Классификация тактических игр
Осуществляя смысл, человек реализует сам себя. Осуществляя же смысл, мы реализуем самое человеческое в человеке. Мы обретаем зрелость, мы растем, мы перерастаем самих себя. Именно там, где мы беспомощны и лишены надежды, будучи не в состоянии изменить ситуацию, - именно там мы призваны, ощущаем необходимость. В. Франки
Игра позволяет установить истину, не входя в реальность, определить мотивы и намерения противника, предвосхищая нежелательные последствия потенциальных ошибок, не погружаться в невыгодные ситуации. В самом широком смысле тактические игры могут быть (по форме): а) матричные - со строгим выполнением ролевых предписаний, как например, при анализе операций в банке в поисках нарушения технологии; б) позиционные, в которых игроки реализуют принятые на себя позиционные обязанности (располагая при этом гибкой модульной тактической программой). Следователь избирает позицию стратегического характера и реализует ее в гибкой модульной тактике. Каждый вид игр имеет множество подвидов. Игры строятся на эффектах. Эффекты могут использоваться до начала действия, в момент действия, в конце и после действия. Эффект может быть разовым, повторным либо иметь длящийся характер. Тактические игры имеют древообразную структуру, представленную множеством вариантов и соподчиненных действий. Классификация игр тактической направленности практически безгранична, потому что игры отражают всю криминалистическую и криминальную жизнь, а также любые формы жизнедеятельности, имеющие прикосновенность к криминалистической деятельности. Поэтому представляется возможным лишь назвать виды игр (без комментариев):
Классификация тактических игр (без комментариев)1: 1. По видам следственных и судебных действий: • игры при допросе; • игры при обыске; • игры при осмотре; • игры при эксперименте; • игры при проверке показаний; • игры при опознании; • игры при выемке; • игры при очной ставке; • игры при назначении экспертиз; • игры при задержании и аресте; • игры при предъявлении обвинения; • игры при ознакомлении с материалами дела; • игры обвинения; • игры защиты; • игры в судебных прениях. «В каждом человеке природа всходит либо злаками, либо сорной травою; пусть же он своевременно поливает первое и истребляет вторую». Ф. Бэкон 1. По тактической направленности: • аналитические; • коммуникативные; • поисковые; • эвристические. «Важно не то место, которое мы занимаем, а то направление, в котором мы движемся». Л.Н. Толстой 3. По сложности: • простые; • сложные; • комплексированные «Тот, кто много говорит, редко приводит в действие свои слова. Мудрый же человек всегда боится, чтобы слова не превзошли его дел». Китайская мудрость 4. По стадиям: • предшествующие; • кульминационные; • последующие. «Чем больше люди имеют ума, тем больше они находят людей оригинальных. А обыкновенные люди не находят разницы между людьми». Б. Паскаль 5. По динамике: • статические; • динамические; • дискретные (прерывные). «Идеи могут осчастливить того, кто имеет к ним призвание, но они обрекают на гибель того, кто принялся за них поспешно, необдуманно, поддавшись моменту». К. Маркс 6. По архитектуре и сумме элементов: • системные; • структурные; • синтетические. «...не должно гордиться случайными неудачами противника: уверенность в себе следует питать тогда только, когда превзойдены планы его». Фукидид 7. По масштабности: • тактические; • стратегические; • мини-игры (фрагментарные, внутри приема). «Человеку свойственно ошибаться, а глупцу - настаивать на своей ошибке». Цицерон
8. Профилактические; • превентивные (например, дезинформирующие); • дерефлексивные (представляющие материал, направленный на деформацию рефлексивных процессов партнера); • подготовительные (репетиционные для оптимальной игры в реальном следственном действии). 9. По степени рациональности: • конструктивные (направленные на создание...); • деконструктивные (направленные на разрушение уже созданной конструкции, например, защиты). 10. По степени открытости: • явные (открытые); • скрытые (латентные); • кумулятивные (накапливающие эффекты). «Занимаясь делом - говорят только тогда, когда есть что сказать; но в безделье является потребность говорить беспрерывно». Ж.