Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Игры преактивно-криминалистические




 

«Вы все более и более ухудшаете свое положение, - говорит гла­варь. - Если мы захотим поверить вам, то следует забыть всё вами ра­нее сказанное...»

«Нет средства защитить себя, если у других нет на то доброй воли»,

- подумал Карл, ничего не ответив главарю.

Он знал, что всё, что он скажет, покажется совсем иным окружающим и, будут ли приписаны добрые или дурные намерения его действиям, зависит только от настроя спрашивающих.

Франц Кафка

 

Игры преактивно-криминалистические - это модельное раз­решение проблем еще не родившихся криминалистических си­туаций. Преактивный аспект позволяет увидеть проблему, которая неизбежно родится в профессиональной практике; рацио­нально ее оценить; обнаружить ее центральную часть и фон; оп­ределить конструкцию оптимального решения и его реализацию. Преактивная игра:

- это объединение и оживление прогнозных элементов про­фессиональной практики;

- это разделение ситуации на элементы, а также их соединение и структурирование;

- это определение стратегических и тактических характери­стик, которые следует увидеть и оценить;

- это рефлексивное проигрывание проблем ситуации в рамках «мышления о мышлении»;

- это вчувствование в чувства иного человека, «примеривание» его эмоциональных состояний.

Преактивные игры олицетворяют собой «забегание» впереди ситуации и определение потенциальной степени ошибочности, чтобы найти и локализовать ошибку, устранить ее последствия до ее появления.

Преактивные игры позволяют:

- выполнять комплекс действий, профилактирующих возмож­ный преступный результат;

- строить модели преступных тенденций, а затем в игровых формах реально разрушать истоки преступных замыслов;

- программировать до мелочей оперативно-следственные ме­роприятия;

- создать систему экспертно-креативного характера, в памяти ЭВМ концентрировалось бы вся информация о преступных груп­пах, их динамике, перемещениях, подготовленных преступлени­ях, составах групп, их личностных особенностях лидеров и его окружения;

- преактивно-рефлексировать философию лидера преступной группировки, дезинформировать его (при необходимости), искать его слабые места, формировать для него ложные цели;

- осуществлять эмпатию преступных групп и их лидеров, про­изводить сочувствование в систему эмоций группы, их конку­рентные взаимодействия и переживания по этому поводу.

Преактивную игру можно определить как игровую систему последовательно выполняемых действий, очередность которых может меняться в зависимости от потребностей ситуации:

Преактивная игра реализует следующие элементы и принципы криминалистической деятельности:

- действие, блокирующее возможный криминальный результат;

- прогноз, т. е. модель результатов существующей криминаль­ной тенденции;

- процесс программирования оперативно-следственных меро­приятий на предотвращение результата, который может родиться из складывающихся преступных тенденций;

- широкомасштабное рефлексирование преступных группировок, реализующих криминальные цели в рамках обозримого прогноза;

- перспективное диагностирование, т. е. определение симпто­мов процесса, который в краткосрочной (долгосрочной) перспек­тиве станет глобальным криминальным явлением;

- методология, которая складывается из системы гармонично со­четаемых методов, систематизированных древообразной целью;

- тактическая операция, опосредующая теоретические идеи в их практическую реализацию и их оценку по криминалистиче­скому результату.

- эмоциональное состояние следователя (оперативного работ­ника), обеспечивающего оптимальное сознательное отслежива­ние тенденций, разноречивых фактов, синтезирование информа­ции для подготовки вероятностей модели результата.

«От гения мы требуем, прежде всего, любви к истине». В. Гёте

2.16. Инструментальный алгоритм подготовки так­тической преактивной игры

 

Ничем не ограничиваемое воображение создает мнимую действительность.

М.Е. Салтыков-Щедрин

 

Преактивные игры отражают анализ того, что должно слу­читься, это путь опережающего наступления на преступление и его исполнителя, еще не исполнившего свой умысел. «Мудрый солдат знает, как построиться в ряды, там, где нет рядов, как носить оружие, если его там нет, приблизиться к противнику, если его еще нет», - говорил Лао-Цзы. Он, безусловно, был прав, потому что оперативно-следственные органы обычно делают вто­рой шаг, традиционно отдавая первенство на выбор оружия, места, времени, способа своему извечному процессуальному про­тивнику - преступной среде, так как расследование всегда следу­ет за преступлением и следствие не всегда готово к восприятию но­вых, сложных интеллектуальных форм преступной деятельности.

Для практической реализации преактивной игры необходимо следующее:

1. Осознание проблемы на основе целенаправленного воспри­ятия, переработки, использования информации и ситуации:

• отдельные события, имеющие символику начала тенденции;

• цепь событий и фактов, свидетельствующих о стабилиза­ции явления, например, транснациональной преступности;

• сложившаяся тенденция преступных событий и процессов (т. е. формирование лица, явления и его основных признаков);

• совершенствование системы, экспансия тенденции вширь и вглубь.

2. Формулировка гипотез развития осознанной проблемы:

• построение вероятностей модели развития обнаруженной проблемы;

• построение проблемы гипотезы, т. е. определить то, что станет с явлением, если соответствующая тенденция сохранится, а симптомы разрастутся из семян оснований, попавших в почву социальных конфликтов;

• построение преактивной гипотезы с ветвлением причин.

