Развитие туристско-рекреационного комплекса
В последние годы, благодаря проведению активной политики развития туризма и пристального внимания к отрасли со стороны всех уровней власти, организации крупных международных спортивных и культурных мероприятий в стране, уровень туристской инфраструктуры претерпел значительные изменения в лучшую сторону. Появились новые объекты туристского показа, предприятия размещения, изменилось лицо туристских центров, улучшены дороги, построены транспортные узлы. Однако сегодня все еще остаются нерешенными многие задачи по совершенствованию туристской инфраструктуры. Так, требуют серьезного внимания вопросы формированиякомфортной информационной туристской среды. Для этого необходимо: во-первых, разработать единый подход к информационной работе с туристами, включающий правила формирования, размещения, предоставления, периодичность обновления, состав и перечень сведений минимального информационного сопровождения туристской услуги; во-вторых, разработать, внедрить и развивать единую унифицированную систему туристской навигации на улицах, внутри зданий и сооружений, являющихся объектами туристского показа, на средствах транспорта, транспортных узлах, автомобильных дорогах; в-третьих, провести работу по сбору, анализу и оценке, организации централизованного хранения и использования уже имеющихся информационных материалов о туристских ресурсах регионов Российской Федерации, выполненных в виде текстовых, мультимедийных, фото, видео, аудиоматериалов и программных продуктов; в-четвертых, провести работу по созданию недостающих информационных материалов о туристских ресурсах регионов Российской Федерации на русском и иностранных языках;
в-пятых, провести ревизию работы имеющихся Интернет-ресурсов, освещающих вопросы туризма в Российской Федерации, оценить эффективность работы с позиций их вклада в продвижение отечественного туристского продукта; создать информационно-сервисный мультимедийный централизованный Интернет-ресурс «Национальный туристский портал» (далее НТП), объединяющий функции средства массовой информации в сфере внутреннего и въездного туризма, архива информационных материалов, системы бронирования туристских услуг, социальной сети, инструмента мониторинга, сбора и анализа данных о потребительском спросе на туристские услуги и отзывов об их качестве, образовательного и культурно-развлекательного ресурса. Также не менее актуальными остаются вопросы содействия развитию транспортной инфраструктуры, обустройству дорог и дорожной инфраструктуры, решение вопросов организации движения туристических автобусов в условиях высокой загрузки автодорог, обустройства стоянок в зонах повышенного туристского интереса. Также наибольший потенциал роста на внутреннем рынке сегодня имеет самодеятельный автотуризм, чему немало способствует повышение количества автомобилей на душу населения, обустройство автотуристских кластеров на ключевых трассах федерального значения, развитие сети придорожных гостиниц. Однако остаются нерешенными вопросы обеспечения безопасности туристов на маршруте, недостаточная информированность населения о существующих туристских маршрутах и местах туристского показа, возможностях организации питания и ночлега по пути. Несмотря на указанные сложности, автомобильный туризм можно считать наиболее перспективным для организации путешествий внутри домашнего или в соседние регионы. Особенно важным и острым вопросом сегодня является высокие цены на услуги железнодорожного и авиационного транспорта на линиях внутреннего сообщения. Решение данного вопроса требует как активных действий со стороны регулирующих органов государственной власти, так и создания условий для усиления конкуренции среди перевозчиков, проявления частной инициативы, организации коммерческих нерегулярных рейсов, привлечения транспортных компаний, способных предложить сниженные цены на услуги приемлемого качества. Понижение цен на внутренние пассажирские перевозки сегодня является центральной стратегической задачей, решение которой во многом определяет степень конкурентоспособности туристских услуг в России на внутреннем и международном рынке.
Не менее важно уделять достаточное внимание состоянию и уровню комфортности транспортных средств, используемых для перевозки туристов. Периодическое обновление подвижного состава, модернизация средств транспорта, мероприятия по контролю их технического состояния – все это закладывает условия для безопасной организации туризма. Сегодня следует говорить о высоком уровне износа не только железнодорожных вагонов, самолетов на внутренних авиалиниях, речных судов, туристских автобусов, но и об устаревании развлекательных объектов. Во многих курортных городах в парках культуры и отдыха до сих пор эксплуатируются аттракционы, выпущенные еще во времена существования Советского Союза. То же можно сказать о состоянии фуникулеров, канатных дорог, пристаней, вокзалов и автостанций. Современное состояние гостиничной базы заметно улучшилось за последние пять лет, появились новые предприятия размещения, в том числе разного класса обслуживания. В ближайшей перспективе необходимо продолжать курс на наращивание отельной базы с учетом пожеланий реальной и потенциальной потребительской аудитории. Все еще дефицитными можно считать средства размещения экономичного и среднего ценового сегмента, предлагающие стандартизированный набор услуг заявленного качества. Увеличение емкости данного типа номерного фонда становится главной предпосылкой к развитию внутреннего и въездного туризма. Частная инициатива (мини-гостиницы, жилища граждан, сдаваемые в наем) позволяет заметно увеличить емкость средств размещения. Курортные города сегодня предлагают целый спектр услуг по размещению туристов. Однако чрезмерно активное строительство частных гостиниц иногда не только перегружает туристскую инфраструктуру, портит городской пейзаж, но и не способно удовлетворить требуемый туристами уровень качества услуг. Поэтому, наряду с мерами по стимулированию предпринимательской инициативы местных жителей, необходимо предусматривать в градостроительной политике потенциал роста частных гостиниц, учитывать его при разработке программ развития коммунальных сетей, регулировать уровень качества услуг и, при необходимости, нормировать величину туристопотока для обеспечения комфортных условий жизни местного населения, отдыха туристов и соблюдения норм рекреационной нагрузки на природные территории.