Ж. Руссо 11. По прогнозности: • перспективные; • ретроактивные. «От мелких ошибок легко перейти к крупным порокам». Сенека 12. По программируемости: • общие; • частные; • сквозные; • фрагментарные; • алгоритмизированные. «Малый человек и на горе мал; исполин велик и в яме». М. В. Ломоносов 13. По степени планируемости: • плановые; • неплановые. «Если я видел дальше других, то потому, что стоял на плечах гигантов». И. Ньютон 14. По мотивированности: • мотивированные; • немотивированные. «Тот, кто правильно указывает на мои ошибки - мой учитель; тот, кто правильно отмечает мои верные поступки, - мой друг, тот, кто мне льстит, - мой враг». Сюнь-цзы 15. По степени риска: • рискогенные; • нерискогенные. «...чтобы сделать что-нибудь великое, нужно все силы душ устремить в одну точку». Л. Н. Толстой 16. По потенциалу рефлексии: • глубокие; • широкие; • интенсивные; • многоранговые; • многосубъектные. «Безмолвное дело лучше бесполезного слова». «Пчела» 17. По диагностичности: • многообъектные; • распознания (игры); • определения (игры); • игры различения. «...страх перед возможностью ошибки не должен отвращать вас от поисков истины». К. Гельвецкий 18. Классификационные версионные игры (по элементам состава преступления): • по субъектам; • по объектам; • по психическому отношению к объекту; • по объективной стороне действия; • по критериям причинной связи. «Я знаю, что и я подвержен погрешностям и часто ошибаюсь и не буду на того сердиться, кто захочет меня в таких случаях остерегать и показывать мне мои ошибки...» Петр 1
19. По преодолению противодействия: • игры с ловушками, инверсиями; • лабиринтные игры; • тупиковые игры; • игры с эффектами; • игры с нечеткими знаниями; • игры с информационной неопределенностью; • семичленные игры (по формуле: что, где, когда, как, кто, зачем, чем). «Тот, кто глубоко исследует свою душу, так часто ловит себя на ошибках, что поневоле становится скромным. Он уже не гордится своею просвещенностью, он не считает себя выше других». К. Гелвецкий «Многие люди видят добродетель скорее в раскаянии по поводу своих ошибок, чем в усилиях избежать их». Г. Лихтенберг 20. По степени конфликтности: • конфликтные; • безконфликтные; • аффектогенные; • стрессогенные; • фрустрационные; • кризисные. «Надо быть осторожным в разжигании в себе тщеславия похвалой. Страшно увеличивается уязвимость, болезненность». Л.Н. Толстой 21. По проблемам психологической защиты и ее разрушения: • по формированию психологической защиты; • по разрушению психологических барьеров. 22. По реализации приемов и методов: (перечень не прилагается в связи с чрезмерным числом возможных вариантов). Но реализация каждого приема предполагает сценарий и игровую реализацию с прогнозным результатом. 23. По стадиям уголовного процесса: • в стадии предварительного следствия; • в стадии судебного разбирательства; • в кассационной и надзорной инстанциях; • по вновь открывшимся обстоятельствам. «Ничто так не научает, как сознание своей ошибки. Это одно из главных средств самовоспитания». Т. Карпейль 24. По стадиям подготовки и совершения преступления (имитационные игры): • виктимологические (игры жертвы); • подготовительные к преступлению; • по совершению преступления; • по сокрытию результатов преступления; • по формированию инсценировки; • по формированию ложного алиби; • по формированию средств противодействия следствию. «Ошибка - относится к истине, как сон к пробуждению. Пробуждаясь от ошибки, человек с новой силой обращается к истине». В. Гёте
25. Коммуникативно организационные игры: • контактоформирующие; • контактостабилизирующие; • контактодестабилизирующие; • психотерапевтические; • организационно-переговорные; • антиагрессивные; • персонологические (в центре - личность); • ситуалогические (в центре - ситуация)... «Тот, кто поставит себе за правило проверять дело мыслью, а мысль делом... тот не может ошибаться, а если он и ошибется, то скоро снова нападет на правильный путь». К. Гете 26. Интеграционные игры: (направленные на создание интеграционных криминалистических модулей, обеспечивающих адекватное реагирование на ситуации любой степени сложности). Любой вариант вновь создаваемого метода проигрывается, примеривается к потенциальному партнеру или ситуации, а также исполнителю (см. материал об интегративно-тактическом модуле). «Для оправдания человека достаточно, если он прожил так, что своими добродетелями заслужил прощение своих ошибок». Г. Лихтвпбврг 27. Игры креативные, направленные на преобразование исходной информации или проблемной ситуации: • игры с эффектами (внезапности, допущение легенды); • игры с сознанием; • игры с интригами; • игры в тупиковых и лабиринтных ситуациях; • игры с преобразованием: формы, структуры, системы, места, времени, исполнителя, интенсивности, широты, глубины, негативных факторов, ошибок, форм риска, эффектов. «Мы охотнее сознаем свои ошибки в поведении, нежели в мышлении». В. Гете 28. Игры деловые (учебные); • с прямыми и обратными мозговыми атаками; • жесткие и свободные (от сценария). 