Ловушка с рефлексивным управлением
Тайна личности, ее единственности, никому не понятна до конца. Личность человеческая более таинственная, чем мир. Она и есть целый мир. Н. Бердяев
Формирование желательного следователю метода решения задачи и образа действий подследственного. Например, следователь «попадется» на определенные уловки преступника, в результате чего тот на некоторое время закрепляет «удавшийся» образ действий, и это использует следователь в решающий момент. Психологические ловушки могут рождаться в системе: Постановка проблемы - накопление потенциалов разрешения - формулирование решения - конструкции ловушек. Стимулы формирования психологических ловушек - это единицы активности, которые способствуют зарождению приема-способа. Это может быть проблема, смена мотивации, определение новой цели, формирование повода, возникновение конфликта, стресса, кризиса и т. д. Создавая модели актуального и желаемого состояния процессуального партнера, учитывающие все эти параметры, криминалист выбирает тактику, которая разрешает поставленную проблему. «Каждый раз жизнь предоставляет человеку возможность реализовать ценности то одной, то другой группы. То она требует от нас реализации созидательных ценностей, то мы ощущаем необходимость обратиться к категории ценностей переживания. В отдельные моменты жизнь призывает нас обогатить собственными действиями этот мир, в другое же время мы обращаем переживаниями самих себя». В. Франки Ловушка интегративная
Все, что мы можем делать, - это быть открытыми для смыслов, сознательно стараться увидеть все возможные смыслы, которые предоставляет нам ситуация, и затем выбрать один, который, насколько нам позволяет судить наше ограниченное знание, мы считаем истинным смыслом данной ситуации.
В. Франки
Интегративная ловушка может приобретать новые приспособительные качества подсистемы, которые адаптирует тактическое средство к особенностям ситуативной реализации. Ловушка может нести в себе множество тактических ролей и сценариев, программ и стандартов взаимодействия в зависимости от требований ситуации, и задач обвинения (защиты). Подсистемы дифференцируют или интегрируют ролевые функции, предписанные структурой ловушки в сложной динамичной обстановке. Границы функционирования ловушки должны быть четко определены криминалистом, чтобы инициатор, созданного приема не испытывал дискомфорт от непредвиденных эксцессов партнеров. Тактическое поле ловушек - это интеллектуальное пространство, на котором происходит возникновение проблемы, зарождение идеи, ее развитие, изменение, преобразование, усиление, использование, ослабление, созревание, изживание и исчезновение… Интеллектуальное пространство формируется за счет суммы, накопленной, полученной, приспособленной для использования информации в рамках разрешаемой проблемы. Рассмотрим производные психологические ловушки, как формы реагирования на следственные ситуации. «... при невежестве ум чахнет за недостатком пищи...» К. Гельвеций 2.29. Ловушка преступной инсценировки
Что человек делает, таков он и есть. Гегель
Сценарий инсценировки формируется в скрытых формах лжи. Криминальная ложь ловушки рассматривается как процесс, как основная задача, как скрытый и непознанный результат, как причины и условия инкубационного созревания и развития латентного явления инсценировки, обладает рядом характеристик: - многозначность причин, условий, процессов развития, результатов; - неточность внешней формы, структуры, системы элементов;
- непредсказуемость направлений в развитии; - неполнота исходных данных, связанных с латентными объемами информации; - высокий уровень содержания неопределенности исходных данных. Главная задача преступных сценариев на всех уровнях во всех видах организации деятельности - формировать и поддерживать такую внешнюю среду, в которой люди, создающие инсценировку, могут достичь заранее намеченных целей. Ложные показания и самооговор являются элементами инсценировки, играющей в различные формы лжи. Диагностика лжи может выражаться в следующих действиях, имеющих соответствующие этапы: 1. Диагностика бывшей, текущей следственной ситуации: - перебор исходных симптомов лжи; - распознавание, различение, определение, оценка элементов ситуации, симптомов лжи; - изучение функциональных признаков лжи; - диагноз ситуации - конфликтная, бесконфликтная с элементами лжи. 2. Диагностика субъективных качеств партнера, которые могут влиять на развитие ситуации в перспективе. 3. Диагностика собственных установок. Установка - готовность к расследованию и восприятию негативных обстоятельств. Установка должна быть обращена: на себя, чтобы видеть расследование в себе, в своих рациональных размышлениях, в своих переживаниях. Установка должна быть обращена на поиск доказательств, примеряя каждое новое доказательство к существующей системе обнаруженных фактов. Установка должна быть обращена на поиск личностных качеств инсценировщика. Установка следователя — одна из подструктур личности, являющаяся ее высшим уровнем. Она имеет ряд качеств: уровень, широта, интенсивность, устойчивость, действенность. Названные качества следователь может реализовать через механизм оценки доказательств и решений по их достоверности. 1. Путем практической проверки решения в процессе его осу-, ществления как завершающего этапа волевого действия. 2. Борьбы мотивов как этапа волевого действия. 3. Проб и ошибок на основе мышления. 4. Быстрого перебора возможных сочетаний в соответствии с программой поиска негативных обстоятельств. Установка следователя должна стать доминирующим мотивом поисково-аналитической деятельности. Она обладает уникальными качествами самотрансформации, открытости потокам времени и пространства, раскрывает смысл парадоксальных образов лжи сложных ситуаций и их создателей.
Следователь должен поместить свое внутреннее «Я» в исследуемую ситуацию. Он должен погрузиться в нее настолько, чтобы стать частью ситуации, ее временем и пространством. Пребывание на месте преступления не следует ограничивать стандартными временными рамками, не надо торопиться, надо привыкнуть к месту и созреть до его понимания. Отсюда креативный цикл может быть определен разновидностью методологической «цепочки», замкнутой в окружности. В этой творческой окружности находится следователь, рефлексирующий каждый след и обстоятельства, создающие следовое пространство. Если следователь своевременно заглядывает внутрь себя, он позволяет мыслям и чувствам успокоиться и созреть. Только после этого можно добытую информацию вновь включить в рефлексивный процесс, подходя к расследованию с различных сторон, анализируя ее со стороны многих лиц, а также со стороны внутреннего «Я». 2.30. Ловушка лжесвидетельства и анализ инсценировок
Наибольшее преимущество дает живость ума, если не имеешь верного суждения. Достоинство часов не в том, что они бегут, а в том, что они идут верно. Д Воввнарг
Лжесвидетельство - это ловушка для криминалиста. Средством преодоления ловушки лжесвидетельства является рефлексивный анализ ложных показаний. Инсценирующий преступление обращает внимание, главным образом, на его внешнюю сторону, опуская незначительные, на его взгляд, обстоятельства. При анализе они выявляются как негативные, противоречащие сущности инсценируемого события. При инсценировке обязательно появляются негативные обстоятельства, которые помогают разоблачить ее. Выраженность их может быть различна, на них могут обратить внимание или не заметить, но они обязательно должны быть, так как механизм совершения преступления отличается от механизма его инсценировки.
Лжесвидетельство предполагает в своем составе следующие причины субъективного извращения действительности (по А. Ратинову, Ю. Адамову)1: 1. Исключение, сокрытие (умолчание) Отдельных элементов события. 2. Дополнение события вымышленными деталями или элементами, при помощи которых событию придается нужный характер и окраска. 3. Замена всего события или его отдельных элементов вымышленными или реальными событиями или элементами. Приведенные приемы могут использоваться в отдельности, в различных сочетаниях или преобразованных формах. Лжесвидетельство есть сознательный волевой акт, который всегда побуждается определенными мотивами и направлен к достижению определенной цели.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|