Завершение раздела аутогенной тренировки
Итак, обобщим всё, о чём ты прочёл выше. Надеюсь, ничего не упущу. После введения, определения с целями занятий и небольшого вводного опыта с ощущением энергии, я в частности написал о двух законах энергетики. О том, что она лучше перемещается в расслабленных мышцах и о том, что её движение подчиняется концентрации внимания. Так как традиционно в восточных практиках вводные занятия посвящены релаксации (помимо нравоучений). А опыт медитации помогает быстрее и качественнее ощутить энергию. То необходимо было найти наиболее оптимальную вводную практику, удовлетворяющую этим требованиям и двум законам энергетики. Так как восточные энергетические практики и без того сильно мистифицированы и запутаны, я решил подобрать для простоты восприятия какую-либо научно обоснованную и медицински достоверную практику, на которую можно ссылаться с помощью профессиональной или популярной литературы. Тем не менее, она должна была удовлетворять всем указанным выше требованиям и быть максимально похожей результатами на ощущения, возникающие во время духовных энергетических практик. Для помощи в ощущении энергии и в целях требований безопасности при занятиях с энергетикой я выбрал и описал аутогенную тренировку (АТ) и модификации (ПМТ). Тебе нужно будет освоить аутогенную тренировку: модификацию по Алексееву А.В. или сокращённую классическую версию по Н.Н. Петрову. С классической (сокращённой) версией всё довольно просто. Это тот же самый аутотренинг, что и в модификации. Только без активного использования формул самовнушения с помощью слов и образов. Было предложено 6 стандартных упражнений, освоение которых позволяет в течение приблизительно 3 месяцев уверенно входить в аутогенное состояние и развить его до 4-ёх особых состояний, входящих в официальную классификацию модифицированной схемы. Ощущение «тяжести тела», ощущение «лёгкости тела», ощущение «отсутствия тела», ощущение «отсутствия границ между сознанием и окружающим миром». Мною были только дополнительно предложены приём концентрации на локальных частях конечностей с переключением внимания и приём концентрации внимания с помощью простых воображаемых образов Р. Брюса.
Освоение по И.Г. Шульцу происходит в специальных условиях (сформулированных Г. Бенсоном; с опытом требования к условиям уменьшаются) с помощью пассивной концентрации внимания на зачатках специфических кинестетических (тактильных) ощущений тела, вызывающих различные реальные физиологические сдвиги в организме и позволяющие с опытом войти в аутогенное состояние. Это особое самостоятельно порождённое (аутогенное) собственным сознанием практикующего состояние полной глубокой релаксации всего организма, восстанавливающие характеристики которого качественнее сна. В медицинской практике названо низшей ступенью АТ, является подготовкой к трансовому состоянию или высшей ступени АТ, необходимого для лечения психики пациентов только(!) под контролем профессионального психотерапевта. Для нас тут важна только низшая ступень АТ, которую можно самостоятельно освоить и использовать. Соответственно, только умение концентрировать внимание и максимально глубоко расслаблять мускулатуру. Это также является знакомством с первичными ощущениями движения энергии в теле и реализацией двух законов оптимального движения энергии в теле. Которые по многочисленным мнениям и являются аутогенными ощущениями, точнее АТ ощущения это, несомненно, с научной точки зрения и есть те ощущения, которые выставляются в эзотерике за движение энергии.
