Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Элементы системы управления персоналом




Рассмотрим основные элементы системы управления персоналом.
К ним можно отнести:

планирование персонала — комплекс мер, направленных на
оценку текущих ресурсов, прогнозирование их сокращения, оценку бу-
дущей потребности в ресурсах, в том числе и в руководящих работни-
ках, оценку резерва персонала и способов быстрого замещения спе-
циалистов;

привлечение персонала — комплекс мер, обеспечивающий при-
влечение требуемых специалистов в заданное время. Данные меры вклю-
чают поиск, вербовку, отбор, наем и первичное развитие персонала;

развитие персонала — включает обучение и переподготовку пер-
сонала, перемещение, оценку и продвижение персонала, подготовку
резервов специалистов и руководителей;

мотивацию и стимулирование персонала — включают опла-
ту труда, дополнительные стимуляционные выплаты и систему мотива-
ции труда;

учет персонала — комплекс мер по обеспечению кадровой рабо-
ты в соответствии с требованиями контролирующих органов и потреб-
ностями самой организации.

Наличие этих составляющих позволяет говорить о том, что в банке
функционируют базовые элементы управления персоналом. В большин-
стве российских банков можно отметить наличие таких из перечислен-
ных составляющих, как учет персонала, являющийся обязательным в
деятельности любой организации и достаточно хорошо регламентиро-
ванный внешними органами, и систему привлечения персонала к реше-
нию общих задач.

Самыми узкими областями в сфере управления персоналом, а пото-
му наименее разработанными, являются развитие персонала, его моти-
вация, а также планирование ресурсов, которые, как правило, вообще
не осуществляются в российских условиях. Поэтому совершенствова-
ние системы управления персоналом необходимо начинать именно с этих
направлений.

Как уже отмечалось, наиболее целесообразно начинать построение
и развитие системы управления персоналом с планирования ресурсов.
Банк должен четко прогнозировать свои будущие потребности в трудо-
вых ресурсах. Это связано прежде всего с тем, что сегодня практически невозможно быстро найти необходимого специалиста. Это достаточно
длительная процедура, особенно если речь идет о высококвалифицированных специалистах.

Другая причина актуальности развития системы прогнозирования
кроется в текучести кадров. Для большинства российских банков ти-
пично, что на всех ключевых постах находятся «незаменимые люди»,
потеря которых может быть чревата очень серьезными последствия-
ми для банка. В мировой практике принято заранее готовиться к по-
добным ситуациям и иметь некоторый резерв специалистов для того,
чтобы непредвиденные случаи не привели к остановке работы органи-
зации. Например, уход или длительная болезнь главного бухгалтера
могут привести к остановке банка или очень серьезным нарушениям в
его работе, особенно если в круг обязанностей главного бухгалтера
входит существенная часть отчетности и обеспечение налоговых от-
числений.

Для замещения ушедших или заболевших специалистов может ис-
пользоваться не только внешний резерв, но и так называемый внутрен-
ний резерв но выдвижение, который составляют сотрудники банка,
знакомые с обязанностями и особенностями работы других специалис-
тов и в случае крайней необходимости способные их заменить. Форми-
рование резерва на выдвижение в целях служебной этики осуществля-
ется, как правило, негласно.

В рамках планирования персонала также могут производиться и ра-
боты по формированию резерва на сокращение. Это необходимо для
того, чтобы в случае необходимости сокращения персонала в резко
ухудшившихся внешних условиях осуществлять процесс сокращения
продуманно, а не «в спешке», и сохранить наиболее квалифицирован-
ных специалистов.

 

Типовые роли

Каковы типовые роли и специализации ИТ-работников? Можно вы-
делить следующие основные группы.

Системные аналитики — проектируют информационные системы
исходя из потребностей пользователей. Они интерпретируют требова-
ния и пожелания, облекая их в документальную форму, понятную
пользователям (бизнес-требования), и в форму, понятную разработчи-
кам, программистам (техническое задание). Другими словами, систем-
ные аналитики выступают своеобразным интерфейсом между пользователями и программистами, которые, как известно, «говорят на раз-
ных языках» и редко могут понять друг друга. Они должны обладать
широким профессиональным кругозором, детальным пониманием биз-
неса и предметных областей, при этом знать основы проектирования
информационных систем, возможности и ограничения при разработке
программ.

Прикладные программисты — отвечают за разработку новых сис-
тем, доработку, изменение используемых систем. Эта разработка ве-
дется на основе согласованных системными аналитиками требований и
документов. Профессиональные навыки состоят в умении наиболее
эффективным способом создавать программы, используя знания по
современным средствам разработки. Также для них очень важным яв-
ляется умение работать в группе разработчиков, осуществляя програм-
мирование в соответствии с утвержденными стандартами и распреде-
лением обязанностей.

