а – дисковой фрезой; б – концевой фрезой; 1 – заготовка; 2 – дисковая фреза; 3 – концевая фреза
а – дисковой фрезой; б – концевой фрезой; 1 – заготовка; 2 – дисковая фреза; 3 – концевая фреза Другой разновидностью нарезания зубчатых колес методом копирования является протягивание как наружных, так и внутренних зубчатых поверхностей, характеризую-точность зависит от точности резцовой головки При методе обкатки заготовка и инструмент воспроизводят движение пары сопряженных элементов зубчатой или червячной передачи. Для этого либо инструменту придается форма детали, которая могла бы работать в зацеплении с нарезаемым колесом(зубчатое колесо, зубчатая рейка, червяк), либо инструмент выполняют таким образом, чтобы его режущие кромки описывали в пространстве поверхность профиля зубьев некоторого зубчатого колеса или зубчатой рейки, которые называют соответственно производящим колесом или производящей рейкой. В процессе взаимного обкатывания заготовки и инструмента режущие кромки инструмента, постепенно удаляя материал из нарезаемой впадины заготовки, образуют на ней зубья. Зубоотделочные операции(зубофрезерование (зубодолбление (зубострогание). Нарезание зубьев цилиндрических зубчатых колес методом обкатки производится с помощью следующих инструментов: червячных фрез (зубофрезерование); дисковых дол-бяков (зубодолбление) и долбяков в виде гребенок-реек (зубострогание). Зубонарезание червячными фрезами Для нарезания зубьев этим методом требуются универсальные зубофрезерные станки испециальный режущий инструмент червячные фрезы. Станки выпускают с вертикальнойили горизонтальной осями вращения фрезы. Метод является высокопроизводительным. Фрезу на станке устанавливают таким образом, чтобы ее ось была повернута под
углом подъема винтовой линии витков фрезы (рис. 17. 4). Червячная фреза, кроме вращения, совершает поступательное движение подачи вдоль образующей цилиндра нарезаемого колеса, в результате чего колесо обрабатывается повсей его ширине. Рисунок 17. 4 – Схема фрезерования зубьев червячной фрезой В зависимости от модуля устанавливают число рабочих ходов фрезы: для т = 2... 2, 5 мм – один рабочий ход, для т > 2, 5 мм – два рабочих хода и более. Повышения производительности при зубофрезеровании достигают путем увеличе-ния диаметра фрезы (повышается стойкость инструмента), жесткости ее установки, использования специальных инструментальных материалов, в том числе твердосплавных композиционных, применения многозаходных червячных фрез и увеличения числа од-новременно нарезаемых колес. 5. Зубодолбление Режущим инструментом является долбяк, представляющий собой зубчатое колесо с эвольвентным профилем зубьев. В процессе нарезания долбяк и нарезаемое зубчатое колесо находятся в относительном движении зацепления (без зазора), т. е. их окружные скорости на начальных окружностях равны, а частота вращения и число зубьев связаны передаточным отношением i = n – соответственно частота вращения инструмента и заго-товки колеса; z – соответственно число зубьев заготовки колеса и инструмента. Нарезание зубьев долблением осуществляется на зубодолбежных станках. Обработка за один рабочий ход применяется для зубчатых колес с т = 1... 2 мм; с 2 < т < 4 – за два рабочих хода; с т > 4 мм – за три рабочих хода. Кроме отмеченных обстоятельств, зубодолбление является единственным методом для нарезания колес с внутренним зацеплением (при средних и малых диаметрах), а также при обработке зубчатых венцов в блочных шестернях. Зубострогание
Этот метод основан на зацеплении колеса и рейки, воспроизводимом инструмен-том – гребенкой. Обработка колес осуществляется на станках двух типов: с вертикаль- ной и горизонтальной осью заготовки. Станки последнего типа применяют также для обработки колес с неразрывным шевронным зубом. У зубострогания производительность меньше, чем у зубофрезерования червячной фрезой и зубодолбления. Накатывание зубчатых поверхностей имеет большие преимущества перед способами обработки резанием: повышает производительность в 5 – 30 раз; увеличивает износостойкость и прочность зубьев; значительно уменьшает отходы металла и др. Различают горячее и холодное накатывание. Горячее накатывание применяют для профилей с модулем больше2 мм; холодное накатывание рекомендуется для мелкомодульных колес с модулем до 1, 5... 2 мм. Рисунок 17. 5 – Схема горячего накатывания зубьев колес: 1 – накатники; 2 – реборды; 3 – заготовка; 4 – переходная втулка; 5 – оправка Может применяться и комбинированное накатывание для средних и крупных моду-лей (основная пластическая деформация проводится в горячем состоянии, а окончательное профилирование – в холодном). Горячее накатывание производится как с радиальной, так и с продольной подачей. Схема накатки с продольной подачей аналогична холодному накатыванию. Схема накатывания с радиальным движением подачи показана на рис. 17. 5. Перед накатыванием заготовку нагревают до 1000... 1200 °С за 20... 30 секунд до нака-тывания, затем устанавливают на оправку специального станка и производят накатывание. Шевингование чистовая обработка зубьев незакаленных цилиндрических зубча-тых колес (твердость обычно не более НRС 40), осуществляемая инструментом – шеве-ром (рис. 17. 6 а). Шевер имеет форму зубчатого колеса или зубчатой рейки. На поверхности зубьев шевера имеются канавки от головки до ножки. Шевингование зубчатых колес заключается в срезании весьма тонких волосовид-ных стружек толщиной 0, 05... 0, 01 мм острыми кромками канавок шевера во время движения обкатки обрабатываемого колеса и инструмента и возникающего при этом отно-сительного скольжения профилей зацепляющихся зубьев (рис. 17. 6 б). Обычно в процессе шевингования точность зубчатых колес повышается на одну сте-пень, реже – на две.
Шевинговальные станки выпускают с горизонтальной или вертикальной осью (для обработки колес большого диаметра) Рисунок 17. 6 – Шевингование: а – дисковый шевер; б – схема обработки зубьев колес дисковым шевером: 1 – дисковый шевер; 2 – заготовка; v – скорость шевера; v – скорость заготовки; Sпр – продольная подача (с реверсированием) стола; Sв – вертикальная подача стола В настоящее время есть несколько методов шевингования: параллельное, диагональ-ное, тангенциальное и врезное. Шевингуют зубчатые колеса как наружного, так и внут-реннего зацепления.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|