В частности аутотренинг позволяет провести качественную профилактику болезней психосоматики, таким образом обеспечить здоровье телу и разуму, эффективное сопротивление негативному стрессу и негативным эмоциям и состояниям. А также сбросить негативный эмоциональный груз уже накопленный в организме и психике за долгие годы жизни без использования возможностей АТ. Модификация классического аутотренинга И.Г. Шульца, описанного Н.Н. Петровым, была предложена А.В. Алексеевым и названа им «психомышечной тренировкой» (ПМТ). Суть её заключается в том, что в работе участвует не только одна пассивная концентрация внимания на аутогенных ощущениях. В работу активно вовлекается естественный феномен самовнушения (самогипноза). Суть его заключается в том, что при использовании двух* главных естественных механизмов организма сознание человека становится максимально внушаемым, и на него становится возможно воздействовать различными словами и образами. Это используется для достижения разнообразных конкретных целей через методику «формулы цели» и изменения характера через методику «ролевое поведение». А также для воздействия на системы организма, которые в обычных условиях бодрствования совершенно(!) неподвластны контролю со стороны сознания. Два* механизма обеспечивающих самовнушение (делающие мозг максимально восприимчивым к самовоздействию) это глубокая релаксация организма и пассивная концентрация внимания, то есть аутогенное состояние. Модификация также вполне совпадает с двумя законами энергетики и помогает их реализовать. Внушение и убеждение два разных процесса. Убеждение оперирует логическими доказательствами, для того, чтобы человек, так сказать, принял какую-либо точку зрения и мотивировался действовать. Внушение основано на использовании естественных обходных путей в организме человека, благодаря которым человек без каких-либо логических доказательств, так сказать, принял определённую точку зрения и мотивировался к действию. Тут надо либо выпить крепкого, либо привести пример, чтобы понять, что имеется ввиду. Например, с помощью механизмов внушения человеку, находящемуся в помещении (допустим, в комнате у себя дома) можно внушить, что он находится сейчас в диком лесу на природе (вне помещения, мой остроумный читатель). И он посчитает, что он действительно там находится в данный момент, хотя это противоречит всем законам здравого смысла (без учёта произошедшего внушения)! Убедить же человека в том, что он находится в диком лесу, когда он находится у себя в комнате, просто невозможно. Самовнушение отличается от простого внушения, разумеется, тем, что человек воздействует сам на себя, а не испытывает влияние со стороны (как, например, происходит при гипнозе). Самовнушение отличается от самообмана тем, что вызывает реальные состояния и реакции в организме, тогда как самообман это всего лишь попытка человека по наивности игнорировать неугодные ему разнообразные факторы, оказывающие на него непосредственное влияние.
То, что самовнушение это самообман - это наивный, навязанный массовой попкультурой стереотип. В науке самовнушение называется высокой психической саморегуляцией и является качественным, врождённым инструментом жизнедеятельности любого человека, не говоря уже о профессионалах в различных сферах человеческой деятельности. Эффекты самовнушения достаточно устойчивы, но зависят от законов работы психосоматики. То есть с помощью них нельзя изменить кардинально какие-либо характеристики зависящие, например, от генетики человека. Но контролировать работу солидного количества систем организма, а также мотивировать на активную работу, менять настроение и характер, сопротивляться стрессу и т.п. вполне возможно. И результаты способны превзойти все ожидания, крепко и органично вписаться в жизнь и закрепиться до неосознанного автоматизма без необходимости повторных сеансов самовнушения. Для того чтобы создать условия способствующие самовнушению, предлагается активировать те два главных механизма АТ: релаксацию и внимание, - один в один, как и два закона энергии. В целях вводной тренировки для этой цели используется самовнушение. Вроде бы абсурд, для того, чтобы сработало самовнушение, нужно аутогенное состояние, которое будет вызываться самовнушением. Но для входа в аутогенное состояние достаточно зачатков обычного расслабления и концентрации пассивного внимания на них (как в классическом АТ). Просто в целях тренировки это проводится с использованием приёмов самовнушения, основанных на работе со словами и образами. После достижения АТ состояния самовнушение вступает в полную силу и работа слов и образов начинает давать определённые качественные результаты.
Во время самовнушения в состоянии глубокого полного покоя (дрёмы) через пассивную концентрацию внимания для достижения эффекта по определённым правилам(!) используются различные мысленные образы, которые могут включать все органы чувств (зрение, обоняние, осязание и др.). Эти мысленные образы для усиления эффекта поддерживаются мысленным проговариванием словесных формулировок, составленных тоже по определённым правилам(!). Сами по себе слова ничего не значат, важны именно образы, но слова помогают сделать образы более точными. Слова и образы в сознании человека взаимосвязаны, одно вызывает другое и наоборот. Например, когда с тобой разговаривает человек на незнаком языке, ты его совершенно не понимаешь, ты не представляешь себе образов, которые он имеет в виду. А когда язык тебе знаком, у тебя в голове возникают знакомые тебе образы, связанные с произнесёнными словами. Поэтому образы всё же имеют более высокое значение в самовнушении, чем слова. Образы могут быть представлены или воображены. Представление и воображение подразумевают разные явления. Под представлением имеются в виду те образы, которые человек пережил на личном опыте. Под воображением имеются в виду те образы, которые общеизвестно имеют необходимые характеристики. Например, простое ощущение тепла. Человек ощущал тепло на своём собственном опыте, допустим, когда принимал тёплую ванну. Если человек в состоянии АТ представит себе образ того, как он принимал тёплую ванну, ему станет тепло. То же ощущение тепла человек может вызвать, воображая, что он находится в жаркой пустыне, хотя он там никогда не бывал. Зато он часто видел пустыню, допустим, в кинофильмах и на фото, видел, каково там приходится людям и что там за природа, в его голове это ассоциируется с жарким климатом, в котором тепло. Освоение АТ занимает приблизительно 3 месяца ежедневных регулярных занятий по 15-20 минут, 3-4 раза в день. Больше часа за подход заниматься смысла особого не имеет, главное частота коротких занятий, начинать можно и с нескольких секунд. Не переживай особо из-за нерегулярного характера своих занятий, заставлять себя смысла не имеет, точно также как и переживать, если занятиям частенько мешают непреодолимые обстоятельства. Ведь рано или поздно ты всё равно освоишь АТ, поэтому тут главное уже не бросать занятий в конец. Ведь когда ты освоишь АТ, твой навык закрепится на всю оставшуюся жизнь; вспомни себя год назад, если бы ты начал тогда неряшливо заниматься АТ, то к настоящему времени у тебя был бы достаточно крепкий навык. У опытного практика вход в АТ занимает всего несколько секунд!
После освоения модификации аутогенного состояния и приёмов самовнушения я привёл некоторые методики (например, ролевое поведение и формулы цели), с помощью которых можно решить распространённые проблемы и достигнуть определённых целей, изменить характер и выработать новые паттерны поведения, закреплённые до автоматизма - выработать новые полезные привычки и убрать вредные. Для работы над собой с помощью самовнушения, в зависимости от сложности проблемы, необходимо от нескольких недель, до нескольких месяцев регулярной работы над определённой индивидуальной задачей. У опытного практика уходят секунды на то, чтобы войти в АТ состояние и организовать самовнушение даже в сложных условиях. Как я упоминал раньше, с опытом результаты самовнушения могут закрепиться до автоматизма и их больше не нужно поддерживать непременным сеансом самовнушения. Достаточно будет использовать закреплённый в подсознании образ-якорь, который решал эту проблему в состоянии самовнушения. Это существенно увеличивает спектр задач, которые могут быть решены с помощью самовнушения. Я привёл примеры решения таких задач из жизни различных людей или стандартных занятий с инструкторами. Написал о трёх советах, которые даёт А.В. Алексеев своим уважаемым читателям. Заметил, что они довольно хорошо знакомы всем, кто занимается самосовершенствованием, посещая бизнес коучинги, читая статьи и книги по личностному росту или посещая курсы психотренингов, хотя бы читая советы из популярных молодёжных пабликов в сети и модных журналов. Заметил, что принципы преподаваемые педагогами в этих сферах основаны в основном на различных методиках убеждения, это определённые положительные знания. Разумеется, они работают. Но в качестве мотивации к действию иногда выступает создание не всегда выполнимых условий. Например, идеальная работа, которая является твоим призванием в этой жизни, создаёт хорошее настроение и мотивирует к улучшению качества жизни и профессиональной деятельности, ведёт к развитию даже в трудной ситуации. У людей, не склонных