Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

идолы пещеры. Ф. Бэкон. идолы рынка. В науке чаще встречается эффект ореола, как специфическое влияние общего впечатления от объекта на восприятие и оценку его частных свойств




идолы пещеры

Многое из того, что ищут у источников вещей, не течет привычным ручейком..

Ф. Бэкон

Выявлено несколько стереотипов мышления из тех, что первоначально формировались в общении, а затем проникли в научную сферу. Это, прежде всего, эффект ореола. Под его воздействием человека, выдающегося в одной области, начинают считать выдающимся во всех. Под влиянием эффекта порядка больший вес придается данным, поступившим раньше, а эффект проекции приводит к тому, что приятному для нас партнеру мы приписываем собственные достоинства, а неприятному — свои недостатки.

В науке чаще встречается эффект ореола, как специфическое влияние общего впечатления от объекта на восприятие и оценку его частных свойств. В «Маленьком принце» Сент-Экзюпери рассказывается, как турецкому астроному, открывшему астероид В-612 и доложившему об этом на Международном астрономическом конгрессе, поначалу никто не поверил, потому что ученый... был одет по-турецки. Когда же он через несколько лет слово в слово повторил свое сообщение в европейском костюме — с ним все согласились.

Эффект порядка, последовательности проявляется как повышенное давление на общее впечатление тех сведений об объекте, которые получены первыми. Сюда же можно отнести и эффект ложного обобщения, когда на основании утверждений о наличии определенных качеств у отдельных представителей класса делается вывод о наличии этих качеств у всех объектов данного класса. Это известная ситуация с гоголевским героем, считавшим, что если есть православные, которые по вечерам едят галушки, то, следовательно, все православные вообще их едят, а кто не ест — тот не православный.

идолы рынка

Истина - дочь времени, а н? aemolnmemoe,

Ф. Бэкон

«Идолы рынка» возникают под давлением отдельных авторитетов. Они обнаруживаются в преклонении перед мнениями великих людей прошлого и настоящего («Сам NN отзывался скептически о перспективности работ в данном направлении», «Еще Пуанкаре считал аналогичную проблему неразрешимой»). Полезно заметить, что больше всего на человека действуют те авторитеты, работы которых он не понимает. Указанное нарушение представлений характерно не только для людей невежественных; важно подчеркнуть, что ему подвержены и самые прославленные ученые. Так, опираясь на авторитеты, Французская академия отвергла идею железной дороги, полагая, что стальные колеса паровоза будут скользить по стальным рельсам и состав не сдвинется с места. Вместе с тем отмечено, что чем более ограничены способности и знания человека, тем большее число авторитетов имеет для него значение. Нередко для специалиста существуют авторитеты только в своей области.

идолы теории

Все неизвестное принимается за великое.

 Тацит

«Идолы теории» обнаруживаются в склонности людей некритически воспринимать, неправомерно абсолютизировать имеющиеся знания. При этом, как считал Т. Кун [30], они забывают, что господствующая парадигма — не отражение действительности, а некий стереотип мышления коллектива современных ученых, обусловленный, главным образом, действующими на данном временном интервале психологическими и социальными факторами. Новая научная доктрина вызывает нередко бурное эмоциональное сопротивление. Оно подкрепляется рациональными аргументами, отрицающими факты, на которых основано неприемлемое учение. Поначалу сторонников доктрины мало, а противников — много. Однако влияние сторонников растет, и постепенно они одерживают верх. У противящихся новому часто «работают» такие факторы, как неуважение к понятному и «тривиальному», преклонение перед закрепленными формулировками, специфическое отношение к наглядности и очевидности (стереотипизация часто провоцируется использованием излишне усложненных конструкций и водопада специальной терминологии для изложения самых простых фактов).

Особое, подчас чрезмерное доверие к науке выступает современным вариантом идола теории, и оно тем сильнее, чем менее для данного человека знакома конкретная наука. Любопытно, что для авторитета ученого предложенное им достаточно простое объяснение полученного результата чаще всего приносит только вред. Кроме того, публикация только следствий и выводов, без описания и анализа причин и посылок, действует на воображение многих читателей гораздо сильнее.

Многие ученые отмечают опасность, грозящую человечеству из-за того, что результаты научной деятельности недоступны большинству членов общества. Современные научные теории стали «эзотерическими», подобно знаниям древних мудрецов. Особое поклонение вызывают теории, которые сопровождаются сложными математическими формулами и компьютерными программами. В наше время компьютеризации человеку трудно поверить, что

ширма многоэтажных выражений и длинных программ может скрывать отсутствие всякой содержательной. информации. Та'к возникает провинциальный стереотип: если нечто изложено просто и доступно, то оно зачастую кажется ненаучным. Подобная позиция обязана своим появлением обыденному почтению к непонятному языку другого человека. Психологический механизм этого клише прост/сказанное на этом языке мне понятно, следовательно, «это» — примитивно. А если непонятно, то «это» — высокая наука.

Поддержанию идолов теории содействует укоренившееся преклонение перед формулировками, закрепленными традицией, или основанными на ложной аналогии. Оно запрещает сомневаться в их оценке и правильности. Например: «Это похоже на поиски философского камня», «Ваша работа напоминает усилия по созданию вечного двигателя».

Стереотип маскирует тот факт, что привычное — далеко не всегда самое правильное. Несколько типичных ошибок мышления описал еще Аристотель. Некоторые из них имеют прямое отношение к логическим стереотипам. «От сказанного с ограничением к сказанному просто»: суть этой ошибки в том, что часто утверждения, включающие явные или неявные ограничения, используются в дальнейшем расширительно, т. е. ограничения замалчиваются и опускаются. «От сказанного просто к сказанному с ограничением»: здесь, наоборот, имеются в виду случаи, когда делается необоснованное сужение сферы применимости исходного утверждения. «Ошибка относительно следствия»: в этом случае упускается из виду, что одно и то же следствие может проистекать от различных причин. Распространено также заблуждение, по которому ошибка в доказательстве влечет за собой неверность и самого доказываемого факта.

А. Бергсон [4] называл подобную логику «логикой твердых тел». Она тесно связана с чувственным восприятием: то, что невозможно представить себе наглядно — ложно. В то же время современная наука требует совсем иной логики. Так, по П. Дираку, квантовая теория строится, главным образом, на таких понятиях, которые «не только не представлены наглядно, но и не могут быть объяснены с помощью известных понятий, и даже не могут быть объяснены адекватно вообще». Многие утверждения современной физики могут быть 'изложены на «обыденном языке» только негативно, например: «Элементарные частицы движутся, но при этом не имеют траекторий», или: «Объекты, которые в одних условиях ведут себя как частицы, а в других — как волны, тем не менее не являются ни тем, ни другим».

Как отмечал один из классиков психологии К. Г. Юнг, «чтобы быть услышанным людьми, в наши дни глас вопиющего в пустыне должен звучать по-научному. Люди должны получить возможность утверждать, что сообщаемые им сведения есть результат научного исследования. Такое утверждение действует рочти как доказательство» [581.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...