Игры преактивно-криминалистические
«Вы все более и более ухудшаете свое положение, - говорит главарь. - Если мы захотим поверить вам, то следует забыть всё вами ранее сказанное...» «Нет средства защитить себя, если у других нет на то доброй воли», - подумал Карл, ничего не ответив главарю. Он знал, что всё, что он скажет, покажется совсем иным окружающим и, будут ли приписаны добрые или дурные намерения его действиям, зависит только от настроя спрашивающих. Франц Кафка
Игры преактивно-криминалистические - это модельное разрешение проблем еще не родившихся криминалистических ситуаций. Преактивный аспект позволяет увидеть проблему, которая неизбежно родится в профессиональной практике; рационально ее оценить; обнаружить ее центральную часть и фон; определить конструкцию оптимального решения и его реализацию. Преактивная игра: - это объединение и оживление прогнозных элементов профессиональной практики; - это разделение ситуации на элементы, а также их соединение и структурирование; - это определение стратегических и тактических характеристик, которые следует увидеть и оценить; - это рефлексивное проигрывание проблем ситуации в рамках «мышления о мышлении»; - это вчувствование в чувства иного человека, «примеривание» его эмоциональных состояний. Преактивные игры олицетворяют собой «забегание» впереди ситуации и определение потенциальной степени ошибочности, чтобы найти и локализовать ошибку, устранить ее последствия до ее появления. Преактивные игры позволяют: - выполнять комплекс действий, профилактирующих возможный преступный результат; - строить модели преступных тенденций, а затем в игровых формах реально разрушать истоки преступных замыслов;
- программировать до мелочей оперативно-следственные мероприятия; - создать систему экспертно-креативного характера, в памяти ЭВМ концентрировалось бы вся информация о преступных группах, их динамике, перемещениях, подготовленных преступлениях, составах групп, их личностных особенностях лидеров и его окружения; - преактивно-рефлексировать философию лидера преступной группировки, дезинформировать его (при необходимости), искать его слабые места, формировать для него ложные цели; - осуществлять эмпатию преступных групп и их лидеров, производить сочувствование в систему эмоций группы, их конкурентные взаимодействия и переживания по этому поводу. Преактивную игру можно определить как игровую систему последовательно выполняемых действий, очередность которых может меняться в зависимости от потребностей ситуации: Преактивная игра реализует следующие элементы и принципы криминалистической деятельности: - действие, блокирующее возможный криминальный результат; - прогноз, т. е. модель результатов существующей криминальной тенденции; - процесс программирования оперативно-следственных мероприятий на предотвращение результата, который может родиться из складывающихся преступных тенденций; - широкомасштабное рефлексирование преступных группировок, реализующих криминальные цели в рамках обозримого прогноза; - перспективное диагностирование, т. е. определение симптомов процесса, который в краткосрочной (долгосрочной) перспективе станет глобальным криминальным явлением; - методология, которая складывается из системы гармонично сочетаемых методов, систематизированных древообразной целью; - тактическая операция, опосредующая теоретические идеи в их практическую реализацию и их оценку по криминалистическому результату. - эмоциональное состояние следователя (оперативного работника), обеспечивающего оптимальное сознательное отслеживание тенденций, разноречивых фактов, синтезирование информации для подготовки вероятностей модели результата.
«От гения мы требуем, прежде всего, любви к истине». В. Гёте 2.16. Инструментальный алгоритм подготовки тактической преактивной игры
Ничем не ограничиваемое воображение создает мнимую действительность. М.Е. Салтыков-Щедрин
Преактивные игры отражают анализ того, что должно случиться, это путь опережающего наступления на преступление и его исполнителя, еще не исполнившего свой умысел. «Мудрый солдат знает, как построиться в ряды, там, где нет рядов, как носить оружие, если его там нет, приблизиться к противнику, если его еще нет», - говорил Лао-Цзы. Он, безусловно, был прав, потому что оперативно-следственные органы обычно делают второй шаг, традиционно отдавая первенство на выбор оружия, места, времени, способа своему извечному процессуальному противнику - преступной среде, так как расследование всегда следует за преступлением и следствие не всегда готово к восприятию новых, сложных интеллектуальных форм преступной деятельности. Для практической реализации преактивной игры необходимо следующее: 1. Осознание проблемы на основе целенаправленного восприятия, переработки, использования информации и ситуации: • отдельные события, имеющие символику начала тенденции; • цепь событий и фактов, свидетельствующих о стабилизации явления, например, транснациональной преступности; • сложившаяся тенденция преступных событий и процессов (т. е. формирование лица, явления и его основных признаков); • совершенствование системы, экспансия тенденции вширь и вглубь. 2. Формулировка гипотез развития осознанной проблемы: • построение вероятностей модели развития обнаруженной проблемы; • построение проблемы гипотезы, т. е. определить то, что станет с явлением, если соответствующая тенденция сохранится, а симптомы разрастутся из семян оснований, попавших в почву социальных конфликтов; • построение преактивной гипотезы с ветвлением причин. 3. Анализ разветвленной многовариантной преактивной гипотезы анализируемого события.
