Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

никогда не поздно. идеи везде и в любой форме




никогда не поздно

Tвой ум уклончивый ведет тебя в обход,

Ищя  проторенных тропинок.

Но ты вступи с ним в поединок:

Дать радость может только взлет. Э. Верхарн

 

Окостенение мысли обычно развивается с возрастом. Люди старшего поколения не всегда осознают необходимость изменения своих идеалов и представлений. Различие «отцов и детей» часто воспринимается ими как абсолютное, непреодолимое, подчеркивается и заостряется. Однако истинные ученые существенно меньше подвержены засилью возрастных штампов. До глубокой старости могут они смотреть на все глазами наивного ребенка. Как думают некоторые исследователи, важную часть гения Эйнштейна составляла его детская неспособность понимать очевидное и принимать общепринятое. Обобщая многолетние наблюдения, А. Бен [по 36] пишет, что для творческого мышления необходимо не только достигнуть радикального изменения точки зрения на изучаемый предмет, но и сохранить душевную молодость.                                                                             

Молодым творить легче, поскольку на них еще не давят традиции, знания и известность. Знаменитый человек все менее склонен менять свои позиции, перестает идти на компромисс, а это приводит к тому, что ученые следующего поколения начинают его игнорировать. Такая ситуация может способствовать угасанию творчества, особенно если оно подогревалось честолюбием, стремлением к известности. Для творчества возраст не фдтален. Не один только Эйнштейн до глубокой старости удивлял всех свежестью и независимостью восприятия.

Знание и научный авторитет порождают нерешительность. Чем большим человек рискует, тем сильнее развивается так называемое «благоразумие». Нередко именно излишек благоразумия мешает специалисту стать подлинно великим. Как писал С. Маршак:

Ни один из нас бы не взлетел,

Покидая землю — в поднебесье,

 Если б отказаться не сумел

От запасов лишних равновесья.

Однако необходимо преодолеть не только собственные возрастные барьеры и профессиональные амбиции. Когда ученый найдет новое решение, т. е. справится с собственным возрастным конформизмом, он столкнется с железобетонной стеной профессиональных штампов и стереотипов окружающих.

идеи везде и в любой форме

Творчески мыслящего ученого могут обвинить в дилетантизме, в том, что он опирается не на строго доказанные факты, пренебрегает научной традицией и т. п. При этом практически никто не помнит о том, что научная строгость не является синонимом истины. Точно так же не могут рассматриваться как абсолютная истина общепринятые религиозные или философские системы. Все они, как подчеркивал В. И. Вернадский [10], представляют лишь разные подходы к истине. Наука строится не только строго научными методами. Такие основополагающие понятия, как атомы, материя, наследственность, энергия, элементы, инерция, бесконечность — вошли в науку из религии и философии.

Итак, мы начали обсуждение приемов преодоления стереотипов с мысли о том, что источником знания может быть не только наука (ищите, где угодно! ). Затем придется пережить бесконечные упреки в некорректной постановке проблемы (высказанные в научных сочинениях, они чрезвычайно ядовиты). Вместе с тем первая встреча с задачей подчас порождает недоумение и неуверенность в том, правильно ли она сформулирована, достаточно ли конкретно поставлено. Однако совершенно корректно поставленных творческих задач не бывает, иначе они перестают быть творческими. Поэтому нужно начинать с любой содержательной постановки. Она сразу же. становится своего рода губкой, которая постоянно впитывает новые факты и их критические оценки.

Не исключены и травмирующие утверждения специалистов, что для решения «этой» задачи еще не пришло время (тем более, что подобные мысли приходят в голову и самому творцу). Когда, поставив перед собой сложную задачу и сделав много попыток, человек не нашел путей для ее решения, у него нарастает желание вообще отказаться от этой задачи. Подобные пораженческие настроения могут опираться на «оправдывающие» представления о том, что для ее решения еще нет объективных условий.

Чтобы удержаться на плаву в этот трудный момент, полезно помнить, что сам факт постановки задачи говорит в пользу того, что для ее решения условия уже созрели, витают в воздухе. Американский социолог Мертон [69] показал, что одновременные одинаковые открытия — скорее правило, чем исключение. Проанализировав 264 открытия, он отметил, что в двух третях из них одна -и та же мысль возникла независимо у двух ученых и в одном из каждых пяти случаев — у трех. Такая синхронность в возникновении одинаковых идей говорит в пользу того, что они действительно появляются лишь тогда, когда созревают условия. Феномен одновременно сделанных открытий А. Кестлер объясняет наступлением «зрелости проблемы», когда для ее решения требуется минимум усилий, так как все предпосылки подготовлены [66]. Утверждение о фатальной неизбежности научного открытия еще в конце XIX века сформулировал Ф. Гальтон: «Когда яблоки созрели, они готовы упасть». Прайс [71] подсчитал, что только 58% открытий уникальны. Итак, если проблема возникла — скорее всего, наступило время ее решения.

Обнадеживает здесь тот факт, что научные работники по сравнению с другими профессиональными группами действительно наименее склонны к конформизму, т. е. к подчинению своего суждения о воспринимаемых объектах суждению группы, внушающему ошибочный ответ. При прочих равных условиях (пол, возраст, профессия), чем ниже уровень интеллекта, тем восприимчивее человек к групповым установкам и тем труднее ему преодолевать свои собственные стереотипы.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...