Игры в конфликтных ситуациях (по А.Р. Ратинову, 1970)1
Часто бывает, что лучше не заметить оскорбления, чем потом мстить за него. Сенека
Расследование, как и весь уголовный процесс, является системой сложных отношений связей и взаимодействия, в котором сходятся представители различных интересов, далеко не всегда совпадающих, а иногда и вовсе противоположных: следователь и подследственный, обыскивающий и обыскиваемый, разыскивающий и разыскиваемый и т. д. Если рассматривать процесс расследования как взаимодействие следователя с участвующими в деле лицами, то складывающиеся при этом тактические ситуации можно отнести к двум видам: конфликтным и бесконфликтным. Бесконфликтная ситуация характеризуется полным или частичным совпадением интересов, которыми руководствуются участники взаимодействия, непротиворечивостью целей, к достижению которых направлены усилия той или другой стороны на данном этапе расследования. Такое положение возникает, когда следователь имеет дело с добросовестным участником процесса, готовым сообщить все необходимые сведения либо выполнить требуемые действия (опознать искомый объект, выдать нужный документ). В этом случае основой тактической задачи является сохранение бесконфликтного характера отношений и оказание посильной помощи другой стороне в выполнении указанных действий: припоминании забытых фактов, отысканий требуемой вещи и т. п. Здесь речь идет о положительной кооперации участников взаимодействия. Отрицательная кооперация в процессе расследования характеризуется отношением соперничества и противодействия друг другу участвующих в деле лиц. Тогда возникает ситуация конфликта различной длительности и остроты.
2.12. Игры диагностические с элементами косвенного вопроса
В своих мероприятиях мы не должны забираться слишком далеко в будущее, а оставлять также кое-что на долю случая и смело смотреть навстречу многим опасностям в надежде, что они минуют нас, как это часто бывает с черными грозовыми тучами. А. Шопенгауэр
Главная цель диагностической игры - это установление степени осведомленности лица по обстоятельствам расследуемого дела. Если лицо осведомлено по устанавливаемым обстоятельствам, то оно прореагирует на вопрос как на знакомую информацию. Например, вопрос может звучать следующим образом: «Когда вы пришли в ресторан, играл ли оркестр и сколько было музыкантов?» Главным в вопросе - установление факта пребывания в ресторане, а не численность музыкантов. В данном случае игра содержит в себе несколько взаимосвязанных приемов: приемы косвенного допроса, демонстрация ложной цели (по А.Р. Ратинову), допущение легенды (на тот случай, если допрашиваемый начнет фантазировать и уходить от материала, подтверждающего его пребывания в ресторане)... Диагностическая игра в этом случае комплексирует в себе возможности различных приемов, суммирует их потенциалы, умножая объем доказательственной информации. Чем больше приемов интегрируется в игре, тем шире ее поисковый, аналитический и коммуникативный диапазон. Методика подготовки и проведения диагностических игр представляет собой разветвленную многоуровневую систему, содержащую в себе ряд продуктивных методов: - многокритериальную классификацию криминалистических ошибок, обеспечивающую преактивное ожидание типичных ошибок в системе закономерно выполняемых следственных действий (типичные методы следствия содержат типичные ошибки, которые следует встречать рациональными профилактическими мерами); - криминалистическую диагностику, содержащую в своем составе алгоритмы поиска ошибок, механизмы анализа исходных данных, модели построения гипотезы диагностируемого объекта, методы самодиагностики.
Целенаправленное исследование информации предполагает активное и рациональное - одновременно с разных сторон или последовательное - воздействие на объект исследования специальными логическими методами, ее преобразование творческими методами, сочетание индивидуальной интеллектуальной деятельности с формами группового мышления. Естественно, что проблемная информация обрабатывается и подсознанием, но процессы этой обработки скрыты от взора исследователя и их описание может носить только гипотетический характер.. «Как не дробите жизнь, она всегда едина и цельна. Говорят: для науки нужен ум и рассудок, для творчества - фантазия, и думают, что этим порешили дело начисто... А для искусства не нужно ума и рассудка? А ученый может обойтись без фантазий?». В.Г. Белинский Игра интенсивная
Ничто так не помогает человеку преодолевать объективные трудности и переносить субъективные неприятности, как сознание того, что перед ним стоит жизненно важная задача. Особенно ярко это проявляется в том случае, когда человеку эта задача кажется будто специально предназначенной для него лично, когда она представляет собой нечто вроде «миссии». В. Франкл
Эта игра может реализовываться в репетициях и в реальной практике. Интенсивная игра - вид криминалистической игры, построенной на основе массированного, систематического, многократного, целенаправленного, допустимого воздействия на процессуального партнера с целью формирования убеждения - в тактическом проигрыше. В основе интенсивной игры лежат принципы: - динамизм, что выражается в активном наступательном допустимом воздействии на процессуального «противника», сопряженном с массированной сменой приемов, методов, средств воздействия: дезадаптации, что выражается в том, чтобы процессуальный противник не привык к множественному воздействию. Поэтому криминалист должен менять форму воздействия как «контрастный» душ: - целенаправленность, выраженная в том, что криминалист преследует генеральную цель и выходит к ее достижению с различных тактических позиций, меняя средства, но цель сохраняется;
- поэтапность, что позволяет воздействовать на процессуального противника контрастно, последовательно, наступая, отступая, меняя субъектов воздействия; - максимальная доброжелательность, выраженная в применении контактоформирующих приемов и методов, обеспечивающих удержание партнера в сфере воздействия. Если партнер замкнется, уйдет из контакта вся тактическая схема теряет смысл; - снижение сопротивления за счет формирования психологической защиты. Партнеру криминалист объясняет рациональную линию поведения, ценность правдивых показаний, их доказательственное значение и влияние на смягчение наказания; - демонстрация несостоятельности опасений относительно крайних вариантов приговора суда. Интенсивная тактика была применена Порфирием Петровичем по делу Раскольникова, что выражалось в том, что следователь постоянно «будил» чувство вины в Раскольникове («Преступление и наказание»). Игровая тактика построена на непосредственных межличностных коммуникациях, на способностях погружения в роль иного процессуального участника, на понимании и интерпретации ситуации. Она строится на процессах межличностного взаимовлияния лиц с различными процессуальными статусами и принятыми на себя коммуникативными ролями. Криминалист опережает реакции процессуального партнера и может предусмотреть варианты его поведения и противодействия. Это разветвляет тактические решения и действия. Дерево решений и действий предполагает оперативную готовность и точность к решению проблемы, которая возникает в ситуации теперь и сейчас. Дерево решений и действий (как элемент модульной тактики) предоставляет тактический баланс между требованиями ситуации и модулем, состоящим из приемов и методов. «...(вдохновение) - это такой гость, который не всегда является на первый зов/ Между тем, работать нужно всегда, и настоящий честный артист не может сидеть сложа руки, под предлогом, что он не расположен. Если ждать расположения и не пытаться идти навстречу к нему, то легко впасть в лень и апатию. Нужно терпеть и верить, и вдохновение неминуемо явится тому, кто сумел победить свое нерасположение». П.И. Чайковский.
Игры коммуникативные
Человек, сталкиваясь со своей судьбой и вынужденный ее принимать, все же имеет возможность реализовывать ценности отношения. То, как он принимает тяготы жизни, как несет свой крест, то мужество, что он проявляет в страданиях, достоинство, которое он выказывает, будучи приговорен и обречен, - все это является мерой того, насколько он состоялся как человек. В. Франки Коммуникативные игры направлены на прием - передачу информации, обеспечивающую тактический выигрыш следователя, обвинителя, защитника. Коммуникативные игры опосредуют все процессы профессионального общения, независимо от сознания, что общение реализуется в игре... Коммуникативные игры имеют множество целей, которые можно достигать раздельно, последовательно, одновременно, комплексно... Все зависит от сценария игры и тактических игровых средств и возможностей криминалиста. Коммуникативные игры могут производиться со следующими целями: - принять или передать информацию (с прогнозируемой обратной связью); - оказать интеллектуальное воздействие на преобразование точек зрения партнера, на процессы принятия решений и средств их реализации (сложная - многоцелевая игра); - произвести управление поведением партнера, формированием в его сознании тактически оправданных форм поведения; - оказать скрытое, косвенное воздействие на сознание партнера, подчеркнув его демонстрацией множества целей, или одной иллюзорной целью...; - структурировать ситуацию в тактических интересах, продемонстрировать ее архитектуру в проигранном для партнера видении. Построенная в игре структура - это композиция, характеризующая функционирование (внешнее и внутреннее) системы и перспективы ее развития. Это совокупность закономерных связей между компонентами объекта, обеспечивающих его целостность и индивидуальность. Структура - это определение места и способа функционирования компонентов системы расследования - обвинения - защиты. Структурность игровой системы - это ее архитектура, отражающая самое индивидуальное, личностное, авторское (применителя игры). «Знание того, какими вещи должны быть, характеризует человека умного; знание того, каковы вещи на самом деле, характеризует человека опытного; знание же того, как их изменить к лучшему, характеризует человека гениального». Д. Дидро
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|