от природы к таланту «держать себя в руках» и активно работать, вынося различный стресс, не всегда может получиться следовать этим рациональным принципам. Советы взять себя в руки, логические доводы и методики рациональной деятельности просто не могут подстегнуть их к действию. В результате чего создаётся определённое недопонимание между успешными, действующими людьми и людьми, теряющимися в своей внутренней борьбе, не позволяющей им эффективно действовать. У потеряшек даже создаётся впечатление огромной загадочной, непостижимой пропасти между ними и жизнью, принципами успешных людей. Что приводит их в состояние разочарования, самоиронии, сарказма, мизантропии, цинизма, усталости, лени, равнодушия, скуки, прокрастинации и т.п., всех спектров отрицательных эмоций и сопутствующих вредных привычек, болезней и состояний. И тут на вооружение берётся инструмент психической саморегуляции - аутотренинга и модификаций. Почему? Потому что он способен помочь тренированному человеку (а тренировка не такая уж и сложная) и мобилизовать его даже в экстремальных условиях. Проводить профилактику негатива и убирать накопленный за многие годы груз. То в чём нельзя себя убедить, можно себе внушить, причём так, чтобы это стало частью сознательной жизни доведённой до автоматизма, проще говоря - привычкой. А как же это обходят т.н. успешные люди? У успешных людей, как правило, высокий талант от рождения к тому, чтобы интуитивно «держать себя в руках» и активно действовать в достижении своей цели. Сообразно своему потенциалу: своим природным (интеллект, физические способности, генетика) способностям и возможностям, которые предоставило им общество (государство, образование, поддержка родных и посещение тренингов, коучей) и условия окружающей среды (экология, природные ресурсы и т.п.). Для успешных людей это неосознанный талант, интуиция. У других людей это либо выработанный навык, либо постоянная внутренняя борьба, неспособная обеспечить эффективную деятельность, неспособная раскрыть потенциал. В ходе такой борьбы сила воли часто сдаёт свои позиции, так как она не только может быть низкой от природы, но и является ограниченным ресурсом психики человека, который он без конца тратит на бесполезную внутреннюю борьбу. Короче есть проблема в том, что люди стремятся себя (свою жизнь) контролировать как «интуиты», использовать их принципы, их книги, знания, деятельность и т.п., но, не обладая их врождённым самообладанием, в то же время, наивно отказываясь в себе развивать такое самообладание как навык. Не каждый может быть чемпионом, особенно в условиях высокой конкуренции, даже активные действия, позитивный настрой, своевременный отдых и постоянное обучение, увы, не всегда приводят к успешным результатам (хотя тут со мной могут очень многие поспорить, и это, на самом деле, здорово). Но и в такой ситуации самовнушение выигрывает. Ведь львиная доля проблем субъективна. По крайней мере, самовнушение это гораздо лучше, чем страдание и бездействие. Самовнушение не должно ассоциироваться с чем-то наивным, наигранным или искусственным, обманом. Это абсолютно естественная способность организма к психической саморегуляции, каждый человек постоянно использует её в своей жизни неосознанно и потому неэффективно (кроме одарённых от природы талантов). Можно сказать, это «не самовнушение», а способность «держать себя в руках», мобилизовать со всеми вытекающими. Это не самообман, люди должны продолжать искать сознательные способы эффективно действовать, постоянно учиться, осознавать, что им нужно от жизни, самовнушение только вспомогательный инструмент. Поэтому даже последнему неудачнику самовнушение, навык эффективно мобилизовать себя, позволит сделать всё, что было в его силах в этой жизни и не разочаровываться в случае самых фатальных провалов, а заново с новыми силами приниматься за дело, активно работать, трезво размышлять. И эффективно отдыхать, ведь восстановительные характеристики АТ лучше сна (но его не заменяют!) и, тем более, лучше, чем просмотр телика (хобби, конечно, у людей разные). Следовательно, такой человек, по сути, перестанет считаться неудачником, а его поведение будет внушать в определённом смысле почёт и уважение. Такой приём реализации своего полного потенциала часто ускользает от внимания большинства тренингов личностного роста и т.