Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Мышление в криминалистических играх




 

Свободным умом называют того, кто мыслит иначе, чем от него - ждут на основании его происхождения, среды его и должности. Он есть исключение...

Ф. Ницше

 

На фоне интеллектуальных тактических игр криминалист мо­жет получать постоянное удовольствие от пластического мышления, как от восприятия живописи или хорошей музыки. «Что вла­ствует в музыке, - аспект, наслаждение повышенным, напряженным настроем, желание жизненности во что бы то ни стало, быстрая смена ощущений, резкая рельефность света и теней, со­четание экстаза с наивностью...» - писал Ф. Ницше. Криминали­стическое мышление может стать источником наслаждения от осознания своих возможностей, а также интеллектуальным про­странством, куда куча человек может приходить к самому себе, чтобы отдохнуть от внешнего мира.

В этом случае криминалистическая деятельность не будет рас­сматриваться как изнурительный, «каторжный» труд, как говорят некоторые следователи.

Надо видеть расследование в себе, в своих переживаниях, но и себя в расследовании. Надо уметь отказаться от собственного эгоизма, чтобы увидеть истинный смысл процессов в вещах. При анализе доказательств, следователь должен видеть всю компози­цию ранее обнаруженных следов и примерять каждое новое дока­зательство к существующей системе и развивать ее.

Интеллектуальная система игровой тактики не навязывает го­товый ответ, но показывает горизонты возможностей, идущих навстречу думающему криминалисту.

Система игровой тактики является истоком, включая в себя все, что было и все, что будет в криминалистической тактике... (система, доставляя пользу, не вредит исполнителю, но будит его творчество...)

Система игровой талики предполагает рефлексивное двойное «Я», которое постоянна параллельно, последовательно рассмат­ривает себя и ситуацию; разглядывает ситуацию внеположенно и не отрывает взгляда внутрь себя, определяя правильность внут­ренней позиции... Рефлексивное двойное «Я» удваивает силу восприятия ситуации к силу воздействия на нее.

Для мышления очень важна направленность личности - одна из подструктур личности криминалиста, являющаяся ее высшим уровнем. Она имеет ряд качеств: уровень, широта, интенсив­ность, устойчивость, действенность в реализации цели.

«Я стремлюсь к свое» цели, Я иду своей дорогой: через медлитель­ных и нерадивых» Ф. Ницце.

1.17. Конструирование состязающихся интегративно-тактических сценариев государственного обвине­ния и профессиональной защиты1

 

На мысли следует нападать с помощью мыслей: по идеям не палят из ружей.

А. Ривароль

 

Функции обвинения и защиты состоят в доказывании конку­рирующих процессуальных интересов - обвинения и защиты. Поэтому, каждая сторона имеет свой сценарий, конкурирующий со сценарием другой стороны.

Сторона обвинения и сторона защиты неизбежно разделены целями, а поэтому закономерно состязаются, используя при этом:

- факты, интерпретированные как доказательства на предва­рительном следствии;

- процессуальные процедуры представления доказательств;

- процессуальные процедуры исследования доказательств в судебном заседании;

- тактический репертуар приемов и методов;

- системы разнонаправленных тактик обвинения и защиты.

У обвинения - обвинительная тактика, а у защиты — оправда­тельная тактика, которые конструируются в рамках компетенции государственного обвинителя и профессионального защитника.

Качество продуктивности процессуального состязания обви­нения и защиты зависит от способностей обвинителя и защитни­ка конструировать тактику обвинения и защиты как форму кон­структивной интеллектуальной деятельности.

Особенность построения (конструирования) тактик состязаю­щихся обвинения и защиты состоит в том, что стороны должны развернуть свои конкурирующие тактики в короткий отрезок времени судебного следствия и прений, интенсифицировать про­цессы доказывания, криминалистически рационализировать и эмоционально окрасить систему обвинения или защиты в рамках продуктивного и допустимого воздействия на состав суда, от­правляющего правосудие и разрешающего дела по существу.

