала и внедрения единой информационной системы по учету и анализу количества и характеристик посетителей, дающей возможность он-лайн бронирования и продажи билетов;

- проведение обучения работников учреждений культуры и других предприятий, относящихся к объектам туристского показа, инновационным методам работы, маркетинговой деятельности и приемам составления интерактивных программ для туристов;

- ориентация на индивидуального туриста, принимающего решение о поездке (экскурсии) без предварительной подготовки с использованием услуг туристических компаний или полностью самостоятельно; для этого необходимо предусмотреть информационную поддержку процесса выбора, заказа и потребления туристской услуги;

- решение проблемы транспортной доступности объектов культурно-познавательного туризма, включая организацию подъездных путей и парковочных мест для туристических автобусов и личного транспорта индивидуальных туристов;

- обновление культурно-познавательных туристских программ, регулярное внесение разнообразия в традиционные туристские маршруты для стимулирования повторных визитов;

- создание позитивного имиджа туриста, путешествующего по своей стране, как современного, активного, интеллектуально развитого человека, стремящегося к познанию и саморазвитию, проявляющего интерес к своей Родине, истории, культуре.

Таким образом, культурно-познавательный туризм может внести существенный вклад в дело просвещения и нравственного оздоровления общества. Важно понимать значение разработки комплекса мер по развитию данного направления как наиболее конкурентоспособного, перспективного вида туризма, отвечающего общей государственной политике и национальным интересам Российской Федерации.

Кроме того, необходимо понимать важность создания в обществе привычки путешествия с культурно-познавательными целями по своей стране. Данная работа должна проводиться путем агитации, создания положительного имиджа любознательного туриста, предоставления информации об имеющихся туристских программах, разработанных с учетом потребностей и тем, волнующих современное общество, планомерной работы по интеграции туристских и экскурсионных программ в образовательный процесс на всех уровнях общего и профессионального образования.

Сегодня каждое учебное заведение регулярно проводит коллективные экскурсии, выездные занятия и другие виды занятий в качестве внешкольной работы и дополнительного образования. Однако данная деятельность часто не имеет четкого плана и привязки к учебному плану и тематике осваиваемых дисциплин. Классные руководители и кураторы студенческих групп, как правило, при выборе туристско-экскурсионных программ исходят из личного опыта, бюджета и рекомендаций учреждений культуры. Необходимо отметить, что в системе образования сегодня отсутствует плановый подход к организации экскурсионно-туристической работы с учащимися. Это является упущением в организации учебно-воспитательной работы, что снижает ее эффективность. Продуманный системный подход к данному вопросу способен принести мультипликативный положительный эффект в плане формирования патриотического настроя, повышения культурного уровня, развития интеллекта, формирования кругозора, практической ориентации и расширения знаний учащихся.

Соответственно, видится необходимым объединение усилий системы образования, учреждений культуры и туристских организаций по разработке комплекса методических рекомендаций по организации учебно-воспитательной работы в форме туристско-экскурсионных программ и выездных мероприятий.

Естественно, что требуется проводить образовательные программы для работников учебных заведений в виде курсов повышения квалификации по вопросам планирования и реализации туристско-экскурсионных программ и выездных мероприятий как части образовательного процесса.

Основной проблемой многих учебных заведений в организации туристско-экскурсионной деятельности становится вопрос финансирования поездок учащихся. В большинстве случаев такие программы проводятся за счет средств родителей учащихся и поэтому всегда остаются элективной частью учебно-воспитательной работы, проводимой по желанию и возможностям, исходя из семейного бюджета. Посему необходимо усилиями всех участников данного процесса искать пути повышения доступности туристско-экскурсионных услуг для детей и молодежи.

Еще одной проблемой в организации туристко-экскурсионных программ для учащихся является нежелание педагогов и руководителей учебных заведений брать на себя ответственность за жизнь и здоровье детей в условиях повышенного риска выездных мероприятий. Особо обострилась данная проблема после ряда дорожно-транспортных происшествий с участием туристских автобусов с детьми. Как правило, большую часть вины общество возлагает на плечи руководителя учебного заведения. В таких условиях нельзя обеспечить необходимый уровень инициативы со стороны руководства учебных заведений, для которых организация выездных мероприятий является рискованным и необязательным делом. Однако следует понимать, что отсутствие таких мероприятий в целом не снижает общего уровня детского травматизма в стране, но приводит к потерям в качестве образования и уровне патриотического воспитания учащихся.

Введение туристско-экскурсионных программ как обязательной составляющей образовательного процесса, регулирование правил организации данной деятельности, централизации информации о проводимых программах, привлечение специализированных туристских организаций и механизма страхования позволит повысить безопасность данных программ, перераспределить степень ответственности и уровень риска между всеми участниками этого процесса. В результате приведенные меры должны значительно мотивировать руководителей учебных заведений к активному развитию туристско-экскурсионной деятельности как части учебно-воспитательной работы. Тем более это актуально в условиях нарастающей конкуренции между учебными заведениями страны. Уровень и качество туристко-экскурсионной деятельности может стать дополнительным конкурентным преимуществом для учебного заведения.

В целом, указанные меры позволят реализовать значительный потенциал туризма для формирования духовно-нравственной основы развития гражданского общества в Российской Федерации.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...