Индивидуальные средства размещения вносят огромный вклад в развитие туризма на местах. Потенциальный спрос на такие виды туризма, как сельский, экологический, этнический, рыболовный и охотничий практически полностью мог бы быть обеспечен данным сегментом средств размещения. Также развитие частного сектора ведет к росту предпринимательской активности на местах, созданию рабочий мест, увеличению дохода и качества жизни населения. Соответственно, необходимо разработать меры по стимулированию развития туристской инфраструктуры на местах за счет инициативы местных жителей. Для этого начинающим предпринимателям необходимо оказать содействие в получении разрешительной документации, решении вопросов с землеотведением, обустройством дорог и других коммуникаций (свет, газ, вода, канализация), предоставить серьезные налоговые льготы как минимум на первые пять лет после ввода объекта в эксплуатацию. Также важно предоставить предпринимателям доступ к разработанным типовым проектам мини-отеля, туристской деревни, кемпинга, гостевого дома и прочих объектов туристской инфраструктуры, полностью согласованным с планами развития туризма, градостроительной политикой, требованиями надзорных органов региона. Распространение положительного опыта, обучение, общение с такими же предпринимателями, обеспечение доступа к технологиям и опыту позволит подстегнуть активность малого бизнеса и понизить риск первоначальных инвестиций. Особенно данное направление работы важно в условиях острой нехватки рабочих мест в сельской местности и вынужденной урбанизации населения практически всех регионов Российской Федерации.
Одной из серьезных задач при развитии туристской инфраструктуры является организация подъездных путей, обустройство линий электропередач, водопровода и канализации, вывоза мусора и уборки территории с учетом экологических требований для обеспечения устойчивости развития туризма и неистощимости рекреационных ресурсов. Особенно остро проблема загрязнения стоит в местах активного развития самодеятельного туризма, образования стихийных стоянок, кемпингов и диких пляжей. Без решения вопроса по уборке природных территорий нельзя говорить о потенциале роста и благоприятном влиянии на туристские ресурсы всех видов отдыха на природе - наиболее массового и востребованного направления рекреации россиян. Вопрос обеспечения экологической чистоты должен решаться на всех уровнях власти, исходя из принципов: - нормирования – формирование и доведение до сведения населения Российской Федерации правил поведения туриста или отдыхающего; - контроля – определение ответственности за нарушение правил поведения туриста и ухудшение экологии местности; - просвещения - воспитание культуры и экологии отдыха путем взывания к чувству гражданской ответственности, патриотизма, общественного порицания нарушителей; - распределения обязанностей по уборке природных территорий, берегов водоемов, туристских стоянок в том числе с использованием механизма государственно-частного партнерства. Кроме того, быстрый темп изменений в жизни общества, информатизация всех процессов, смена социального портрета потребителей туристского продукта и новые задачи, стоящие перед всей страной диктуют необходимость качественного изменения подхода к организации туристской инфраструктуры. Сегодня необходимо отталкиваться от растущих и усложняющихся потребностей целевых потребителей. Для этого необходимо определить наиболее перспективные виды туризма, требующие целевого развития в каждом регионе Российской Федерации и разработать планы по приведению туристской инфраструктуры в соответствие со специфическими запросами реальной и целевой аудитории. В целом, следующие виды туризма можно считать требующими пристального внимания и наиболее перспективными с позиций устойчивого социально-экономического развития регионов Российской Федерации за счет увеличения внутреннего и въездного туристского потока:
- культурно-познавательный; - молодежный; - детский и юношеский, в том числе экскурсионные программы для школьников и учащихся учебных заведений профессионального образования; - рыболовный и охотничий; - сельский; - экологический; - лечебно-оздоровительный; - спортивный. Приведенный список не является исчерпывающим, каждый регион вправе самостоятельно определить свою специализацию в туристском плане и развивать те виды туризма, которые наиболее соответствуют имеющимся туристским ресурсам. Однако приведенный перечень демонстрирует направленность современной государственной политики на формирование условий для роста культурного потенциала, здоровья и качества жизни россиян. Также указанные виды туризма имеют значительные резервы к росту в плане наличия потенциального спроса и туристских ресурсов. В то же время, такие виды туризма, как пляжный или деловой, традиционно пользуются повышенным спросом и достигли высокой степени развития в ряде регионов страны, часто не отличаются высокой конкурентоспособностью на внутреннем и международном рынке ввиду объективных обстоятельств, как то короткий туристический сезон, ограниченность морского побережья (для пляжного туризма), инвестиционная активность, фаза экономического цикла (для делового туризма). Для развития выше указанных видов туризма необходимо предпринимать особые меры по созданию или реновации туристско-рекреационного комплекса. Подробнее об этом изложено в последующих параграфах.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|