29. Игры по интенсивности реализации задачи: • интенсивные (проблемно-развивающие); • экстенсивные (ведущие к неторопливому развитию задачи); • преактивные (построенные на прогнозах). Представленные формы тактических игр - это одежда, которая скрывает смысл приема, его цель, объект, средства, темп, глубину, широту, интенсивность воздействия, поэтому все эти элементы, приемы по форме и содержанию могут и должны постоянно пересекаться, синтезироваться, рождая при этом новые связи и новые тактические конструкции (модели). Игровая методология
Быть или не быть, вот в чем вопрос. Достойно ль Терпеть безропотно позор судьбы? Иль надо оказать сопротивление, Восстать, вооружиться, победить Или погибнуть? Б. Шекспир. «Гамлет»
Тактическая игра подобна мозаике, которая складывается из множества элементов, образуя при этом целостный художественный тактически обоснованный образ - картину подлежащих установлению обстоятельств.
В решении проблем построения и использования тактических игр постоянно встает вопрос о выборе методов, приемов, средств, способов. Поиск методов представляет самое фундаментальное направление в криминалистике тактических игр, так как систему универсальных методов создать практически сложно, но жизнь и следственная практика, в частности, предлагают бесконечную и непредсказуемую композицию следственных проблем. Решение проблем может идти по двум направлениям: 1. Многоплановое использование типовых программ, т. е. интенсивное использование и совершенствование того, что уже разработано, разложено в систему алгоритмов, логически увязано, апробировано и обеспечивает получение определенного положительного результата. 2. Разработка и использование системы инструментальных игровых методов, позволяющих: • адаптировать ранее созданные типовые программы, алгоритмы (методики), тактические приемы; • комбинировать в различных сочетаниях типовые приемы и методы и получать от их применения положительный эффект; • преобразовывать существующие элементы старых методов настолько, чтобы порождать новые методы, приемы с новыми функциями, новыми объектами воздействия, новыми радикальными результатами; • разрабатывать качественно новые эффективные методы, имеющие продуктивный характер. Все это в комплексе можно представить в виде системы методов: • анализ атрибуций криминалистического портрета; • анализ речевых и неречевых форм поведения; • аналогия; • аргументация в процессах межличностного противодействия; • биографический анализ; • взаимодействие и противодействие следователя с защитником; • генетический анализ; • динамическая рекомбинация; • дифференциальный анализ; • доминантный анализ; • индуктивно-дедуктивный (анализ); • интеграционный анализ; • вероятностное исключение инверсии (переворачивания, • интерпретация криминалистической информации; • исключение негативных факторов; • агрегатирование; • моделирование; • преодоление; • прогнозирование; • распознавание; • сравнение; • алгоритмизация; • диагностика; • классификация; •реконструкция. • криминалистической рефлексии; • криминалистической синектики; • криминалистической эйдологии; • критики и селекции идей; • логического анализа; • многовариантного программирования при расследовании; • мозговой атаки; • морфологического анализа; • мотивационного анализа; • перевода информации с одного «языка» на другой; • планирования по уголовному делу построения криминалистических модулей; • преобразования криминалистического метода по аналогии; • преобразования метода в пространстве и времени; • преобразования негативных факторов метода; • преобразования прямых и обратных связей; • преобразования путей исследований элементов ситуации; • преобразования силы допустимого тактического воздействия; • преобразования формы и