Четыре реакции во время трудностей
Сталкиваясь с различными тяготами и бедами, с лишениями и поражениями, люди реагируют по-разному. По их реакции их можно разделить на четыре группы: 1. Одни ломаются и сдаются. В Коране о них сказано: «Воистину, человек создан нетерпеливым, беспокойным, когда его касается беда». [390] 2. Другие не ломаются, а терпят и стойко переносят беды. 3. Третьи, помимо того, что терпят и стойко переносят беды, еще и благодарят Аллаха. 4. Четвертые терпят, благодарят и со стараниями поднимаются на борьбу с отрицательными последствиями бед. Они не успокаиваются, пока не выходят из этой борьбы победителями. О таких людях Коран говорит: «Если будет среди вас двадцать терпеливых, то они одолеют две сотни (врагов)». [391] И обещано им Аллахом воздаяние великое: «А за то, что они проявили терпение, Он воздаст им райскими садами и шелками». [392] Терпение при утрате сына
Когда умер маленький сын Пророка Мухаммада (да благословит Аллах его и его род) и Хадиджы, то Хадиджа была очень опечалена и обливалась горькими слезами. – Не печалься и не плачь, а терпи, – сказал ей Пророк. – Как же мне не плакать, когда я постоянно думаю о нем? – ответила Хадиджа. – Разве ты не обрадовалась бы, если увидела своего сына в райский садах в ожидании тебя? Он возьмет тебя за руки и введет тебя в рай. Всевышний Аллах превыше того, чтобы наказывать раба, который лишился близкого его сердцу человека, но при этом проявлял терпение и не переставал благодарить Аллаха.
Глава 32. Скупость и щедрость
Даруемые Всевышним Аллахом блага и милости зачастую превышают нужды и потребности некоторых людей, которые могут поделиться этими благами с другими людьми, не испытывая при этом никаких материальных затруднений. Щедрые представители человечества, занимаясь различными видами благотворительности, облагораживают свои души, возвышаются над мирской суетой и приносят огромную пользу окружающим их людям. Однако некоторые люди не желают делать этого, не желают делиться божьими милостями с нуждающимися и бедствующими, ибо охватила их болезнь, называемая скупостью. Порой скупцы и скряги не только не помогают нуждающимся, но и бахвалятся перед ними своим имуществом и богатством, словно испытывают наслаждение от их страданий. Скупость это отрицательное качество, указывающее на духовную неполноценность его обладателей. Изучение окружающего мира способно дать нам наилучший урок щедрости, ибо мир устроен так, что все его составляющие делятся своими благами и милостями. Солнце непрерывно дарует миру свое тепло и свет, посредством чего существуют все живые организмы и неживые творения. Вода в виде морей, рек, озер и родников делится своей живительной силой с человеком, животными и растениями. Горы, леса, поля, недра земли, живые организмы, все делятся друг с другом присущими лишь им особенностями, они не проявляют жадности. И разве может быть иначе, если Творец этого мироздания сам является Щедрейшим Господом, непрестанно одаривающим свои творения?! Поэтому со всей смелостью можно заявить, что скупому человеку нет места в гармонично устроенном порядке мироздания, а его существование наносит урон стремлению создания справедливого общества.
Порицание Каруна
Одним из скряг и богатых людей в истории был Карун – знатный человек из племени Бани Исраиль и родственник Пророка Мусы (да будет мир с ним). Обладая богатством и влиянием, Карун был скуп, высокомерен и тщеславен, что в конце концов привело его к гибели и незавидной участи в вечном мире. Как и многие далекие от Аллаха богачи он любил похвастаться своим имуществом перед другими людьми, стараясь вызвать в них зависть и уважение к его богатству. В Коране говорится: «Воистину, Карун был из соплеменников Мусы, но притеснял их». [393] Его притеснение по отношению к своим соплеменникам, как сказано об этом в ряде комментариев к Корану, заключалось в скупости и жадности. Он не желал помочь обездоленному, не был согласен с тем, что даже малая часть его огромного богатства будет роздана его нуждающимся соплеменникам. Карун выставлял свое богатство на всеобщее обозрение, теша тем самым свое тщеславие. Причем делал он это, пытаясь снискать довольство Фараона и враждуя с Мусой, который объявил о повелении Господа платить закят. В продолжении аята Аллах говорит: «Мы даровали ему столько сокровищ, что ключи от них были обременительны даже для нескольких силачей». Карун был очень доволен своим богатством, он горделиво взирал на презренных по его мнению бедняков, не испытывая в сердце ни малейшего сострадания к ним. Верующие люди пытались образумить его: «Соплеменники сказали ему: «Не ликуй, ведь Аллах не любит ликующих. Посредством того, что Аллах даровал тебе, стремись к Последней обители, но не забывай о своей доле в этом мире! Твори добро, подобно тому, как Аллах сотворил добро для тебя, и не стремись распространять нечестие на земле, ведь Аллах не любит распространяющих нечестие». [394] Но все их попытки наставить Каруна на истинный путь были тщетны. Карун как был скупым и высокомерным человеком, так и остался им. Его скупость вкупе с высокомерием и враждой с пророком Аллаха привели к тому, что в один прекрасный день земля поглотила Каруна со всем его богатством, оставив о нем память в назидание всему человечеству.