п., несмотря на обилие менее эффективных психологических приёмов, рассчитанных на работу с сознанием, когда есть естественная возможность идти в обход. А ведь эти способы давно известны, взращены в лучших научных лабораториях мира лучшими деятелями науки и медицины для безвозмездного использования всеми людьми, не говоря уже о том, что были известны давным-давно в духовных традициях культуры Востока и Индии. Примечание, так скажем «второго издания». Так, люди частенько спрашивают об одном и том же, поэтому решил дополнить, уточнить, что я заметил вскользь. У человека утрировано всего два основных инструмента, чтобы не просто бесконечно говорить, думать и подготавливаться (даже, если это рационально), а действовать. Это дисциплина и мотивация. И люди почему-то частенько бросаются из крайности в крайность. Дисциплина была очень популярна раньше. Суть её утрировано в том, что если что-то не нравится - нужно работать через силу, «повзрослеть». Не всё необходимое в жизни человеку нравится - и это нормально, это естественно. Но что же тогда делать? Многие отошли в сторону мотивации - бросай всё и начни заниматься тем, что нравится, мы тебя научим, а дальше ищи себя сам в жизни. Проблема понятна - можно запутаться, не найти. Этому посвящено много коучей и тренингов и т.п. Конечно, компетентность в какой-либо сфере тоже очень важна, но это просто опыт и информация, от них никуда не деться. Суть в том, чтобы в трудные моменты делать что-либо в этом эффективном направлении (допустим, оно эффективное) дисциплинировано - то есть «через не хочу», через силу. Для этого нужен основной механизм, позволяющий человеку выполнять такую работу - сила воли. Она от природы у каждого человека разная. Люди сильные волей не понимают людей со слабой. Считая их лодырями, дармоедами, тряпками, лентяями и т.п. Да, работать силой воли тяжело (работать вообще чаще тяжело), но люди, обладающие ей, просто не понимают, насколько они должны благодарить свою природу, что они рождены такими. Что делать людям со слабой волей? Тренировать её. Это такая же сила, как и любая другая - её развивают рациональные тренировки. А подход на самотёк, на русский «авось» тут мало что решит. Удача сопутствует дерзким. А дерзнуть нужно уметь. Потому что иначе силу воли просто израсходуешь на всякую мелочёвку, не позволяя ей развиться. Это, как и с тренировкой тела - будешь делать всё подряд бессистемно - словишь перетренированность, и результаты ухудшатся, в итоге всё бросишь. О том, как тренировать силу воли, я уже отсылку сделал к книге Келли Макгонигал «Сила воли». Тема большая, книг много, но надо с чего-то начать, всё это друг на друга похоже. А дальше прикручивать и остальные инструменты: тайм-менеджмент, расстановка приоритетов и т.п., тема большая. Всё в итоге сводится к тому, как действовать эффективно. Дальше в некоторых темах акценты немного меняются. Дисциплина плавно перетекает в мотивацию. Например, часто можно встретить статьи или книги о том, что мотивация приходит в процессе работы, в любой, даже самой скучной, работе можно найти интересный подход. Тут, во-первых, начинать нужно всё равно через силу. Во-вторых, подключается психология и попытка поменять своё отношение к сложившимся стереотипам. А дальше опять же, эффективно действовать. Тема одна и та же, просто уже какая-то многогранность проявляется. Потом акцент опять съезжает в мотивацию. Нужно искать в жизни только то, что мотивирует тебя к действию, всё остальное - лишний груз. Ну и опять, психология и компетентность в мотивирующей сфере. Главное не стать капризным, часть людей воспринимают такой подход слишком буквально (забывая, что от дисциплины ты никуда не денешься), а кто-то на их наивном настроении делает свои грязные деньги. И я тут делаю акцент на мотивацию, только через психосоматику. Но я всем этим опять же не хотел сказать, что принцип дисциплины это туфта (как и все остальные инструменты). Нужно «просто» научиться гармонично этим всем балансировать. А психосоматика, опять же - это только крепкий фундамент, а коли это фундамент - крепким он должен быть с детства. Который помогает не словить дистресс от необходимой жёсткой самодисциплины и не потерять мотивацию пока ищешь себя в этой жизни. Всё остальное это постоянное саморазвитие - учёба и работа, подготовка и опыт и т.п., тут все средства хороши, которые можно узнать на стандартных коучах и т.п., также в своей узкой сфере. Всё вернулось на круги своя - многогранность и творчество. Надеюсь, такая расстановка поможет лучше осознать прочитанный материал. Тут и там я опираюсь на работы, исследования различных учёных, и деятелей медицины, привожу перекрёстные ссылки и список литературы. Провожу параллели и сравниваю научно-популярно, в меру своих знаний, аутотренинг с мистическими, эзотерическими духовными практиками. Всё это я старался сделать для более простого понимания сути энергетических практик, упрощения работы с энергетикой и демистификации некоторых эзотерических явлений. Я разработал (методично слизал) первую часть этого руководства, опираясь, по большому счёту, всего на две книжки по аутотренингу Н.