Некоторые рекомендации по выбору системы
Проблемы выбора системы автоматизации управления предпри-
ятием возникают практически всегда, когда руководство, ощущая
потребность в современном инструменте управления, в то же время
не может четко сформулировать основные требования к системе.
Как правило, руководитель предприятия должен иметь необхо-
димую информацию о реальном положении дел в организации. Обыч-
но к такой информации относятся наиболее «проблемные» места:
неконтролируемые действия персонала (элементарное воровство),
потери от недостаточно оперативного реагирования на изменение
ситуации внутри и вне предприятия (изменение спроса, наличие
значительного уровня товарно-материальных запасов, несвоевремен-
ная информация о финансовых операциях и т. п.), проблемы с орга-
низацией бухгалтерского учета и многие другие. При этом на свет
рождается распоряжение специалистам отдела АСУ подыскать «под-
ходящую» систему, и хорошо, если при этом сообщаются хотя бы
ориентировочные финансовые параметры.
Что происходит дальше, представить не сложно. Отдел АСУ на-
ходит систему, удовлетворяющую текущим требованиям. Если она
подходит по стоимости и характеристикам, то через некоторое вре-
мя персонал предприятия начинает работать уже в новой системе.
Однако у директора появляются новые проблемы, и вновь отдел
АСУ занимается поиском системы. Проходит небольшое время, и в
организации начинают параллельно работать несколько различных
систем, которые могут дублировать друг друга. Пользователи сис-
тем, ввиду разрозненности решений, вынуждены вести параллель-
ный учет как при помощи программных средств, так и проверен-
ным способом — вручную. В результате нагрузка возрастает, появля-
ются задержки с вводом данных в информационную систему, и че-
рез некоторое время оперативность и достоверность информации,
получаемой руководителем из информационной системы, уже не
больше, чем была раньше, до «информатизации предприятия». Ди-
ректор начинает проявлять недовольство своим персоналом, сотруд-
ники — отделом АСУ, а отдел АСУ в сердцах клянет своего началь-
ника и весь белый свет в придачу. А ведь многих ошибок можно
было избежать гораздо раньше.
Все дело в том, что ни директор предприятия, ни начальник
отдела АСУ не вспоминали о критериях выбора системы автомати-
зации управления предприятием. Но даже если они имеют некото-
рое представление об этих критериях, то возникает риск преоблада-
ния одного из них над другими при принятии решения о выборе.
Рассмотрим возможные последствия, к которым может привести
подобное преобладание.
Выбор возможного поставщика системы. Самая большая пробле-
ма может возникнуть у предприятия при выборе фирмы. Надо выб-
рать такую, которая не исчезнет через некоторое время. При этом
надеяться на нормальное сопровождение, а уж тем более на пере-
ход к новым версиям программного продукта не приходится. Ма-
лейшее изменение российского законодательства — и надо поку-
пать новую систему! Но, во-первых, на отечественном рынке суще-
ствует большое количество довольно устойчивых и хорошо себя за-
рекомендовавших компаний, занимающихся разработкой систем
автоматизации управления, а во-вторых, даже при работе с незна-
комой компанией при покупке системы можно получить также и
все исходные коды. Это обязывает содержать в своем штате несколь-
ко квалифицированных программистов, но зато снимает многие
проблемы с сопровождением и внедрением системы.
Поиск информации и удобство работы пользователей. Простота и
удобство работы иногда могут оказаться решающим фактором при
выборе системы, особенно если сравнивается несколько практичес-
ки аналогичных программных продуктов. Кроме того, данный кри-
терий косвенно свидетельствует о квалификации компании-разра-
ботчика.
Гибкость системы является важным критерием ее выбора в том
случае, если предприятие не собирается стоять на месте, т. е. если
оно планирует развиваться, совершенствовать свою деятельность или
просто функционирует в условиях постоянного изменения внешних
условий (например, отечественного законодательства). Отсутствие
гибкости у системы приводит к необходимости постоянного при-
влечения дорогостоящих специалистов фирмы-разработчика или
компании-интегратора для настройки системы автоматизации уп-
равления предприятием под меняющиеся потребности деятельнос-
ти. Такое положение может свести на нет весь финансовый эффект
от внедрения системы.
О легкости внедрения имеет смысл говорить в том случае, если
предприятие жестко ограничено в конечных сроках и силах, необ-
ходимых для приведения системы в рабочее состояние. Однако за-
бывать об этом критерии ни в коем случае нельзя, иначе внедрение
автоматизированной системы рискует превратиться в бесконечный
процесс.
Тиражируемость системы (или, другими словами, количество ее
внедрений) является серьезным аргументом, который помогает при-
нять окончательное решение при выборе системы автоматизации.
Так, если система не привлекла внимания ни одного из предприя-
тий (а желательно, чтобы она была внедрена на предприятии анало-
гичного профиля), это должно по крайней мере насторожить. А если
система внедрена, то общение с персоналом организации, в кото-
рой она успешно эксплуатируется, позволит избежать возможных
ошибок.