Решением проблемы конструирования тактики обвинения и защиты может стать интегративно-тактический модуль.

Интегративно-тактический модуль - это интеллектуальная, программируемая, инструментальная система, обладающая креа­тивными функциями по интегрированному преобразованию структуры приемов и методов, направленных на решение крими­налистических задач по обвинению и защите.

Тактический модуль - это воплощение новой криминалисти­ческой технологии в области создания интегративных систем конкурирующих «обвинения и защиты», отражающих в себе дос­тоинства составных элементов (мини-модулей).

Структура модуля: прием, метод, алгоритм, программа, опера­ция, методика, диагностика, интерпретация, система воздействий.

Использование тактических модулей предоставляет защит­нику и государственному обвинителю следующие стратегиче­ские и тактические возможности:

- прогнозировать то, что должно случиться в рамках законо­мерностей; знание ситуаций, возникающих в судебном процессе, обеспечивает использование тактического диапазона возможно­стей криминалистического творчества;

- модернизировать реальность совершенного преступного действия;

- рефлексировать мысли, действия подсудимого, т. е. думать за него на различных этапах подготовки, совершения и раскрытия преступления;

- интерпретировать, объяснять наличную и скрытую инфор­мацию, обнаруживать связи между фактами, рассматривая их в связи с обвинением и защитой;

- вскрывать смысл совершенного преступления и через интер­претацию системы доказательств выходить на мотивы, цели, умыслы, круг исполнителей;

- профилактировать, предотвращать ошибки;

- мотивированно рисковать в допустимых законом пределах, что­бы получать максимум информации при минимальных издержках;

- использовать содержание ситуаций в качестве информаци­онной основы для избрания необходимой суммы сбалансирован­ных методов;

- рационализировать все действия потому, что все тактиче­ские и стратегические аспекты ситуаций сопровождаются мето­дологически, т. е. специальными криминалистическими техноло­гиями интеллектуального характера;

- глубоко, широко, правильно понимать совершенное следст­венное действие, прогнозировать его результат применительно к общей картине.

Тактические сценарии обвинения и защиты можно классифи­цировать по различным основаниям:

• общие-частные;

• конструктивные - деконструктивные (разрушающие);

• стандартные-эксклюзивные;

• простые-сложные;

• дедуктивные - индуктивные;

• текущие - прогнозные;

• перспективные - ретроспективные;

• рациональные - иррациональные (по продуманности);

• интерпретационные (объяснительные);

• диагностические (распознавания, определения, различения);

• рефлексивные (по глубине, широте, интенсивности, рангу);

• рефлексивно-управляемые, подавляемые, конкурентные, конфликтные;

• эмоциональные (позитивные - негативные по окраске);

• напряженные (по степени интенсивности: фрустрационные, стрессогенные, аффектогенные, кризисные);

• конфликтные (со строгим соперничеством, без строгого соперничества);

• лабиринтные (многоходовые).

Приемы использования тактических модулей перекликаются со всеми приемами и методами криминалистики. Но будет справедли­вым хотя бы назвать их в простом неразвернутом перечислении.

1. Использовать в судебном допросе семичленную формулу (Квинтилиана): кто, что, где, когда, как, чем, зачем. Затем умно­жить каждый элемент на любой другой, создав композицию: кто - что, кто — когда...

Методика использования семичленной формулы состоит в том, что любая проблема, встающая перед государственным обвинителем и профессиональным защитником по поводу рассмат­риваемого-дела, может фильтроваться через все семь вопросов. Крепость каждого суждения может проверяться этой семичлен­ной формулой. Но самое интересное то, что каждый из предла­гаемых семи вопросов может комбинироваться с каждым из по­следующих, например;

Кто - что, кто - где, кто - когда, кто - зачем, кто - чем? Где - кто, где - чем, где - зачем, где — что; где - когда?

2. Использовать метод контрольных вопросов («адвоката дьяво­ла»), задав при этом себе самому все самые неприятные вопросы по проблеме, которые раскрывают решение с позиций уязвимости.