Туманные обещания скупых
В Коране упомянута история одного из скупцов, живших рядом с Посланником Аллаха (да благословит Аллаха его и его род): «Среди них есть такие, которые обещали Аллаху: «Если Он одарит нас из Своих щедрот, то мы непременно станем раздавать милостыню и будем одними из праведников». Когда же Он одарил их из Своих щедрот, они стали скупиться и отвернулись с отвращением». [395] Один из жителей Медины был беден, но его никогда не покидало желание разбогатеть. По этой причине он множество раз просил Посланника Аллаха помолиться за него, чтобы Всевышний Аллах послал ему богатство. Пророк предупреждал его, что малое имущество, имея которое можно остаться порядочным человеком, намного лучше богатства, обладатель которого не сможет должным образом распоряжаться им. Но житель Медины пообещал, что если Аллах одарит его богатством, то он будет раздавать милостыню нуждающимся и всячески помогать победе исламской религии. Посланник Аллаха помолился за него, и ему было даровано богатство. Он стал обладателем множества животных, его стада паслись в окрестностях города, его богатство пребывало и пребывало. Но когда был ниспослан аят об обязательной выплате закята, его сердцем завладели скупость и жадность, он позабыл о своих обещаниях. Он нарушил договор, заключенный им с Аллахом и Его Посланником, поскупившись расстаться с малой частью своего имущества. О наказании подобных людей, которое обернется для них большой бедой в день воскрешения, в Коране сказано: «Он наказал их, вселив в их сердца лицемерие до того дня, когда они встретятся с Ним, за то, что они нарушили данное Аллаху обещание, и за то, что они лгали». [396]
Наказание для скупых Всевышний Аллах говорит в Своей Книге: «Пусть не думают те, которые скупятся расходовать то, что Аллах даровал им по Своей милости, что поступать таким образом лучше для них. Напротив, это хуже для них. В День воскресения их шеи будут обернуты тем, что они жалели. Аллаху принадлежит наследие небес и земли, и Аллах ведает о том, что вы совершаете». [397] Подобное наказание в Коране упоминается всего один раз и связано оно с теми людьми, кем овладели скупость и жадность.
О скупости в хадисах
Посланник Аллаха и безгрешные имамы из его рода постоянно напоминали мусульманам о зле, которое таит в себе скупость. Они разъясняли отрицательные стороны этого отвратительного качества, напоминали о его последствиях и указывали мусульманам на пути борьбы с ним. Пророк Мухаммад (да благословит Аллах его и его род) говорил: «Скупость и подлинная вера не поселяются в одном сердце». [398] И воистину это так. Ведь только тот человек может быть скупым, кто не имеет верного представления об Аллахе, Его могуществе, кто не верит Его обещаниям. Слабая вера и неспособность или нежелание познать Творца являются самыми главными причинами, вызывающими скупость и жадность. Вера в Аллаха, вера в то, что Он является Всемогущим Властителем мира, а также правильное осознание Его повелений делают человека подлинно богатым и ни в чем другом не нуждающимся, тогда как скупость, вопреки мнению некоторых людей, никогда не становится причиной богатства и отсутствия нужды. По этому поводу Имам Рида (да будет мир с ним) наставлял своих последователей: «Сторонитесь скупости, ибо скупость это бедствие, обходящее стороной свободного и верующего человека. Скупость несовместима с верой». [399]
В другом хадисе Посланник Аллаха одним из ужасных последствий скупости называл отдаленность скряги от милости Аллаха и его одиночество из-за неспособности к искренней дружбе, любви и милосердию: «Скряга далек от Аллаха, далек от людей и близок к огню ада». [400] Отсутствие в сердце скряги сострадания к людям, его безразличное отношение к их бедам и заботам приводят к тому, что в конце концов он остается один на один со своими бедами, и никто не поспешит к нему на помощь, никто не поддержит его в трудную минуту. Имам Али (да будет мир с ним) говорил: «Скряга не имеет друзей». [401] В хадисе от Пророка