Таким образом, выбор системы автоматизации управления пред-
приятием — это непростая задача, сложность которой может возра-
стать с ростом масштабов предприятия, и осуществлять его должны
квалифицированные специалисты в соответствии с реальными по-
требностями организации.
Один из эффективных способов принятия решений заключается
в ранжировании используемых критериев по их важности. Ниже при-
водится несколько конкретных рекомендаций по принятию реше-
ний при выборе системы.
Заказная или адаптированная система
Основные аргументы за и против этих вариантов приведены в
табл. 12.
Практика показывает, что выбор варианта заказной системы
оправдан практически только в двух случаях:
• при уникальности автоматизируемых процессов,
• при отсутствии на рынке требуемой системы.
Таблица 12
| Аргументы «за»
| Аргументы «против»
|
Самостоятельная разработка (заказная)
| Полное соответствие текущим требованиям opraнизации
Наличие предыдущих наработок
| Большая стоимость разработки (особенно по сравнению со стоимостью «коробочных» продуктов)
Возникновение проблем, связанных с модификацией системы
|
Готовая система (адаптированная)
| Поддержка и обновление версий
Соответствие российским и международным стандартам
| Высокая стоимость готовых систем (среднего и особенно высшего класса)
Зависимость от фирмы разработчика
|
Как правило, такие ситуации возникают при автоматизации де-
ятельности органов государственного управления, функции кото-
рых уникальны по определению, или корпораций, ведущих специ-
фический бизнес, например брокерский. Есть, правда, и другой
предельный случай: небольшое предприятие, отсутствие средств на
закупку готовой системы, приводящее к тому, что один из сотруд-
ников, знающих программирование, пишет в свободное время эту
систему сам.
Отечественная или зарубежная система
Существуют два полярных мнения:
1) сколько бы ни стоила отечественная система, она предпочти-
тельнее импортной, внедрение которой обходится несравнимо до-
роже. Кроме того, отечественные системы лучше приспособлены к
условиям российского бизнеса;
2) единственными системами, которые позволяют полностью
автоматизировать все аспекты управления предприятием, являются
зарубежные системы типа ERP. Поэтому, несмотря на их более вы-
сокую стоимость, предприятиям следует выбирать именно ERP-си-
стемы, жизнеспособность которых подтверждена мировым опытом.
Обобщая эти два мнения, можно сказать, что в данном случае
определяющими являются следующие критерии:
• функциональная полнота,
• «функциональная стоимость», т. е. доли используемых клиентом возможностей системы за потраченные им деньги.
Уровень системы
К сожалению, для многих руководителей наиболее часто первым
и практически единственным критерием служат затраты на созда-
ние системы. Иногда затраты на создание ассоциируются только со
стоимостью программно-аппаратных средств. Однако такой подход
может привести к покупке очередной коробки, которая будет пы-
литься на полке, или, в лучшем случае, к установке системы только
в отделе АСУ предприятия.
Функциональная полнота предлагаемого решения, как уже было
показано выше, — один из важнейших критериев, на основании
которых необходимо производить отбор. Выбор системы, которая
обладает ограниченным набором возможностей, приведет к тому,
что предприятие через некоторое время будет вынуждено затратить,
возможно, гораздо большие усилия на решение оставшейся части
проблем. Поэтому единственно правильным выходом изданной си-
туации является рассмотрение функциональных возможностей сис-
тем автоматизации управления предприятием в свете принятой стра-
тегии организации и, в частности, стратегии автоматизации. Еще
одним подводным камнем является практически повсеместно встре-
чающееся несоответствие рекламных заверений компаний-производителей фактическим возможностям систем. Однако и это препят-
ствие легко обойти, так как многие компании-производители кро-
ме демонстрации возможностей своих программных продуктов мо-
гут поставить их на предприятие для опытной эксплуатации.
При выборе системы среднего и высокого уровня необходимо
быть готовым к проведению реорганизации предприятия, что свя-
зано с дополнительными затратами времени и средств. Успех реор-
ганизации в первую очередь определяется позицией руководства.
Таким образом, при выборе уровня системы основными критерия-
ми являются:
• функциональная полнота,
• готовность руководства к реорганизации бизнес-процессов.
Глава 2. Управление процессом внедрения и эксплуатации
Типовой план внедрения
В данном разделе приведен план внедрения системы MRPII/
ERP и других технологий в организационных системах. Он включает
16 этапов, проверенных опытом тысяч компаний за 20 лет.
Впервые подобный план был создан в компании Oliver Wight
для внедрения первых версий MRPII. Опыт показывает, что дан-
ной стратегии придерживаются в той или иной степени практи-
чески все фирмы.
На рис. 37 приведен типовой план.
Ниже приведено описание этапов.
Читайте также:
Воспользуйтесь поиском по сайту: