Тема 21. Управление муниципальным имуществом
Органы местного самоуправления самостоятельно управляют объектами муниципальной собственности, которые могут: - закрепляться за муниципальными предприятиями на правах хозяйственного ведения и за муниципальными учреждениями на правах оперативного управления; - передаваться в залог или в доверительное управление; - сдаваться в аренду или передаваться на баланс другому юридическому лицу; - быть внесены в уставный капитал нового юридического лица; - приватизироваться. Во многих муниципальных образованиях создана солидная нормативная база для управления муниципальным имуществом. Приняты общие положения о порядке управления и распоряжения муниципальным имуществом, частные положения о порядке сдачи в наем и в аренду муниципального жилья, сдачи в аренду и в субаренду нежилых помещений, зданий, сооружений, относящихся к муниципальной собственности, и распределении средств от сдачи в аренду, о порядке исчисления арендной платы, об использовании нежилых подвальных помещений в муниципальных жилых домах, о порядке коммерческой продажи объектов муниципальной собственности на конкурсах и аукционах, о порядке проведения конкурсов и аукционов, о порядке выкупа муниципальных нежилых помещений, типовые учредительные документы и уставы муниципальных предприятий и учреждений, типовые договоры с их руководителями, программы приватизации муниципального имущества и др. Приватизация объектов муниципальной собственности осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно в соответствии порядком, установленным Федеральным законом «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в РФ», принятым в 1997г. С точки зрения условий приватизации обычно объекты муниципальной собственности разбиваются на категории:
- объекты и предприятия, приватизация которых запрещается; - объекты и предприятия, приватизация которых может осуществляться по индивидуальному решению представительного органа местного самоуправления; - объекты и предприятия, приватизация которых осуществляется администрацией по программам, ежегодно утверждаемым представительным органом. Рассмотрим некоторые экономические проблемы, возникающие в процессе управления муниципальным имуществом и его приватизации. 1. Решение вопросов передачи объектов в муниципальную собственность. Основная доля ведомственного жилья, объектов инженерной инфраструктуры городов и объектов социального назначения к настоящему времени уже передана в муниципальную собственность. Но часть объектов еще находится в собственности предприятий и при передаче их в муниципальную собственность возникают серьезные проблемы: - проблема.финансирования. Существующая практика такова, что, подписывая акт приемки объектов в муниципальную собственность, орган местного самоуправления далеко не всегда получает дополнительные доходы в бюджет для финансирования их содержания. Отказ от приемки тоже опасен, поскольку многие предприятия в условиях финансового кризиса реально не в состоянии содержать жилые дома, детские сады, другие объекты, которыми пользуются жители муниципального образования. Нередки случаи, когда предприятия просто «бросают» социальные объекты, имущество которых разворовывается. Здесь не может быть общего рецепта, и в каждом конкретном случае орган местного самоуправления обязан принять решение с учетом всех экономических и социальных факторов; - проблема. износа. По закону владелец должен передать объект в муниципальную собственность в состоянии, пригодном для эксплуатации. На деле зачастую передаются ветхие жилые дома, требующие срочного капитального ремонта или даже сноса и переселения жильцов, изношенные инженерные сети, котельные и др. Муниципальное образование вправе отказаться от приема в собственность подобных объектов, но в отдельных случаях, сознавая безвыходность ситуации, соглашается на это. Такая практика отрицательно сказывается на финансовом состоянии муниципального образования.
Следует отметить также проблему передачи из собственности субъекта РФ в муниципальную собственность отдельных «доходных» объектов, жизненно важных для территории (гостиницы, рестораны, аптеки и т.п.). Региональные власти по понятным причинам часто препятствуют этому. Поскольку закон здесь на стороне местного самоуправления, самым надежным способом решения вопроса является обращение в суд. 2. Определение условий сдачи в аренду и обоснованное установление и дифференциация ставок арендной платы за использование нежилых помещений и другого муниципального имущества. Здесь проблема состоит в поиске баланса интересов между желанием увеличить доходы бюджета от аренды и опасности свертывания важных видов хозяйственной деятельности в связи с высокими затратами на арендную плату. Надежным средством решения этой проблемы является широкая дифференциация ставок арендной платы в зависимости от района расположения и вида деятельности, сочетающаяся с системой льгот и привилегий. При сдаче помещения в аренду, особенно долгосрочную, могут выставляться следующие условия в разном сочетании: максимальные инвестиционные вложения, сохранение профиля предприятия, трудоустройство работающих в случае реорганизации, удовлетворение имущественных претензий кредиторов, осуществление текущего и капитального ремонта помещений, содержание их в надлежащем состоянии и др. При этом арендатор не имеет права передавать муниципальное имущество или сдавать его в субаренду, вносить в порядке оплаты уставного капитала других предприятий, передавать в залог или другим способом распоряжаться имуществом. Систему ставок арендной платы за нежилые помещения рассмотрим на примере г.Барнаула. Арендная плата за 1 м2 муниципального нежилого фонда определяется как произведение базовой ставки и поправочных коэффициентов, которые учитывают специфику деятельности арендатора, зонирование местоположения помещения, капитальность строительства, цель использования и уровень инфляции. В Барнауле базовая ставка арендной платы за 1 м2 в год равна минимальной месячной оплате труда. К базовой ставке применяются коэффициенты:
