Рисунок 16.2 – Способы фрезерования шлицев
Рисунок 16. 2 – Способы фрезерования шлицев Окончательная обработка шлицев по методу обкатки производится чистовым фрезе-рованием червячными шлицевыми фрезами высокого класса точности (АА и А). Если шлицевые валы после чернового фрезерования прошли термическую обработ-ку в виде улучшения или закалки, то после этого они не могут быть профрезерованы начисто; их необходимо шлифовать по поверхностям впадины (т. е. по внутреннему диаметру) и боковых сторон шлицев. Наиболее производителен способ шлифования фасонным кругом (рис. 16. 3), но при таком способе шлифовальный круг изнашивается неравномерно ввиду неодинаковой толщины снимаемого слоя у боковых сторон и впадины вала, поэтому требуется частая правка круга. Несмотря на это, данный способ широко распространен в машиностроении. Шлифовать шлицы можно в две отдельные операции (рис. 16. 3 б); в первой шлифу-ют только впадины (по внутреннему диаметру), а во второй – боковые стороны шлицев. Для уменьшения износа шлифовального круга после каждого хода стола вал поворачи-вается, и, таким образом, шлифовальный круг обрабатывает впадины постепенно, одну за другой. Для объединения двух операций шлифования в одну применяются станки, на кото-рых шлицы шлифуются одновременно тремя кругами: один шлифует впадину, а два дру-гих – боковые поверхности шлицев Схема шлифования шлицев на валах: а – фасонным кругом; б – в две операции одним и двумя кругами; в – тремя кругами Обработка шпоночных пазов валов. При обработке шпоночных пазов необходимо выдержать требования по точности ширины паза (по IT9), глубины паза (с рядом отклонений: +0, 1, +0, 2, +0, 3), длины (по IT11…IT12). Требуется также обеспечить симметричность расположения паза относительно оси шейки.
Поэтому установка валов при обработке пазов производится на призме или в центрах (рис. 1. 9). Для коротких заготовок достаточно одной призмы. При большой длине заготовку 2 устанавливают на двух призмах 3. Правильность расположения призмы на столе станка обеспечивается шипом в основании призмы, входящим в паз стола. Валы закрепляют прихватами 1. Фрезерование шпоночного паза производят после обтачивания шейки, до ее шлифования. Шпоночные пазы изготовляются на горизонтально-фрезерных или вертикально-фрезерных станках общего назначения или специальных. Сквозные и закрытые с одной стороны шпоночные пазы изготовляются дисковыми фрезами за один-два рабочих хода. Этот способ наиболее производителен и обеспечивает достаточную точность ширины паза. Закрытые пазы с закруглениями на концах изготовляются концевыми фрезами (рис. 1. 11). Сначала фреза при вертикальной подаче проходит на полную глубину паза, а потом включается продольная подача, с которой шпоночный паз фрезеруется на полную длину. Так как фреза работает в основном своей периферической частью, диаметр которой после заточки уменьшается, то в зависимости от числа переточек фреза дает неточный размер паза по ширине. Для получения точных по ширине пазов обработку ведут на специальных шпоночно-фрезерных станках с маятниковой подачей, работающих двузубыми шпоночными фрезами. При этом фреза врезается на 0, 2-0, 4 мм и фрезерует паз по всей длине, затем опять врезается на ту же глубину, и фрезерует паз на всю длину, но в другом направлении (рис. 1. 12). Название такого метода – «маятниковая подача». По окончании фрезерования шпиндель автоматически возвращается в исходное положение и выключается продольная подача фрезерной бабки. Метод используется в серийном и массовом производстве, так как дает точный паз, обеспечивающий взаимозаменяемость в шпоночном соединении. Недостаток способа – большая затрата времени.
Обработка шлицевых поверхностей валов. Различают шлицевые соединения прямоугольного (наиболее часто), эвольвентного и треугольного профиля. Сопряженные детали центрируются тремя способами (рис. 1. 13): 1) центрированием втулки (или зубчатого колеса) по наружному диаметру шлицевых выступов вала по D (наиболее технологично); 2) Центрированием втулки (или зубчатого колеса) по внутреннему диаметру шлицев вала по d; 3) Центрированием втулки (или зубчатого колеса) по боковым сторонам B шлицев.
Маршруты обработки шлицев на валах не подвергаемых и подвергаемых термообработке: 1)черновая токарная обработка, чистовая токарная обработка и шлифование цилиндрических поверхностей под нарезание шлицев, нарезание шлицев, снятие заусенцев и промывка; 2) черновая токарная обработка, чистовая токарная обработка, нарезание шлицев с припуском под шлифование, фрезерование канавок для выхода круга при шлифовании центрирующей поверхности внутреннего диаметра (если на первой операции применяется фреза без усиков), термическая обработка, шлифование поверхности шлицев, снятие заусенцев и промывка. Шлицы на валах изготовляются фрезерованием, строганием (шлицестроганием), протягиванием (шлицепротягиванием), накатыванием (шлиценакатыванием), шлифованием. Фрезерование шлицев на валах диаметром до 100 мм производят за один рабочий ход, больших диаметров – за два рабочих хода. Черновое фрезерование шлицев производится на горизонтально-фрезерных станках, имеющих делительные механизмы (рис. 1. 14 а, б, в).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|