Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Определение понятия «норма» 1 глава




Прежде чем перейти к характеристике аномалий, следует остановиться на вопросе о норме. Понятие о норме колеблется в известных пределах. В течение тысячелетий то, что было раньше нормой, постепенно меняется. Не существует постоянной для всех времён и неподвижной нормы. Поэтому аномалии должны рассматриваться в пределах данной эпохи и по отношению к определённой расе.


33- Диагностика



Дать точное определение нормы очень трудно, ибо норма не есть стандартная, застыв­шая, а динамическая, постоянно меняющаяся и подвижная форма. Норма имеет очень много отклонений в ту или другую сторону, и границы, отделяющие её от патологии, про­ходят через ряд многочисленных промежуточных вариантов. Переходные формы нормы зависят от среды, пола, возраста и многих других факторов. Так, например, известно, что зубные ткани в молочном прикусе к 5—6 годам жизни изнашиваются и отличаются боль­шой стёртостью. Фактор стираемости молочных зубов в этом возрасте весьма благопри­ятен для нормального развития постоянного прикуса и считается физиологическим. От­сутствие стираемости молочных зубов расценивается как неблагоприятное явление, ибо это может повлечь за собою возникновение аномалии прикуса. Между тем резко выражен­ная стираемость постоянных зубов в течение короткого периода считается патологией и отражается весьма отрицательно на жевательном аппарате. То же самое можно сказать о диастемах и тремах, которые в молочном прикусе физиологичны.

Определить норму иногда очень трудно, и поэтому не следует делить прикусы на нор­мальные и ненормальные. Правильнее различать физиологические, патологические при­кусы и многочисленные переходные варианты. Например, одной из форм физиологичес­кого прикуса является ортогнатия, характерной особенностью которой считается пере­крытие верхними фронтальными зубами нижних до 1/3 высоты коронки. Однако у многих людей это перекрытие может быть больше или меньше. Если изобразить графически вари­анты ортогнатического прикуса, то это можно представить в виде линии АВ с точкой Б, расположенной между точками А и В.

Прямой Ортогнатический прикус Глубокое перекрытие
А----------------------------------------- Б----------------------------------- В

Допустим, что точка Б является местом расположения ортогнатического прикуса с пе­рекрытием на 1/3 высоты коронки. Между точками Б и А расположены варианты прику­са, имеющие меньшее перекрытие и доходящие до нуля, а между точками Б и В располо­жены варианты с увеличивающимся резцовым перекрытием, доходящим до зубного бу­горка. Таким образом, крайним вариантом физиологического прикуса на левой стороне у точки А является прямой прикус. Следующий за этим вариантом характеризуется уже не только отсутствием перекрытия, но и наличием вертикального промежутка между пере­дними зубами, т.е. за прямым прикусом следует открытый. Такая же картина наблюдается и на правой стороне от точки Б, где перекрытие всё больше увеличивается и крайним ва­риантом физиологического прикуса будет глубокое перекрытие у точки В. Если перекры­тие переходит за пределы бугорка (tuberculum dentale), то этот вариант уже перестаёт быть физиологическим и становится глубоким прикусом.

Таким образом, между ортогнатическим и открытым прикусом, с одной стороны, и ор-тогнатическим и глубоким, с другой стороны, лежит целый ряд промежуточных вариан­тов. Следовательно, делить прикусы на нормальные и ненормальные нелогично, а луч­ше — на физиологические и патологические.

Диагностика

Обследование в стоматологии и, в частности, в ортодонтии, как и в других отраслях ме­дицины, имеет крайне важное значение, так как от его качества зависит весь дальнейший ход лечения. Особенности обследования диктуются возрастом пациента, который иногда, особенно у детей, имеет решающее значение, как в отношении психологического подхо­да, так и в отношении способа лечения в разных фазах развития зубов.

Значение правильного и тщательного обследования иногда недооценивается, оно про­изводится часто поверхностно, или ограничиваются всего лишь осмотром зубов. Для того чтобы стоматологическое обследование выполняло своё назначение, его следует проводить целенаправленно и систематически. Лучше всего оправдывает себя соблюдение одинако-


58 Глава 3- Классификации зубочелюстных аномалий и методы диагностики в ортодонтии

вой последовательности для избежания того, чтобы какой-нибудь из важных признаков не остался незамеченным. Обследование должно включать следующие элементы: 1) анамнез и внешний осмотр пациента, 2) внеротовое обследование, 3) внутриротовое обследование, 4) дополнительные (вспомогательные) методы обследования, и лишь после этого определя­ется диагноз, составные части которого описаны на с. 56, и намечается план лечения.

