Лекция 3. Выбор организацией инновационной стратегии
План
1. Сущность и основные этапы стратегического планирования. 2. Типы и особенности инновационных стратегий. Выбор организацией инновационной стратегии. 3. Особенности инновационных процессов в условиях рынка.
1. Сущность и основные этапы стратегического планирования В основе инновационного менеджмента лежит стратегический подход к развитию организации, помогающий хозяйствующим субъектам выжить в условиях усиления конкуренции. Стратегия организации – это генеральный план действий, определяющий приоритеты, цели и задачи развития, а также последовательность достижения целевых установок на долгосрочный период. Принципы построения стратегии развития организации: – стратегический план должен учитывать приоритеты развития организации в целом, а не отдельных подразделений или групп работников; – разработке стратегического плана должны предшествовать обширные исследования и анализ данных о развитии предприятия, отрасли, рынков; – стратегические планы должны быть гибкими и при необходимости допускать их корректировку; – стратегия должна быть разработана высшим руководством, но ее реализация должна предусматривать участие всех уровней управления. Стратегическое планирование – одна из главных функций менеджмента. Она заключается в разработке программы развития предприятия, ее долгосрочных целей и задач. Основные этапы стратегического планирования (рис. 6): I этап – формулировка миссии, ее цели и задач. Миссия – главная идея развития организации, выражающая ее специфику.
Требования к миссии: 1) она должна отражать основное направление деятельности организации;
2) учитывать особенности взаимодействия организации с внешней средой; 3) отражать культуру организации, ее традиции; 4) быть понятной любому человеку. Примеры миссии: «Предоставлять людям дешевый товар» (компания «Форд»). «Защищенное качество – защищенное здоровье» (корпорация «Довгань»). «Мы экономим Ваше время и деньги» (Инкомбанк).
Миссию организации необходимо конкретизировать в виде постановки цели и задач. Требования к определению цели и задач: 1) четкая формулировка цели и задач, выраженная в конкретных, измеримых показателях (величина прибыли, объем выпуска продукции, объем продаж, доля рынка, производительность труда, соотношение собственного и заемного капитала и т. д.); II этап – анализ внешней среды организации. Основные направления анализа: – оценка изменений в планируемый период (появление новых конкурентов, экономические и политические перемены и т. д.); – выявление угроз позициям фирмы; – изучение благоприятных для развития фирмы факторов.
Рис. 6. Основные этапы стратегического планирования
III этап – анализ сильных и слабых сторон организации. Он основывается на изучении ситуации на рынке. Для анализа часто используется такой инструмент стратегического менеджмента, как матрицы – формы, отражающие соотношение важных для развития организации параметров. Ниже (рис. 7) приведена матрица стратегического баланса, которую применяют для обоснования инвестиций и презентации проектов.
Рис. 7. Матрица стратегического баланса IV этап – разработка программы развития предприятия. Это завершающий этап стратегического планирования, на котором составляются планы мероприятий по таким направлениям, как:
1) проведение научных исследований по разработке нового проекта; 2) организация и проведение опытно-конструкторских работ (ОКР), изготовление опытного образца; 3) технологическая подготовка производства к выпуску новой продукции; 4) подготовка и переподготовка кадров; 5) изучение рынка для внедрения инноваций; 6) план производства и реализации новой продукции.
2. Типы и особенности инновационных стратегий. Выбор В зависимости от поведения предприятия на рынке выделяют четыре основных типа стратегий: 1. Наступательная стратегия – характерна для фирм, которые стремятся быть на рынке первыми, например, основных операторов сотовой связи. Это – стратегия первопроходца, которая основана на использовании собственного творческого потенциала организации (новых идей, перспективных разработок, творческих работников). Нередко эту стратегию выбирают малые инновационные предприятия. Для успешного осуществления наступательной стратегии требуются: – наличие инновационных разработок, готовых для реализации; – руководство, стремящееся к освоению новых идей; – сотрудники, обладающие высоким творческим потенциалом; – хорошее знание рынка; Canon способность к риску; Canon наличие свободных финансовых средств. Примером компании, придерживающейся наступательной стратегии может служить известная японская корпорация Canon. Она существует на рынке уже более 50 лет. К созданию собственных копировальных машин компания приступила в 1962 г., использовав при этом, принцип электронной фотографии. На формирование портфеля новинок у нее ушло порядка 10 лет. Canon обеспечивает себе нишу на мировом рынке, благодаря постоянному внедрению новинок и совершенствованию качества продукции. Ежегодно на разработку инноваций фирма тратит около 1 млрд. долл., в ее исследовательских центрах работает более 5 тыс. чел. Эта фирма знает на 5-7 лет вперед, чем удивить и удержать покупателя. 2. Оборонительная стратегия направлена на сохранение позиций фирмы на уже завоеванном рынке. Характерна для крупных предприятий, которые не любят рисковать. Эта стратегия предполагает сознательное замедление с выходом нового продукта на рынок до тех пор, пока это не сделает лидер. Фирмы, придерживающиеся этой стратегии, отказываются от возможности высокого уровня дохода от производства новинок в обмен на безопасность более позднего выхода на рынок.
Оборонительную стратегию постоянно реализует корпорация IBM – признанный лидер в производстве компьютеров. Руководство фирмы считает, что компания сумеет наверстать упущенную выгоду на стадии усиленного роста и при этом избавится от затрат на внедрение и раскрутку нового товара. 3. Имитационная стратегия строится на копировании фирмой инноваций, уже созданных другими фирмами-лидерами. Цель стратегии – самосохранение и удержание имеющихся долей на рынке с минимальными затратами. Преимущество этой стратегии – возможность четкого планирования текущего производства. Имитационную стратегию в свое время широко использовала, например компания, которая внимательно следила за нововведениями японской фирмы Fuji Foto Film. В частности, фирма Kodak использовала опыт Fuji при разработке технологии производства пленки с яркими цветами. 4). Традиционная стратегия ориентирована на производство массовой продукции. Она обеспечивает удержание фирмой экономических позиций в краткосрочном периоде, но в долгосрочной перспективе приводит к отставанию от конкурентов. Этой стратегии придерживается большинство российских предприятий, выпускающих типовую мебель, обувь, одежду и другие виды продукции.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|