Ислама сказано: «Некоторые из вас полагают, что скупец менее грешен чем угнетатель. Но какое угнетение перед Аллахом хуже скупости? Аллах поклялся своим величием и могуществом, что скупец и скряга не войдет в райские сады». [402] Некоторые люди доходят в своей скупости до того, что начинают проявлять ее даже по отношению к самим себе. Эти люди глубоко несчастны и больны. Имея богатство, они не только не помогают другим, но жалеют копейку для себя, влача жалкое существование. Всю свою жизнь они проводят в переживаниях за свое имущество, лишая себя покоя и радостей жизни. О таких скрягах Имам Али говорил: «Я удивляюсь несчастному скряге. Он живет в этом мире словно бедняк, но в мире загробном будет судим как богач». [403] Посланник Аллаха причислил скупость к качествам, которые уничтожают счастье человека в обоих мирах: «Три вещи губят человека. Ими являются скупость, которой подчиняются, страсти, которым следуют, и довольство человека самим собой». [404] Следует сказать, что скупость проявляется не только в связи с материальным имуществом, но и касательно знаний, ласкового отношения к близким, доброго слова окружающим и даже приветствия. Как говорил Посланник Аллаха: «Наиболее скупым человеком является тот, кто скупится на приветствие». [405]
Щедрость в радость
Противоположенным скупости качеством является щедрость, которая у настоящих верующих людей доходит до того, что они испытывают невероятную радость, делясь с кем-либо своими материальными и духовными благами. Щедрый верующий одаривает окружающих благами, которыми одарил его Аллах, не дожидаясь просьб и прошений, и при этом он не считает, что совершил великий поступок. Делясь с людьми своим имуществом, щедрый человек воспринимает его как имущество Аллаха, людей считает рабами Аллаха, а себя видит всего лишь посредником, которому оказана милость донести божью помощь до нуждающихся. Поэтому перечисляя качества богобоязненных верующих, Коран говорит: «Которые веруют в сокровенное, вершат молитву и расходуют из того, чем Мы их наделили». [406] Так как щедрость в религии всегда была и будет прекрасным нравственным качеством, несущим множество благ его обладателю, Всевышний Аллах поощряет человечество к щедрости, побуждая в людях искреннее стремление ко всяческой помощи в отношении окружающих. В одном из аятов Корана это поощрение предстает в образе притчи: «Притчей о тех, кто расходует свое имущество на пути Аллаха, является притча о зерне, из которого выросло семь колосьев, и в каждом колосе – по сто зерен. Аллах увеличивает награду, кому пожелает. Аллах – Объемлющий, Знающий». [407] Данный аят говорит и о материальной выгоде, которую влечет за собой благотворительность, ведь Аллах возвращает дающему во много раз больше, и о духовной награде, которая непременно найдет щедрого человека. В результате расходования имущества ради довольства Творца очищаются сердца, возвышаются души, становятся светлыми помыслы. Благотворительность является эффективнейшим инструментом совершенствования души и ее приближения к божественному свету. Даже самая маленькая милостыня способна принести за собой многочисленные плоды. В одном из хадисов говорится о том, что всякий раз, когда Имам Саджад (да будет мир с ним) давал милостыню, он целовал руку бедняка, которому дал эту милостыню. Его спросили о причинах подобного поступка, на что он ответил: «Я поступаю так потому что милостыня, прежде чем попасть к бедняку, попадает к Аллаху». [408] В другом аяте Аллах обращается к мусульманам: «Вы никогда не обретете благочестия, пока не будете расходовать из того, что любите, и что бы вы ни расходовали, Аллах ведает об этом». [409] Поэтому последователи исламской религии, желающие достичь благочестия и духовного совершенства, должны научиться расходовать из того, что является объектом их привязанности и не испытывать при этом сожаления и раскаяния, ибо только так можно в полной мере насладиться сладостью веры.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|