Факт еще не состоялся, но его уже проанализировали, синтезировали с реальностью, запрогнозировали его жизнь, вывели следствия из неродившихся причин, развернули условия, в которых должны быть позитивные перспективы и исключили мнимые факты, которых быть не должно: • преактивную гипотезу целесообразно (подобно неродившемуся ребенку) наградить ожидаемыми качествами, одеть в типологические одежды условий, создать среду отношений вокруг прогнозируемого явления. При этом используются системы закономерностей развития системы; • закономерностей на систему (в частности, на проявление преступности) транснациональной, организованной, профессиональной; загруженную качествами гипотезу представить в целом, во всей «красе» и сопровождающих безобразиях, ужаснуться от возможности получить воображаемую модель в реальность жизни, оценить ее агрессивность, также риск работы с ней. • преактивную модель возможной реальности «разобрать» на факультативные и основные элементы, исследовать каждый элемент, приближая и удаляя под разными углами, и оценить их сочетаемость, диссонанс и консонанс, найти слабые и сильные места, чтобы позднее найти слабое звено, за которое можно разрушить систему или укрепить ее, если это будет стратегически оправданно. 4. Выявление логических следствий из построенной преактивной модели: • каждый элемент модели может вызвать следствие; • каждое следствие может стать причиной следующего этапа развития преактивной модели; • система элементов преактивной модели может вызвать ситуацию, т. е. совокупность элементов не только самой системы, но и окружающей ее социальной среды; • каждое следствие порождает систему противодействия, т. е. система начинает сама себя защищать, а с другой стороны -вживление негативного элемента преактивной модели должно звать на борьбу систему правоохранительных органов. 5. Анализ связей элементов прогнозной модели. Укрепляя, изменяя, заменяя связь, можно изменить ход развития игры. 6. Оценка игровой преактивной модели (явления, тенденции, факты) с позиций всех составляющих элементов, добавление типичного и закономерного, проверка нетипичного, парадоксального.
7. Построение сценария преактивной игры. Игра персонологическая
Жизненная задача, за которую человек несет ответственность, всегда специфична. И специфичность эта двоякого рода: во-первых, задачи различны для разных людей - и это зависит от своеобразия и неповторимости каждого человека. Во-вторых, даже личная задача изменяется с каждым днем и часом, в зависимости от специфичности каждой сложившейся ситуации. В. Франки Персонологическоя игра, центрированная на личность преступника, жертвы, следователя, иных лиц. Персонологическая интегративная тактика строится на идее центрированности на личность партнера, что означает, что любой прием или метод в итоге адресуется конкретному человеку, на него рассчитывается, реакции его прогнозируются, воздействия на него рефлексируютея следователем и защитником... В центрированности на ситуации особое место занимает криминалистическая методика создания "криминалистического портрета", куда входит технология разработки «психологического профиля» преступника или неизвестной жертвы. В итоге расследования эти две названных тактики перекрещиваются и сплетаются, что подчеркивает интегративный эффект тактики, ее соединительный характер. Игру можно сравнить с одеждой, которую человек меняет в зависимости от погоды и ситуации. «Гений живет во все времена; но люди, которые являются его носителями, немы, пока необычайные события не воспламеняют массу и не призовут их». Д. Дидро. 2.18. Игра позиционная (коммуникативно-аналитическая)
Дабы достигнуть своих целей, одни люди делают себе ступенькой желания других. Они пользуются случаем и, ежели желание трудноисполнимо. разжигают его. Они большего ждут от пылкого стремления, чем от холодного обладания, - по мере того, как вожделенное отдаляется, желание только разгорается. Бапьтасар Грациан
Позиционная игра отражает выжидание, накопление доказательств, а затем наступление. Позиционная игровая тактика - это отражение устойчивых отношений к процессуальному партнеру (противнику) или объекту криминалистического исследования. Позиционная тактика может подразделяться: - позиционная - оборонительная; - позиционная - наступательная; - позиционная - нейтральная. Позиционно-наступательная - может применяться в ситуациях достаточности доказательств, когда «пошел» процесс получения доказательственной информации.
В этом случае уместно соединять эффекты смежных следственных действий: допрос - проверка показаний - эксперимент — опознание... В связи с этим можно использовать прием интенсивной демонстрации информации. «Условия» жизни - то есть присущие ей трудности и невзгоды - отходят на задний план, тогда и в той мере, когда и в какой мере на передний план выступают, накопленные и готовые к реализации доказательства и сценарии. «Не истины науки трудны, а расчистка человеческого сознания от всего наследственного хлама, от всего осевшего ила, от принимания неестественного за естественное, непонятного за понятное». А.И. Герцен
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|