коэффициент престижности района (от 1 до 5); для отдельно стоящих помещений применяется повышающий коэффициент- 1,25; для подвальных помещений понижающий коэффициент - 0,5. От уплаты арендной платы освобождаются: - муниципальные бюджетные организации; - общества инвалидов; - комбинаты школьного питания; - специализированные магазины, обслуживающие малоимущие слои населения, участников и инвалидов войны, реализующие хлеб и молоко и др. Средства, полученные от аренды муниципального имущества, распределяются следующим образом: 10% — оставляет себе балансодержатель имущества на возмещение затрат по оформлению договора аренды и контроля за использованием нежилых помещений; 80% — через комитет жилищного хозяйства идет в счет дотаций на содержание муниципального жилого и нежилого фонда; 10% — комитету по управлению муниципальным имуществом. В ряде городов базовая ставка арендной платы основывается на других показателях, например, на рыночной цене 1 м2 жилой или нежилой площади. 3. Определение целесообразности приватизации объекта в сравнении с арендой и совершенствование технологии приватизации. Здесь могут быть реализованы разные подходы для экономически эффективных («доходных») и убыточных объектов. Доходный объект можно продать по высокой цене и получить разовые крупные поступления в бюджет. В то же время арендная плата за этот объект будет пополнять бюджет постоянно и в связи с инфляцией со временем может возрастать. Формально выполненный экономический расчет обычно свидетельствует в пользу приватизации, однако представительный орган местного самоуправления при согласовании программы приватизации на очередной год не может ограничиться таким расчетом и должен взвесить все, в том числе отдаленные последствия приватизации объекта.
Для убыточных объектов целью приватизации является сокращение расходов бюджета на их содержание. Цена объекта может.быть весьма низкой. Единственным ограничителем выступает социальная значимость объекта. Например, в Новокузнецке депутаты отказались включить в представленный администрацией план приватизации на очередной год убыточный книжный магазин, поскольку это был единственный в городе магазин, специализированный на продаже учебной и методической литературы. В условиях бюджетного дефицита принятие таких решений является нелегкой задачей. Приватизация муниципальной собственности может осуществляться различными способами. Наиболее характерными являются аукцион и коммерческий конкурс. Некоторые города приняли решения о приватизации объектов муниципальной собственности только в форме коммерческого! конкурса, что позволяет выдвигать условия приватизации. Наиболее характерными условиями конкурса являются сохранение профиля предприятия в течение определенного времени и сохранение рабочих мест. Некоторые города идут на скидки с продажной цены и рассрочку платежей при соблюдении условий конкурса. При нарушении условий конкурса договор приватизации может быть расторгнут. При приватизации муниципальных предприятий как единых комплексов допускается принятие решения о закреплении в муниципальной собственности определенного пакета акций, либо о выпуске «золотой акции». Средства от приватизации не подлежат налогообложению. Во многих муниципальных образованиях эти средства направляются целевым назначением на содержание объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, на финансирование мероприятий по социальной защите населения, на реализацию соответствующих инвестиционных программ. 4. Приватизация жилья. Муниципальная власть заинтересована в том, чтобы все жители стали собственниками своих жилых домов и квартир. В идеале муниципального жилья может не быть совсем или оно сохранится в минимальном объеме для социально необеспеченных слоев населения и в качестве резерва. Фактически население, несмотря на бесплатность, приватизировало лишь около половины жилищного фонда. Основной причиной этого являются опасения снятия частного жилья с бюджетных дотаций. Люди не хотят также приватизировать квартиры в ветхих жилых домах в надежде на улучшение жилищных условий. Основным способом решения данной проблемы является работа с населением при четких обязательствах создания одинаковых экономических условий для приватизированного и муниципального жилья, содействие созданию товариществ собственников жилья, наглядная демонстрация их преимуществ.
Для осуществления работ, связанных с приватизацией жилья, в муниципальных образованиях создаются соответствующие организационные структуры, чаще всего в форме агентств, имеющих статус муниципального учреждения. Наряду с этим, приватизацию муниципального жилья могут осуществлять и частные агентства. 5. Приватизация встроенных помещений в жилых домах. Многие органы местного самоуправления при приватизации предприятий, расположенных во встроенных помещениях жилых домов, отказывают в приватизации самих помещений, передавая их приватизированным предприятиям в аренду. Определенный смысл в этом есть, поскольку таким способом муниципальная власть сохраняет за собой рычаги воздействия на предприятия. Отрицательным моментом является то, что предприятие, не получив в собственность помещение, воздерживается от серьезных капитальных затрат на его обустройство. Ситуация может измениться при создании товариществ собственников жилья. Приватизированное предприятие, расположенное во встроенном помещении, должно будет устанавливать экономические отношения с товариществом, может стать его участником. Однако и муниципальная власть может участвовать в товариществе как собственник встроенного помещения. Только практический опыт покажет, какие решения окажутся в этих случаях наиболее целесообразными. В целом можно сделать вывод, что при управлении муниципальным имуществом возникает множество сложных проблем. К их решению необходим творческий подход.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|