структуры метода; • анализа преступного противодействия; • анализа причинно следственных связей; • программно-целевого раскрытия преступления; • рекомбинации элементов следственной ситуации; • системный; • ситуалогического генерирования (порождения); • ситуалогического дезагрегатирования; • ситуалогического синтеза; • социальной типизации при исследовании личности участника следственного действия; • структурного (структурный анализ); • феноменологического анализа; • экспериментальной дифференциации (разрушения); • экспертных оценок; • экстрополяции; • эмоционального матрицирования; • эмпатийного. Цикл игровых методов предполагает наличие «цепочки» интеллектуальных шагов, методов, фактов, объединенных общей целью, замыслом, задачей, проблемой, состоянием проблемы и перспективы решения. Криминалисты должны быть готовы к переменам. Иногда случается так, что какая-нибудь задача никак не дается человеку, в то время как в качестве альтернативы появляется другая, со своим специфическим множеством ценностей. Человек должен вырабатывать в себе гибкость, чтобы суметь переключиться на другую ценностную группу, если она, и только она, способна предоставить ему возможность реализации, оправданной и допустимой тактической программы. Игры адаптационные
Прежде всего надо договориться с самим собой, а затем с ситуацией.
Приемы и методы перед использованием должны адаптироваться к решаемой проблеме по следующим этапам. 1. Ориентировочный Этап: систематизация и ситуационный анализ знаний, необходимых для решения возникшей проблемы. 2. Постановочный этап: формулировка проблемы: что произошло, что известно, что необходимо разрешить. 3. Поисковый этап: а) перебор методов, обеспечивающих максимальный эффект при решении проблемы; б) поиск оптимальных сочетаний известных методов; в) разработка новых методов, обеспечивающих решение поставленной проблемы нетрадиционными средствами. 4. Апробация адаптированного или созданного метода решения криминалистической проблемы, задачи, серии задач в игровой форме. Оптимизировать тактический прием, метод, следственное действие - это значит путем постепенного преобразования всех его элементов выйти на максимум возможностей их реализации с получением наиболее качественного объема доказательственной информации. «Стремление к новому есть первая потребность человеческого воображения». Стендаль 2.5. Игровая подготовка следственного действия
В любом наборе исходных данных самая надежная величина, не требующая никакой проверки, является ошибочной. И.В. Гете
Создавая тактическую программу каждого следственного действия, следователь может должен: - отрепетировать варианты противодействия; - индивидуализировать тактические приемы применительно к ситуации и будущему участнику, следственного действия; - адаптировать тактический прием по времени, месту, форме, структуре элементов, связям -и интенсивности воздействия, и т. д.; - «защитить» тактическую программу от противодействия со стороны участника следственного действия; - предусмотреть варианты преобразования тактической программы следственного действия; - подготовиться к реализации процессов саморегуляции, восстанавливающей моральные и физические силы и предотвращающей процессы профессиональной деформации; - построить сценарий будущего действия и профессионально его исполнить (проиграть). 2.6. Адаптация системы аргументов к личности противодействующего партнера
Волевые решения - это мотивация, а всякая мотивация - это причинность, видимая изнутри. А. Шопенгауэр
Адаптировать систему аргументов к личности партнера, чтобы он понял и принял смысл оказываемого воздействия, но не зафиксировал внимание на форме и цели-передачи аргументов. При адаптации учитывается уровень общего и специального образования, а также система правил: 1. Сформулировать стратегию аргументации, которая может быть: - прямой, при которой аргументируется тезис следователя позитивной направленности: «Я убеждаю Вас в этом потому, что... во-первых:..., во-вторых:..., в-третьих:...»; - обратная (контраргументация), с помощью которой опровергается прямая аргументация процессуального партнера. Если партнер аргументирует свою позицию тезисами, то следователь должен опровергнуть его точку зрения конкретными доказательствами, аргументами логического характера... 2. Признавать правоту партнера при наличии достаточных аргументов хотя бы для того, чтобы; сохранить контакт и иметь время для проверки истинности заявлений. 3. Рефлексировать каждый аргумент и реплику. 4. Не упорствовать в неверно избранной позиции. 5. Представленная система приемов может состоять из нескольких взаимосвязанных разделов, обеспечивающих профилактику латентных ошибок, оперативное исправление, тактическое использование допущенной ошибки в позитивном режиме, своевременную коррекцию результатов следственного действия. Игровое «погружение»
