Сущность и основные функции инновационного менеджмента
Целью инновационного менеджмента является эффективное управление процессом разработки, внедрения, производства и коммерциализации (коммерческой реализации) новшеств. Инновационный менеджмент можно охарактеризовать как систему управления инновациями, инновационной деятельностью и отношениями, возникающими в процессе создания, использования и распространения инноваций. Как и любая другая система управления, инновационный менеджмент включает в себя два основных элемента: управляющую подсистему (субъект управления) и управляемую подсистему (объект управления). В роли субъекта инновационного менеджмента могут выступать один человек или группа работников (руководитель организации, менеджер или группа менеджеров, специалисты по финансам, аналитики, эксперты и иной персонал), которые обеспечивают функционирование и решение задач инновационного развития управляемой подсистемы. Субъект инновационного менеджмента выполняет следующие функции: – прогнозирование и планирование инновационной деятельности предприятия; – организация инновационной деятельности, включая обеспечение исполнителей необходимыми ресурсами (материалами, техникой, финансовыми средствами); – координация и стимулирование инновационной деятельности; контроль за реализацией намеченных программ и целей. Объектом инновационного менеджмента являются инновации, инновационные процессы, субъекты инновационной деятельности а также экономические отношения, возникающие между участниками рынка инноваций (производителями инновационной продукции, продавцами, покупателями). Как объект управления инновации и инновационная деятельность отличаются сложностью, требующей от менеджеров высокого профессионализма.
Взаимосвязь между субъектом и объектом инновационного менеджмента осуществляется посредством движения информации (рис. 3).
Рис. 3. Схема инновационного менеджмента
Обмен информацией между управляющей и управляемой подсистемами составляет ядро, суть управленческого воздействия. Он включает в себя сбор, хранение, переработку, передачу информации и контроль за ее использованием. Особое значение инновационный менеджмент сегодня приобретает в кадровой работе. Формирование инновационной экономики выдвигает новые требования к управлению кадрами. В современных условиях возрастает роль профессиональной подготовки работников, креативности и гибкости их мышления, способностей работника находить верные организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и разрабатывать алгоритмы их реализации. Инновационный менеджмент в кадровой работе представляет собой совокупность принципов, методов и механизмов управления, направленных на практическое использование нововведений в кадровом менеджменте в целях обеспечения стабильности развития предприятия, эффективности его деятельности и конкурентоспособности выпускаемой продукции. Основные функции инновационного менеджмента представлены на рис. 4. Рис. 4 – Функции инновационного менеджмента
Центральная функция инновационного менеджмента – координация. Она заключается в установлении связей и организации взаимодействия всех составляющих процесса производства инноваций. Стратегический маркетинг направлен на повышение конкурентоспособности предприятия путем формирования портфеля инноваций, который включает в себя новую продукцию, планируемую фирмой к выпуску, и новые технологии, предлагаемые к освоению. Целями стратегического маркетинга являются: 1) сохранение или достижение предприятием конкурентных преимуществ; 2) получение прибыли.
Функция планирования включает в себя анализ внешней среды; прогнозирование развития инновационной деятельности предприятия; оценку альтернативных вариантов достижения целей; выбор наилучшей стратегии развития. Организация инновационной деятельности представляет собой комплекс управленческих мер, направленных на реализацию планов (программ) инновационного развития. Основными принципами рациональной организации инновационной деятельности предприятия являются пропорциональное обеспечение работников необходимой информацией и ресурсами; ритмичность (рациональная организация процессов, равномерность их выполнения); параллельность (совмещение операций во времени, например, разработок и маркетинговых исследований с целью сокращения сроков освоения новой продукции). Для успешной реализации плана используются инструменты учета и контроля за его выполнением. Учет должен охватывать все подсистемы производства нового продукта (научные разработки, исследования рынка, создание новой продукции и ее реализация). При этом контролируются сроки выполнения плана, количество и качество продукции, объемы затрат на выполнение заданий. Основные стадии контроля: 1) мониторинг и анализ результатов; 2) сравнение результатов контроля с запланированными показателями; 3) прогнозирование последствий сложившейся ситуации; 4) корректировка плана в случае необходимости. Мотивация – это процесс побуждения к инновационной деятельности для достижения целей предприятия. Мотивация должна охватывать все виды деятельности по разработке и реализации инновационных проектов. Средства на мотивацию подразделяются на две части: 1) оплата всех расходов на решение поставленной задачи (например, на проведение научных исследований); 2) дополнительные выплаты (надбавки, премии) для работников, участвующих в реализации инновационного проекта. Регулирование – это функция инновационного менеджмента по изучению факторов внешней среды, оказывающих влияние на качество управленческих решений и эффективность инновационной деятельности предприятия.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|