Н. Петрова (АТ для Вас) и А.В. Алексеева (Я спокоен), которые, к тому же (для полного удовольствия), иногда ссылаются друг на друга. При составлении методички я указывал необходимые требования безопасности(!) к освоению всего вышеизложенного. Также я приводил дополнительные упражнения по контролю дыхания (полное дыхание, очистительное дыхание), которые необходимо освоить заранее, параллельно с АТ. Так как они необходимы не только в целях ЗОЖ и, в частности, для продления полового акта, но и для успешного освоения энергетических упражнений из второй части. Также я делал небольшие отсылки на другие интересные феномены человеческого организма, которые можно освоить (например, осознанные сновидения, транс, сила воли, дыхание туммо, пранаяма, медитация и т.п.) и различные книги, которые интересно почитать, но всё, конечно, не собрать. Всем этим я НЕ хотел сказать, что восточные духовные практики безнадёжны. Нет, они также помогают людям преодолеть психосоматические проблемы, а современная западная психотерапия выросла на их основе. Просто там по сей день много мистификации, из-за которых адепты могут себе накручивать негативные переживания, не разбираясь в сути происходящего. Тем не менее, все аргументы подобные вышеперечисленным не объясняют полностью, как работает, например, основное упражнение из практики во второй части, и какое влияние оно оказывает на человека, любое объяснение остаётся на уровне гипотез. Так, что здесь явно присутствует элемент загадочности. Может быть, когда-нибудь действительно откроют феномен нового вида энергии - биоэнергии, наравне с гравитацией, электромагнетизмом, ядерной энергией и т.п. А может быть откроют более тонкие механизмы человеческого разума, обусловливающие возможности в частности этого самого упражнения полноценно. Не охота съезжать совсем в мистику, но традиционный опыт духовных практик востока вполне возможно взять на вооружение, потому что он реален. По всем этим причинам, увлёкшись эзотерикой, инструкторов (или литературу) себе нужно искать аккуратно. Желательно, чтобы они имели медицинский сертификат и официальное разрешение на практику, особенно(!) связанную с лечением. По идее, самовнушение я привёл только в качестве дополнения, раз оно так удобно идёт в курсе аутотренинга у многих авторов. Основа этой методички, раз уж она называется «Энергетика без эзотерики», это классический аутотренинг, как, глубокая релаксация и концентрация внимания, отражающий и объясняющий (демистифицирующий) два закона движения энергии в теле. Но во всех остальных разделах мы также увидим чёткий отпечаток механизма самовнушения. В заключение первой части хочу сказать вот ещё что. Аутотренинг и полное дыхание лучше всего начинать осваивать с детского возраста. Например, школьники, имеющие чёткие цели в жизни, намного чаще своих сверстников добиваются успеха. Я думаю педиатры, педагоги, инструкторы и медики не будут категорически против такой инициативы. Например, во многих зарубежных странах, в школах преподают какую-то научно- и медицински- сомнительную трансцендентальную медитацию, вместо прекрасно обоснованного аутотренинга. Я не понимаю такого положения вещей. Я так старался для того, чтобы методичка получилась максимально полноценной. Чтобы она смогла как-то тебе помочь. Методичка бесплатная, если тебе действительно понравился материал, изложенный тут, если он помог тебе решить какие-то твои проблемы. То вырази свою благодарность в виде небольшой материальной поддержки фонду детских домов. Подробную информацию об этой благотворительной акции ты найдёшь на сайте: www.мульти.org. Достаточно важны моральные принципы, которым следует человек. Один может использовать возможность «держать себя в руках», чтобы отбирать и унижать, а второй, чтобы помогать и улучшать. Никто не идеален, но, тем не менее… Вот тебе баянистая притча. Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину: - В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк - чёрный, представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь... Другой волк - белый, представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность... Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил: - А какой волк в конце побеждает? Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил: - Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь...
Пусть твой белый волк будет толстым. 2. Вводная энргетическая практика
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|