Принципы и подходы к построению математических моделей
Математическое моделирование многие считают скорее искусством, чем стройной и законченной теорией. Здесь очень велика роль опыта, интуиции и других интеллектуальных качеств человека. Поэтому невозможно написать достаточно формализованную инструкцию, определяющую, как должна строиться модель той или иной системы. Тем не менее отсутствие точных правил не мешает опытным специалистам строить удачные модели. К настоящему времени уже накоплен значительный опыт, дающий основание сформулировать некоторые принципы и подходы к построению моделей. При рассмотрении порознь каждый из них может показаться довольно очевидным. Но совокупность взятых вместе принципов и подходов далеко не тривиальна. Многие ошибки и неудачи в практике моделирования являются прямым следствием нарушения этой методологии. Принципы определяют те общие требования, которым должна удовлетворять правильно построенная модель. Рассмотрим эти принципы. 1. Адекватность. Этот принцип предусматривает соответствие модели целям исследования по уровню сложности и организа- При моделирования наиболее сложных нроцессч>в (например, процессов целеобразования, с >вершенствования организационных структур и т. п.) "механизм" развития (самооргагизации) мохсет быть реализован в форме сскявегстьующей методики системного анализа (примеры которых рассматриваются в гл, вах 4, 5). Рассматриваемый класс систем можно paiC *гь на подклассы, "выделив адаптивные или сямоприспосабливающш и системы, само обучающиеся системы, самовосстанавливающиес. аммоспроизво дящиеся и т. п. классы, в которых в различной «. er jhh реализуются рассмотренные выше и еще не изученные (на рь мер, для самовоспроизводящихся систем) особенности.
При представлении объекта классом самоорга; изующихся систем задачи определения целей и выбора средств, ка-< правило, разделяются. При этом задачи определения целей, с»ыЬора средств, в свою очередь, могут быть описаны в виде самоорганизующихся систем, т. е. структура основных направления, плана, структура функциональной части АСУ должна развиваться так же (и даже здесь нужно чаще включать "механизм" развития), как и структура обеспечивающей части АСУ, организационная структура предприятия и т. д. Большинство из рассматриваемых в последующих главах примеров методов, моделей и методик системного анализа основано на представлении объектов в виде самоорганизующихся систем, хотя не всегда это будет особо оговариваться. Рассмотренные классы систем удобно использовать как подходы на начальном этапе моделирования любой задачи. Этим классам поставлены в соответствие методы формализованного представления систем (см. гл. 2), и таким образом, определив класс системы, можно дать рекомендации по выбору метода, который позволит более адекватно ее отобразить. Закономерности систем Закономерности взаимодействия части и целого. В процессе изучения особенностей функционирования и развития сложных систем с активными элементами был выявлен ряд закономерностей, помогающих глубже понять диалектику части и целого в системе и формировать более адекватные модели принятия решений. Рассмотрим основные из этих закономерностей. Целостность. Закономерность целостности (эмер-джентностъ) проявляется в системе в возникновении у нее "новых интегративных качеств, несвойственных ее компонентам "[1.1]. Проявление этой закономерности легко пояснить на примерах поведения популяций, социальных систем и даже технических объ- 54 54 Глава 1
Основы системного анализа 55
ции, а также соответствие реальной системе относительно выбранного множества свойств. До тех пор, пока не решен вопрос, правильно ли отображает модель исследуемую систему, ценность модели незначительна. 2. Соответствие модели решаемой задаче. Модель должна строиться для решения определенного класса задач или конкретной задачи исследования системы. Попытки создания универсальной модели, нацеленной на решение большого числа разнообразных задач, приводят к такому усложнению, что она оказывается практически непригодной. Опыт показывает, что при решении каждой конкретной задачи нужно иметь свою модель, отражающую те аспекты системы, которые являются наиболее важными в данной задаче. Этот принцип связан с принципом адекватности. 3. Упрощение при сохранении существенных свойств системы. Модель должна быть в некоторых отношениях проще прототипа - в этом смысл моделирования. Чем сложнее рассматриваемая система, тем по возможности более упрощенным должно быть ее описание, умышленно утрирующее типичные и игнорирующее менее существенные свойства. Этот принцип может быть назван принципом абстрагирования от второстепенных деталей. 4. Соответствие между требуемой точностью результатов моделирования и сложностью модели. Модели по своей природе всегда носят приближенный характер. Возникает вопрос, каким должно быть это приближение. С одной стороны, чтобы отразить все сколько-нибудь существенные свойства, модель необходимо детализировать. С другой стороны, строить модель, приближающуюся по сложности к реальной системе, очевидно, не имеет смысла. Она не должна быть настолько сложной, чтобы нахождение решения оказалось слишком затруднительным. Компромисс между этими двумя требованиями достигается нередко путем проб и ошибок. Практическими рекомендациями по уменьшению сложности моделей являются: • изменение числа переменных, достигаемое либо исключением несущественных переменных, либо их объединением. Процесс преобразования модели в модель с меньшим числом переменных и ограничений называют агрегированием. Например, все типы ЭВМ в модели гетерогенных сетей можно объединить в четыре типа - ПЭВМ, рабочие станции, большие ЭВМ (мейнфрей-мы), кластерные ЭВМ;