3. Анализ разветвленной многовариантной преактивной гипо­тезы анализируемого события.

Факт еще не состоялся, но его уже проанализировали, синте­зировали с реальностью, запрогнозировали его жизнь, вывели следствия из неродившихся причин, развернули условия, в кото­рых должны быть позитивные перспективы и исключили мнимые факты, которых быть не должно:

• преактивную гипотезу целесообразно (подобно неродив­шемуся ребенку) наградить ожидаемыми качествами, одеть в ти­пологические одежды условий, создать среду отношений вокруг прогнозируемого явления. При этом используются системы зако­номерностей развития системы;

• закономерностей на систему (в частности, на проявление преступности) транснациональной, организованной, профессио­нальной; загруженную качествами гипотезу представить в целом, во всей «красе» и сопровождающих безобразиях, ужаснуться от возможности получить воображаемую модель в реальность жиз­ни, оценить ее агрессивность, также риск работы с ней.

• преактивную модель возможной реальности «разобрать» на факультативные и основные элементы, исследовать каждый элемент, приближая и удаляя под разными углами, и оценить их сочетаемость, диссонанс и консонанс, найти слабые и сильные места, чтобы позднее найти слабое звено, за которое можно раз­рушить систему или укрепить ее, если это будет стратегически оправданно.

4. Выявление логических следствий из построенной преактив­ной модели:

• каждый элемент модели может вызвать следствие;

• каждое следствие может стать причиной следующего эта­па развития преактивной модели;

• система элементов преактивной модели может вызвать си­туацию, т. е. совокупность элементов не только самой системы, но и окружающей ее социальной среды;

• каждое следствие порождает систему противодействия, т. е. система начинает сама себя защищать, а с другой стороны -вживление негативного элемента преактивной модели должно звать на борьбу систему правоохранительных органов.

5. Анализ связей элементов прогнозной модели. Укрепляя, из­меняя, заменяя связь, можно изменить ход развития игры.

6. Оценка игровой преактивной модели (явления, тенденции, факты) с позиций всех составляющих элементов, добавление ти­пичного и закономерного, проверка нетипичного, парадоксального.

7. Построение сценария преактивной игры.

Игра персонологическая

 

Жизненная задача, за которую человек несет ответственность, всегда специфична. И специфичность эта двоякого рода: во-первых, задачи различны для разных людей - и это зависит от своеобразия и неповто­римости каждого человека. Во-вторых, даже личная задача изменяется с каждым днем и часом, в зависимости от специфичности каждой сложив­шейся ситуации.

В. Франки

Персонологическоя игра, центрированная на личность пре­ступника, жертвы, следователя, иных лиц.

Персонологическая интегративная тактика строится на идее центрированности на личность партнера, что означает, что лю­бой прием или метод в итоге адресуется конкретному человеку, на него рассчитывается, реакции его прогнозируются, воздейст­вия на него рефлексируютея следователем и защитником...

В центрированности на ситуации особое место занимает кри­миналистическая методика создания "криминалистического портрета", куда входит технология разработки «психологического профиля» преступника или неизвестной жертвы.

В итоге расследования эти две названных тактики перекрещи­ваются и сплетаются, что подчеркивает интегративный эффект тактики, ее соединительный характер.

Игру можно сравнить с одеждой, которую человек меняет в зависимости от погоды и ситуации.

«Гений живет во все времена; но люди, которые являются его но­сителями, немы, пока необычайные события не воспламеняют массу и не призовут их». Д. Дидро.

2.18. Игра позиционная (коммуникативно-анали­тическая)

 

Дабы достигнуть своих целей, одни люди делают себе ступенькой желания других. Они пользуются случаем и, ежели желание трудноис­полнимо. разжигают его. Они большего ждут от пылкого стремления, чем от холодного обладания, - по мере того, как вожделенное отдаляется, желание только разгорается.

Бапьтасар Грациан

 

Позиционная игра отражает выжидание, накопление доказа­тельств, а затем наступление.

Позиционная игровая тактика - это отражение устойчивых отношений к процессуальному партнеру (противнику) или объек­ту криминалистического исследования. Позиционная тактика может подразделяться:

- позиционная - оборонительная;

- позиционная - наступательная;

- позиционная - нейтральная.

Позиционно-наступательная - может применяться в ситуациях достаточности доказательств, когда «пошел» процесс получения доказательственной информации.

В этом случае уместно соединять эффекты смежных следст­венных действий: допрос - проверка показаний - эксперимент — опознание...

В связи с этим можно использовать прием интенсивной де­монстрации информации.

«Условия» жизни - то есть присущие ей трудности и невзгоды - отходят на задний план, тогда и в той мере, когда и в какой ме­ре на передний план выступают, накопленные и готовые к реали­зации доказательства и сценарии.

«Не истины науки трудны, а расчистка человеческого сознания от всего наследственного хлама, от всего осевшего ила, от принимания неесте­ственного за естественное, непонятного за понятное». А.И. Герцен

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...