Тестировщики — осуществляют тестирование разработанных про-
грамм с целью выявления ошибок или возможных проблем при эксплу-
атации систем. Для тестирования требуется менее высокая квалифика-
ция, чем для анализа или разработки, однако эта работа требует повы-
шенного внимания и аккуратности.

Хранители программ — в их обязанности входит оприходование,
хранение, резервирование программ, исходных кодов, учет их исполь-
зования, в том числе отслеживание версионности и обновлений. К обя-
занностям хранителей программ можно также отнести ведение списка
используемого программного обеспечения. В большей степени эта роль
является административной, хотя и требует ограниченных ИТ-навыков.
В небольших организациях эту роль может выполнять один из ИТ-спе-
циалистов по совместительству. В крупных организациях эта функция
может поддерживаться целым подразделением.

Системные программисты — отвечают за поддержку, настройку
и организацию корректного взаимодействия с системным программным
обеспечением (операционные и сетевые системы, утилиты). Обычно в
небольшой организации бывает достаточно одного системного програм-
миста для поддержания этой функции на необходимом уровне.

Администраторы данных — их функцией можно назвать разра-
ботку или поддержку информационной архитектуры, организацию хра-
нения и резервного копирования информации, мониторинг использо-
вания баз данных, их оптимизацию, консультирование программистов
по структуре и средствам доступа к информации.

Администраторы безопасности — отвечают за практическую ре-
ализацию политики информационной безопасности, настройку и под-
держку прав пользователей, мониторинг их активности, анализ инци-
дентов и выработку рекомендаций для руководства по мерам допол
нительного контроля и совершенствования системы защиты информации.
Как правило, такой специалист должен работать в выделенном режиме.

Контролеры качества — помогают организовать процесс постоянного мониторинга ИТ-процессов с целью повышения качества конечных продуктов и услуг, а также обслуживания пользователей. Их основными участками работы являются разработка новых программ и
поддержка пользователей. Они осуществляют контроль за соблюдени-
ем установленных регламентов и стандартов в области ИТ, отслежива-
ют адекватность пользовательской документации, проводят конт-
рольное тестирование программного обеспечения.

Инженеры по компьютерному оборудованию — отвечают за под-
держку и эффективное использование компьютерного оборудования
(серверов, рабочих станций, периферийных устройств и т.п.) для дости-
жения их бесперебойного функционирования.

Инженеры по телекоммуникациям — осуществляют поддержку и обслуживание телекоммуникаций, корпоративных сетей, телекоммуникационного оборудования, линий связи, взаимодействуют с провайдерами линий и оборудования.

Эксперты службы поддержки — отвечают за консультирование и
решение разнообразных проблем пользователей, за решение проблем
или их перенаправление к соответствующим специалистам и за удов-
летворение потребностей пользователей, следя за тем, чтобы все зап-
росы были обработаны, и своевременно сообщая о возможных задер-
жках. Для них важными являются умение решать широкий круг проблем
в сжатые сроки и умение общаться с пользователями.

Банковское технолога — это работники новой сферы деятельнос
ти, которая находится на стыке бизнеса и современных технологий и
направлена на поиск путей наиболее эффективного использования но-
вейших достижений ИТ и бизнес-практики и совершенствование технологических процессов работы банка. В область компетенции банковских технологов, например, входят такие задачи, как построение системы об
служивания клиентов, средства поддержки операций, интерактивное
обслуживание клиентов, работа с современными платежными система-
ми, реализация межфилиального взаимодействия, технологии осуще-ствления контроля и многое другое, без чего сегодня немыслима бан-
ковская деятельность. Для этой роли требуются работники с высоким
уровнем квалификации и существенными знаниями в бизнес-области,
широким опытом работы в разных организациях.

Отдельно несколько слов необходимо сказать об ИТ-менеджерах.
Их роль, как и в любой другой деятельности, очень высока. Для управ-
ления ИТ требуются две группы менеджеров — линейные менеджеры и
руководители проектов. Линейные (или функциональные) менеджеры
возглавляют статические подразделения, такие, как отдел поддержки
пользователей, отдел обслуживания оборудования и т.п. (пример струк-
туры ИТ-подразделения представлен в приложении). Руководители про-
ектов (Project Managers) осуществляют оперативное управление отдель-
ными проектами в области ИТ (как мы уже отмечали, большинством
работ в ИТ-подразделении целесообразно управлять по проектным
принципам, и этому будет посвящена следующая часть книги). Естествен-
но, что принципиальную роль в правильной организации ИТ-службы иг-
рает ИТ-директор, или CIO (о его роли мы уже писали).

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...