Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 24. Поддержка малого и среднего бизнеса




 

Для муниципального образования развитие малого предпринима­тельства (в дальнейшем этот термин мы будем употреблять по отношению к малому и среднему бизнесу) имеет не меньшее, а иногда и большее значе­ние, чем крупной промышленности. Малый бизнес — это дополнительные рабочие места, выпуск необходимой для местных нужд продукции и оказа­ние услуг, налоговые платежи в местный бюджет. В условиях спада произ­водства и сокращения количества рабочих мест на многих крупных пред­приятиях малый бизнес становится главным фактором поддержания жизни в) многих муниципальных образованиях. Словом, агитировать за развитие малого бизнеса сегодня никого не нужно. Теоретически — все за, другое дело — реальная практика.

Достаточно известна роль малого бизнеса в зарубежных странах. Во многих даже крупных городах на малых предприятиях производится больше половины всей промышленной продукции, их силами оказывается подавляющая часть услуг населению. Основные преимущества малых предприятий — быстрое реагирование на изменение конъюнктуры рынка, создании конкурентной среды, сдерживающей рост цен, низкие издержки производства. Как показывает мировой опыт, малый бизнес обладает большей способностью к нововведениям, чем крупные корпорации. Свобода поиска и поощрение инициативы, отсутствие бюрократизма при решении оператив­ных вопросов, готовность к риску, быстрая апробация выдвинутых ориги­нальных предложений - далеко не полный перечень отличительных черт научно-технической деятельности небольших компаний. Из-за ограниченности финансовых средств малый бизнес заинтересован в ускоренной разработке и реализации технических проектов. Венчурные (рисковые) предприятия быстрее решают вопросы разработки большинства технических нов­шеств и доведения их до стадии промышленного образца. По имеющимся оценкам, на решение этих задач малые фирмы затрачивают примерно в 4 раза меньше времени, чем крупные предприятия.

Российское государство провозгласило поддержку малого предпри­нимательства в качестве одного из приоритетных направлений своей эконо­мической политики. В течение нескольких лет в составе Правительства РФ существовал Государственный комитет по поддержке и развитию малого предпринимательства (сейчас он влился в состав Министерства по антимо­нопольной политике и поддержке предпринимательства). Создан Федераль­ный фонд поддержки предпринимательства. Утверждена Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства, преду­сматривающая мероприятия по формированию нормативно-правовой базы, финансово-кредитной, инвестиционной, производственной, инновационной поддержке малого предпринимательства, развитию инфраструктуры, ин­формационного, кадрового, научного обеспечения. Банки и страховые ком­пании, финансирующие малый бизнес, получили ряд льгот. Так, банки, пре­доставляющие не менее 50% общей суммы кредитов малым предприятиям, работающим в приоритетных направлениях, и страховые компании, которые не менее 50% страховых взносов за отчетный период получили от страхования имущественных интересов малых предприятий, уплачивают налог на прибыль по ставке, сниженной в полтора раза. В 1999 году вводится в дей­ствие единый налог на вмененный доход для субъектов малого предприни­мательства, призванный кардинально упростить систему его налогообложе­ния.

Существенным элементом государственной поддержки малого предпринимательства может стать лизинг. Главное его преимущество по сравнению с другими способами инвестирования заключается в том, что предприниматель может начать собственное дело, располагая лишь частью необходимых финансовых средств для приобретения основных фондов. Предприятию при этом предоставляются не денежные ресурсы, контроль за использованием которых не всегда можно осуществить, а непосредственно оборудование. Широкое распространение лизинга в значительной мере сдерживается двойным обложением НДС: первый раз - при покупке обору­дования, второй - при сдаче в аренду.

Ряд российских городов добился серьезных успехов в развитии ма­лого предпринимательства, причем особые результаты достигнуты в Моск­ве, где по имеющимся в печати публикациям малый бизнес дает до 40% по­ступлений в местный бюджет. Наибольшее развитие малое предпринима­тельство получило в торговле и общественном питании, бытовом обслужи­вании, посреднических услугах, строительстве, гораздо слабее оно развито в промышленности.

Однако, несмотря на очевидные преимущества малого бизнеса, его роль в экономике большинства муниципальных образований, в том числе находящихся в кризисной финансовой ситуации, явно не отвечает имею­щимся возможностям, а доля поступлений от него в местные бюджеты не достигает и 10%. Основные причины этого:

- недостаток стартового капитала и отсутствие реальных механизмов его привлечения;

-- крайне усложненная система налогообложения (до введения единого налога на вмененный доход);

- не менее усложненная система регистрации и лицензирования различ­ных видов деятельности, бюрократические преграды, а иногда и кор­рупция местных чиновников при выделении нежилых помещений в аренду и земельных участков для строительства. Большинство из этих преград может быть устранено силами муниципальной власти при проведении умелой политики поддержки малого предпринимательства как составной части муниципальной промышленной политики.

К числу форм и методов поддержки малого предпринимательства со стороны местной власти можно отнести:

- содействие объединению малых предприятий и фирм в производственные сети более мощных экономических структур и финансово-

- промышленных групп. Это может обеспечить гарантированные рынки сбыта для малого бизнеса; участие в учреждении местных фондов поддержки малого предпринимательства, а также страховых и залоговых фондов;

— организацию для субъектов малого предпринимательства конкурсов

— бизнес-планов по решению насущных задач муниципального образова­ния с последующей выдачей муниципального заказа;

— установление налоговых льгот;

— развитие систем взаимного и ипотечного кредитования;

— создание муниципальных или смешанной формы собственности бизнес-инкубаторов;

— создание учебно-деловых и консультационных центров содействия ма­лому предпринимательству, наблюдательных советов и др.

Сознавая возрастающую роль малого бизнеса и необходимость комплексного подхода к его поддержке, ряд городов разработал и реализует муниципальные программы поддержки малого предпринимательства.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...