Человек должен договориться с реальностью. 3. Фрейд
Игровое «погружение» - это прием, направленный на условное «отождествление» себя с партнером по следственному действию. «Погружение» может происходить: - содержательно - в способ совершенного действия, что позволяет войти в образ преступника и мыслить его категориями в период совершения преступления и после него... - функционально - в переживания субъективной значимости совершенного и перспективного действия. Погружаться можно: в рациональные формы мышления; в эмоции, смыслы, установки, внутренние переживания (стрессы, фрустрации, аффекты, кризисы). Последовательность
Время проходит, но сказанное слово остается.
Этот прием по своему характеру противоположен внезапности. Следователи полагают, что иногда бывает целесообразным последовательно (в смысле нарастающей доказательственной силы) и систематически предъявлять доказательства, подробно останавливаясь на каждом из них, чтобы дать обвиняемому «почувствовать» всю силу отдельного доказательства и всего комплекса. При этом следователи постоянно подчеркивают взаимосвязанность доказательств, полагая, что сама «последовательность», «методичность» оказывает воздействие на допрашиваемого, создавая у него впечатление неизбежности точного установления всех обстоятельств дела. Такой прием уже на первых стадиях допроса заставляет обвиняемого исходить именно из такого представления о конечном итоге допроса. (Л.Б. Филонов, В.И. Давыдов, 1966). 2.9. Актуализация релевантной информации в тактической игре
Я не столько поступаю в соответствии с тем, что я есть, но и становлюсь в соответствии с тем, как я поступаю. В. Франкл
Практика показывает, что человек переживает больше всего то, что он выводит на экран своего сознания (теперь и сейчас). Человек может не переживать текущее событие, но в тоже время он может страдать от переживаний событий прошлого. Рационально построенная игровая тактика может вывести участника процессуального действия в поле актуализации переживаний, связанных с исследованным событием. В психологическом отношении - актуализация - это переход информации из состояния потенциального (спрятанного в памяти) в состояние реальное, воспринимаемое как текущее в настоящее время. Например, при проверке показаний убийца, совершивший преступление в состоянии аффекта, покраснел, беззвучно заплакал, потерял речь, «зашипел» от невозможности говорить и потерял сознание (случай из практики автора). Игры с аналогиями
Именно реакция человека на ограничения его возможностей открывает для него принципиально новый тип ценностей, которые относятся к разряду высших ценностей. В. Франкл
Информационная неопределенность толкает криминалиста искать аналогии. Теория, разработанная в одной области науки, иногда может с успехом применяться по аналогии в другой области. Практически, это может быть определенное наложение матрицы теории на следственную деятельность, на модели раскрытия преступлений. Старая теория к новым отношениям «прикладывается» методом проб и ошибок. Если ошибки имеют недопустимый характер, то такой метод применяется только в игровых, имитационных формах. Исходные данные должны изучаться через призму симптомов известных криминалистических аналогий. Чтобы определить диагноз, необходимо знать симптомы всех возможных аналогов. Исходные данные при расследовании любого преступления диалектически аналогичны какому-либо из ранее расследованных преступлений и соответствующих им исходных данных. Установления подобий прежнего и настоящего симптомокомплекса исходных данных позволит говорить о подобии прошлого и настоящего механизмов совершения преступления. Это позволяет применить и методику прошлого расследования с системой адаптации на индивидуальности объектов и субъектов преступления.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|