• изменение природы переменных параметров. Переменные • изменение функциональной зависимости между переменны • изменение ограничений (добавление, исключение или мо • ограничение точности модели. Точность результатов мо
5. Баланс погрешностей различных видов. В соответствии с 6. Многовариантность реализаций элементов модели. Разно 7. Блочное строение. При соблюдении принципа блочного
В зависимости от конкретной ситуации возможны следующие подходы к построению моделей: 56 Глава • непосредственный анализ функционирования системы; • проведение ограниченного эксперимента на самой системе; • использование аналога; • анализ исходных данных. Имеется целый ряд систем, которые допускают проведение непосредственных исследований по выявлению существенных параметров и отношений между ними. Затем либо применяются известные математические модели, либо они модифицируются, либо предлагается новая модель. Таким образом, например, можно вести разработку модели для направления связи в условиях мирного времени. При проведении эксперимента выявляются значительная часть существенных параметров и их влияние на эффективность системы. Такую цель преследуют, например, все командно-штабные игры и большинство учений. Если метод построения модели системы не ясен, но ее структура очевидна, то можно воспользоваться сходством с более простой системой, модель для которой существует. К построению модели можно приступить на основе анализа исходных данных, которые уже известны или могут быть получены. Анализ позволяет сформулировать гипотезу о структуре системы, которая затем апробируется. Так появляются первые модели нового образца иностранной техники при наличии предварительных данных об их технических параметрах. Разработчики моделей находятся под действием двух взаимно противоречивых тенденций: стремления к полноте описания и стремления к получению требуемых результатов возможно более простыми средствами. Достижение компромисса ведется обычно по пути построения серии моделей, начинающихся с предельно простых и восходящих до высокой сложности (существует известное правило: начинай с простых моделей, а далее усложняй). Простые модели помогают глубже понять исследуемую проблему. Усложненные модели используются для анализа влияния различных факторов на результаты моделирования. Такой анализ позволяет исключать некоторые факторы из рассмотрения. Сложные системы требуют разработки целой иерархии моделей, различающихся уровнем отображаемых операций. Выделяют такие уровни, как вся система, подсистемы, управляющие объекты и др.
Основы системного анализа Рассмотрим один конкретный пример - модель развития экономики (модель Харрода). Эта упрощенная модель развития экономики страны предложена английским экономистом Р. Харро-дом. В модели учитывается один определяемый фактор - капитальные вложения, а состояние экономики оценивается через размер национального дохода.
Для математической постановки задачи введем следующие обозначения: • У, - национальный доход в год t; • Kt - производственные фонды в год t; • Ct - объем потребления в год t; • St - объем накопления в год t; • Vt - капитальные вложения в год /. Будем предполагать, что функционирование экономики происходит при выполнении следующих условий: • условие баланса доходов и расходов за каждый год Г,= С, + 5,; • условие исключения пролеживания капитала St = Vt; • условие пропорционального деления национального го S,= aYt, Два условия принимаются для характеристики внутренних экономических процессов. Первое условие характеризует связь капитальных вложений и общей суммы производственных фондов, второе - связь национального годового дохода и производственных фондов. Капитальные вложения в год t могут рассматриваться как прирост производственных фондов или производная от функции производственные фонды принимается как капитальные годовые вложения: dt Национальный доход в каждый год принимается как отдача производственных фондов с соответствующим нормативным коэффициентом фондоотдачи: 58 Глава 1 Основы системного анализа 59
Соединяя условия задачи, можно получить следующее соотношение: Y=Z- = — = -— a adt a dt Отсюда следует итоговое уравнение Харрода: Ь^аТ. dt Его решением является экспоненциальное изменение национального дохода по годовым интервалам: V —V oat/b г, - /Ое Несмотря на упрощенный вид математической модели, ее результат может быть использован для укрупненного анализа национальной экономики. Параметры а и Ъ могут стать параметрами управления при выборе плановой стратегии развития в целях максимального приближения к предпочтительной траектории изменения национального дохода или для выбора минимального интервала времени достижения заданного уровня национального дохода. 133
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|