Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Игры в конфликтных ситуациях (по А.Р. Ратинову, 1970)1




 

Часто бывает, что лучше не заметить оскорбления, чем потом мстить за него. Сенека

 

Расследование, как и весь уголовный процесс, является систе­мой сложных отношений связей и взаимодействия, в котором сходятся представители различных интересов, далеко не всегда совпадающих, а иногда и вовсе противоположных: следователь и подследственный, обыскивающий и обыскиваемый, разыски­вающий и разыскиваемый и т. д.

Если рассматривать процесс расследования как взаимодейст­вие следователя с участвующими в деле лицами, то складываю­щиеся при этом тактические ситуации можно отнести к двум ви­дам: конфликтным и бесконфликтным.

Бесконфликтная ситуация характеризуется полным или час­тичным совпадением интересов, которыми руководствуются уча­стники взаимодействия, непротиворечивостью целей, к достиже­нию которых направлены усилия той или другой стороны на дан­ном этапе расследования. Такое положение возникает, когда сле­дователь имеет дело с добросовестным участником процесса, го­товым сообщить все необходимые сведения либо выполнить требуемые действия (опознать искомый объект, выдать нужный до­кумент). В этом случае основой тактической задачи является со­хранение бесконфликтного характера отношений и оказание по­сильной помощи другой стороне в выполнении указанных дейст­вий: припоминании забытых фактов, отысканий требуемой вещи и т. п. Здесь речь идет о положительной кооперации участников взаимодействия.

Отрицательная кооперация в процессе расследования характе­ризуется отношением соперничества и противодействия друг другу участвующих в деле лиц. Тогда возникает ситуация кон­фликта различной длительности и остроты.

2.12. Игры диагностические с элементами косвенно­го вопроса

 

В своих мероприятиях мы не должны забираться слишком далеко в будущее, а оставлять также кое-что на долю случая и смело смотреть навстречу многим опасностям в надежде, что они минуют нас, как это часто бывает с черными грозовыми тучами.

А. Шопенгауэр

 

Главная цель диагностической игры - это установление степе­ни осведомленности лица по обстоятельствам расследуемого де­ла. Если лицо осведомлено по устанавливаемым обстоятельствам, то оно прореагирует на вопрос как на знакомую информацию. Например, вопрос может звучать следующим образом: «Когда вы пришли в ресторан, играл ли оркестр и сколько было музыкан­тов?» Главным в вопросе - установление факта пребывания в ресторане, а не численность музыкантов. В данном случае игра содержит в себе несколько взаимосвязанных приемов: приемы косвенного допроса, демонстрация ложной цели (по А.Р. Ратинову), допущение легенды (на тот случай, если допрашиваемый начнет фантазировать и уходить от материала, подтверждающего его пребывания в ресторане)...

Диагностическая игра в этом случае комплексирует в себе возможности различных приемов, суммирует их потенциалы, ум­ножая объем доказательственной информации.

Чем больше приемов интегрируется в игре, тем шире ее поис­ковый, аналитический и коммуникативный диапазон.

Методика подготовки и проведения диагностических игр представляет собой разветвленную многоуровневую систему, со­держащую в себе ряд продуктивных методов:

- многокритериальную классификацию криминалистических ошибок, обеспечивающую преактивное ожидание типичных оши­бок в системе закономерно выполняемых следственных действий (типичные методы следствия содержат типичные ошибки, которые следует встречать рациональными профилактическими мерами);

- криминалистическую диагностику, содержащую в своем со­ставе алгоритмы поиска ошибок, механизмы анализа исходных данных, модели построения гипотезы диагностируемого объекта, методы самодиагностики.

Целенаправленное исследование информации предполагает активное и рациональное - одновременно с разных сторон или последовательное - воздействие на объект исследования специ­альными логическими методами, ее преобразование творческими методами, сочетание индивидуальной интеллектуальной деятель­ности с формами группового мышления.

Естественно, что проблемная информация обрабатывается и подсознанием, но процессы этой обработки скрыты от взора ис­следователя и их описание может носить только гипотетический характер..

«Как не дробите жизнь, она всегда едина и цельна. Говорят: для науки нужен ум и рассудок, для творчества - фантазия, и думают, что этим порешили дело начисто... А для искусства не нужно ума и рассудка? А ученый может обойтись без фантазий?». В.Г. Белинский

Игра интенсивная

 

Ничто так не помогает человеку преодолевать объективные трудно­сти и переносить субъективные неприятности, как сознание того, что пе­ред ним стоит жизненно важная задача. Особенно ярко это проявляется в том случае, когда человеку эта задача кажется будто специально предназначенной для него лично, когда она представляет собой нечто вроде «миссии».

В. Франкл

 

Эта игра может реализовываться в репетициях и в реальной практике.

Интенсивная игра - вид криминалистической игры, построен­ной на основе массированного, систематического, многократного, целенаправленного, допустимого воздействия на процессу­ального партнера с целью формирования убеждения - в тактиче­ском проигрыше.

В основе интенсивной игры лежат принципы:

- динамизм, что выражается в активном наступательном до­пустимом воздействии на процессуального «противника», сопря­женном с массированной сменой приемов, методов, средств воз­действия: дезадаптации, что выражается в том, чтобы процессу­альный противник не привык к множественному воздействию. Поэтому криминалист должен менять форму воздействия как «контрастный» душ:

- целенаправленность, выраженная в том, что криминалист пре­следует генеральную цель и выходит к ее достижению с различных тактических позиций, меняя средства, но цель сохраняется;

- поэтапность, что позволяет воздействовать на процессуаль­ного противника контрастно, последовательно, наступая, отсту­пая, меняя субъектов воздействия;

- максимальная доброжелательность, выраженная в примене­нии контактоформирующих приемов и методов, обеспечивающих удержание партнера в сфере воздействия. Если партнер замкнет­ся, уйдет из контакта вся тактическая схема теряет смысл;

- снижение сопротивления за счет формирования психологи­ческой защиты. Партнеру криминалист объясняет рациональную линию поведения, ценность правдивых показаний, их доказатель­ственное значение и влияние на смягчение наказания;

- демонстрация несостоятельности опасений относительно крайних вариантов приговора суда.

Интенсивная тактика была применена Порфирием Петровичем по делу Раскольникова, что выражалось в том, что следователь постоянно «будил» чувство вины в Раскольникове («Преступле­ние и наказание»).

Игровая тактика построена на непосредственных межлично­стных коммуникациях, на способностях погружения в роль иного процессуального участника, на понимании и интерпретации си­туации. Она строится на процессах межличностного взаимовлия­ния лиц с различными процессуальными статусами и принятыми на себя коммуникативными ролями.


Криминалист опережает реакции процессуального партнера и может предусмотреть варианты его поведения и противодейст­вия. Это разветвляет тактические решения и действия.

Дерево решений и действий предполагает оперативную готов­ность и точность к решению проблемы, которая возникает в си­туации теперь и сейчас.

Дерево решений и действий (как элемент модульной тактики) предоставляет тактический баланс между требованиями ситуации и модулем, состоящим из приемов и методов.

«...(вдохновение) - это такой гость, который не всегда является на первый зов/ Между тем, работать нужно всегда, и настоящий че­стный артист не может сидеть сложа руки, под предлогом, что он не расположен. Если ждать расположения и не пытаться идти навстречу к нему, то легко впасть в лень и апатию. Нужно терпеть и верить, и вдохновение неминуемо явится тому, кто сумел победить свое нерас­положение». П.И. Чайковский.

Игры коммуникативные

 

Человек, сталкиваясь со своей судьбой и вынужденный ее прини­мать, все же имеет возможность реализовывать ценности отношения. То, как он принимает тяготы жизни, как несет свой крест, то мужество, что он проявляет в страданиях, достоинство, которое он выказывает, будучи приговорен и обречен, - все это является мерой того, насколько он состоялся как человек.

В. Франки

Коммуникативные игры направлены на прием - передачу ин­формации, обеспечивающую тактический выигрыш следователя, обвинителя, защитника.

Коммуникативные игры опосредуют все процессы профессио­нального общения, независимо от сознания, что общение реали­зуется в игре... Коммуникативные игры имеют множество целей, которые можно достигать раздельно, последовательно, одновре­менно, комплексно...

Все зависит от сценария игры и тактических игровых средств и возможностей криминалиста.

Коммуникативные игры могут производиться со следующими целями:

- принять или передать информацию (с прогнозируемой об­ратной связью);

- оказать интеллектуальное воздействие на преобразование точек зрения партнера, на процессы принятия решений и средств их реализации (сложная - многоцелевая игра);

- произвести управление поведением партнера, формировани­ем в его сознании тактически оправданных форм поведения;

- оказать скрытое, косвенное воздействие на сознание партне­ра, подчеркнув его демонстрацией множества целей, или одной иллюзорной целью...;

- структурировать ситуацию в тактических интересах, продемон­стрировать ее архитектуру в проигранном для партнера видении.

Построенная в игре структура - это композиция, характери­зующая функционирование (внешнее и внутреннее) системы и перспективы ее развития. Это совокупность закономерных связей между компонентами объекта, обеспечивающих его целост­ность и индивидуальность. Структура - это определение места и способа функционирования компонентов системы расследования

- обвинения - защиты.

Структурность игровой системы - это ее архитектура, отра­жающая самое индивидуальное, личностное, авторское (применителя игры).

«Знание того, какими вещи должны быть, характеризует человека умного; знание того, каковы вещи на самом деле, характеризует че­ловека опытного; знание же того, как их изменить к лучшему, харак­теризует человека гениального». Д. Дидро

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...