3. Использовать типовые программы, анализ доказательств по аналогичной проблеме со стандартным лицом. Через «плотину» стандартности всегда найдут дорогу ручейки оригинальности, которые займут достойную платформу для реализации интересов защиты и обвинения.

4. Интегрировать, собирать и разбирать информацию, строить макеты проблемы, ее схемы, обнаруживая при Этом новые подхо­ды, варианты решений и иные средства реализации функций за­щиты или обвинения.

5. Опираться на аналогии обвинения и защиты.

6. Искать в деле противоречия, несоответствия, негативные обстоятельства, тактические инсценировки, которые можно ин­терпретировать практически полярно в интересах обвинения или защиты.

7. Рефлексировать всю композицию доказательств в процессе обвинения и защиты, что выражается в следующем:

- думать за подсудимого и потерпевшего;

- думать за свидетелей, учитывая мотивацию, с которой они придут в суд для дачи показаний (учитывать возможность изме­нения содержания показаний);

- думать за прокурора, надзирающего за расследованием;

- думать за адвоката, защищающего подсудимого;

- думать за судью, рассматривающего дело.

8. Предельно максимально загрузить допрос типовыми прие­мами, интенсифицирующими процессы получения релевантной информации, когда один и тот же вопрос может быть оформлен в «оправу» различных приемов;

9. Многократно построить систему интеллектуальных и эмоцио­нальных «ловушек», расшифровывая содержание скрытых реакций.

10. Допустимо усилить эмоциональное воздействие, использо­вать сложившуюся стрессогенную ситуацию, усугубить ее, пока­зать кризисность ситуации, ее пограничность с полным проиг­рышем, но предложить оптимальную бесконфликтную развязку. Войти в аффектогенную среду, развенчать систему защиты, раз­рушить иллюзии, «нагреть» эмоциональные ожидания, пессимизировать перспективы, разрушить надежды на обман судьи, госу­дарственного обвинителя, профессионального защитника. В дан­ном случае обвинитель или защитник должен реализовать эффект состязательности в полном объеме и в рамках личного тактиче­ского репертуара.

11. Системно использовать группы приемов, разрушающих установку на ложные показания, предоставить возможность пси­хотерапевтического выхода из ложных показаний, преобразовать систему показаний применительно к реальной ситуации с уста­новкой на дачу правдивых показаний.

12. Использовать приемы психологической защиты или ее разрушения.

13. Использовать приемы формирования психологического контакта и приемы разрушения психологических барьеров.

14. Реализовать возможности психологических реагентов, ос­нованных на демонстрации доказательств, вызывающих прогно­зируемое поведение.

15. Отступить от недоказанных эпизодов, сделать тактическую паузу, дать «созреть» позиции сторон, а затем ее интерпретировать.

16. «Наступить» по доказанным эпизодам, продемонстриро­вать тактическое преимущество, показать множество повержен­ных промежуточных преград, открыть «окно» в доказательствен­ную реальность.

17. Распределить эпизоды по схеме: «сильный - слабый - сильный» и рационально их использовать в укреплении занятой позиции (обвинения или защиты).

18. Подойти к процессуальному партнеру с разных сторон, «укачать» бдительность, «раскачать» позицию, усилить или осла­бить наступление на отдельно взятых участках его защиты в це­лях преобразования «цены» занятой позиции.

19. Найти слабое звено в системе доказательств, «переиграть» ложную позицию подсудимого» свидетеля, потерпевшего прие­мами, установить истину по уголовному делу, на основе которой суд может вынести обвинительный или оправдательный приго­вор по уголовному делу.

Все перечисленные приемы, а также методы, операции, ситуа­ции носят личностно-ситуативный характер, где постоянно меня­ется форма детерминации личности и ситуации. Именно в этом контексте и предлагается использование приемов и методов в системе конкурирующих обвинения и защиты, где «корни» про­цессуальной победы лежат в конструировании новых интегративно-тактических модулей.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...