2. Упражнение «Поза – ситуация».
2. Упражнение «Поза – ситуация». Все сидят в кругу, ведущий тоже. Предлагаю вам поучаствовать в интересном эксперименте. Вокруг нас много людей, мы постоянно с ними общаемся. Это общение создает различные ситуации, в которых мы оказываемся: знакомые и незнакомые. Эти ситуации очень сильно на нас воздействуют, а точнее, мы подвержены влиянию этих ситуаций. Получается, что не мы управляем ситуацией, а она - нами. Как она это делает? Давайте посмотрим. 1. Представьте, что вам сейчас грустно. Можете вспомнить какую-либо неприятную для вас историю или ситуацию. Например, неприятный разговор с учителями, родителями. И вот вы сидите на стуле, переполненные этим чувством(дайте время участникам зафиксировать это состояние). Обратите внимание на свою позу. Посмотрите на других участников. Вы замечаете, что ваши позы похожи? Предлагаю вам посидеть, постоять или походить в этом состоянии 15 сек. 2. А теперь представьте, что ваша команда только что победила на городских соревнованиях, про вас написали в газетах и показали репортах по телевидению. Обратите внимание на свою позу. Посмотрите на других участников. Вы замечаете, что ваши позы похожи? Предлагаю вам посидеть, постоять или походить в этом состоянии 15 сек. Хорошо. (Так можно предложить участникам представить еще несколько разных ролей и чувств. ) Обратите еще раз внимание, что позы в каждой ситуации у вас чем-то схожи. Посмотрите, я не говорил(а) вам, какие позы принимать, а задавал(а) определенную ситуацию: вам грустно или вы победили. Вывод: Таким образом, СИТУАЦИЯ, в которой вы оказались, порождает, создает ПОЗУ. А теперь давайте проведем второй этап эксперимента.
Сделаем так: я буду показывать вам, как вы сейчас должны сесть, т. е. позы, которые нужно принять, а вы будете за мной повторять. Договорились? » Ведущий показывает 1 позу. «Опрокиньтесь на спинку стула, положите ногу на ногу, скрестите руки за головой или на груди. » Участники повторяют позу. Сидят в данной позе около 15 сек. В это время ведущий задает участникам вопросы: «Что вы чувствуете сейчас? Какие ощущения? В какой ситуации и у кого может возникнуть данная поза? » Участники отвечают. Не нужно, чтобы отвечали все, делайте это динамично. Потом поза меняется: 2) Сядьте на краешек стула, ноги вместе, руки положите на колени, глаза опустите вниз, голову и плечи немного опустите. Участники повторяют позу. Сидят в этой позе около 15 сек. В это время ведущий задает участникам вопросы: «Что вы чувствуете сейчас? Какие ощущения? В какой ситуации и у кого может возникнуть данная поза? » Участники отвечают. Выводы по упражнению Что мы видим? Я показывал(а) вам сейчас только позы. В первом случае это была поза очень уверенного в себе человека – начальника, лидера или просто независимого человека. Во втором – поза застенчивого, робкого, неуверенного в себе человека. И просто принимая эти позы, вы начинали что-то чувствовать и представлять ситуацию, в которой эта поза может появиться. Потом вы начинали понимать/чувствовать ту роль, которая соответствует созданной ситуации. Вспомните! На первом этапе эксперимента мы пришли к выводу, что СИТУАЦИЯ порождает ПОЗУ. На втором этапе эксперимента мы пришли к противоположному выводу: ПОЗА порождает СИТУАЦИЮ. В жизни с вами происходит и то, и другое. Какой же ВЫВОД можно из этого сделать? В нашей жизни мы чаще плывем по течению. А это значит, что возникает ситуация, и мы принимаем ту позу, которую соответствует нашим чувствам. И так изо дня в день. По сути, ситуация нами управляет, она нами манипулирует, мы являемся ее жертвой, а ситуация - охотником.
Но, достаточно в любой ситуации просто изменить позу на ту, которая может вывести вас из этой ситуации. Для этого надо просто подумать, как бы себя повел в этой ситуации другой человек, для которого эта ситуация не является проблемной. Далее необходимо принять позу спокойного, уверенного человека. Уверенная поза изменит ваше внутреннее состояние, а, следовательно, и ситуация для вас будет восприниматься по-другому. Вот тут-то ВЫ и начинаете влиять на СИТУАЦИЮ, а не она - на ВАС. И уже СТУАЦИЯ начинает подчиняться ВАМ». 3. Упражнение на развитие эмпатии «Я - книга, я - скакалка». Оборудование: рюкзак или пакет с небольшими предметами (например, книга, игрушка, скакалка, ручка, блокнот, галстук, линейка, мячик…). Предметы не должны быть абсолютно новыми, пусть это будут предметы со своей историей. Количество предметов должно чуть превышать количество групп, не страшно, если, например, будет 2 тетради - одна тоненькая, а другая толстая, по определенному школьному предмету и т. п. Ведущий: Одно из условий бесконфликтного общения – умение понять и принять другого человека. Вспомните упражнение с орехами из нашей первой встречи. Оно привело нас к выводу, что для понимания другого человека нужно повнимательнее к нему отнестись, постараться увидеть положительные качества, понять. А еще очень важно уметь поставить себя на место другого. Давайте продолжим учиться бесконфликтному, уважительному взаимодействию с окружающими с помощью упражнения на развитие эмпатии. Эмпатия – это умение понимать чувства, состояния других людей, что лежит в основе умения сопереживать. Процедура проведения. Ведущий объединяет ребят в группы по 2-3 человека (не более) проходит по кругу с рюкзаком, в котором находятся различные предметы. Участники, не заглядывая в рюкзак, берут какой-то один предмет. Затем ведущий проговаривает следующую инструкцию:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|