Общее обследование пациента нельзя, конечно, смешивать с обследованием, напри­мер, у врача-интерниста, к которому прибегают лишь при определённых показаниях. Что­бы получить представление о личности пациента, в преобладающем числе случаев бывают достаточными наружный осмотр (aspectio) и несколько ориентировочных вопросов. Дан­ную часть обследования выгодно поэтому объединить с анамнезом. Таким образом можно получить информацию не только о соматическом состоянии пациента, но и психическом, сведения о котором особенно важны для стоматолога.

При сборе анамнестических данных, особенно у ребёнка, вопросы следует формулиро­вать так, чтобы они были понятны и не наносили травмы. Исходя из поведения детей, мож­но получить ценные сведения для психологически правильного обращения с ними. Иног­да достаточным оказывается анамнез, касающийся непосредственных нарушений. У ма­леньких детей всегда следует принципиально проверять анамнез, опрашивая родителей.

Учитывая, что основным контингентом больных у ортодонта являются дети, следует обра­тить самое серьёзное внимание на психологическую подготовку к исследованиям. Под поня­тием подготовка подразумевается комплекс мероприятий, предназначенных для благоприятного воздействия на психическое состояние ребёнка перед лечением. Недостаточно только говорить с ребёнком, а затем поступать в соответствии с обычной практикой. Необходимо проводить подготовку для каждого отдельного вмешательства, и психологическая репрессия здесь неизбеж­но переплетается с профилактикой. Нельзя забывать также о том, что пациент подвергается психическому воздействию не только под влиянием врача и сестры, но и всей организации приёма.

В дошкольном возрасте ребёнку в большинстве случаев уже приходилось встречаться со стоматологом. Именно в этом возрасте велика готовность ребёнка к страху и опасениям. Внушаемость детей в данном возрастном периоде весьма значительна, и очень важно ис­пользовать её в положительном смысле.

Ребёнок школьного возраста в эмоциональном отношении постепенно стабилизирует­ся и стремится владеть внешними проявлениями своих чувств. Дети, начиная приблизи­тельно с 8-летнего возраста, действительно, за небольшим исключением, не плачут и не сопротивляются при лечении. Однако при внимательном наблюдении за их речью, выра­жением лица и общим поведением оказывается, что они испытывают большой страх. На­чиная со школьного возраста, огромное влияние на всю дальнейшую жизнь оказывает приобретённый индивидом опыт, и нельзя, чтобы он накапливался, если имеет неприят­ный характер.

Умственное развитие ребёнка в школьном возрасте требует как в семье, так и от стома­толога правильного психологического подхода. Приблизительно около 12-летнего возрас­та ребёнок способен логически и абстрактно мыслить, и поэтому ему необходимо надле­жащим образом разъяснить значение заботы о зубах.

В период полового созревания и юношества положение становится ещё более затрудни­тельным, так как молодые люди стремятся выйти из-под влияния своих воспитателей и стать самостоятельными в своих взглядах. Благоприятным обстоятельством в этом возрасте для подкрепления положительного отношения к уходу за зубами могут быть зарождающиеся эс­тетические чувства. Молодые люди не только воспринимают красоту художественного про­изведения, но и начинают следить за своей внешностью, что можно использовать, склонив их к тщательному уходу за зубами. Следует отметить, что слишком «рутинный» подход с не­сколькими привычными присказками и шутками может оказать отрицательное влияние, и поэтому важно уже в первое посещение узнать интересы пациента и даже отметить это В амбулаторной карте При следующем посещении врач может с них начать разговор. Даже ребёнок не хочет быть лишь «случаем», «деталью на конвейере», и поэтому необходима стро­гая «индивидуализация» лечения с учётом эмоциональных свойств и реакций ребёнка.



60 Глава 3- Классификации зубочелюстных аномалий и методы диагностики в ортодонтии

щий выкидыш, что-либо другое (указать, что); узкий или деформированный таз матери, крупный плод, неправильное положение плода, тазовое предлежание, продолжительность родов и метод родоразрешения (нормальное, оперативное вмешательство, пособие по Цо-вьянову, Морисо—Левре, стимуляция окситоцином, маммофизином и т.д.).

Постнатальный период: время рождения (срок, доношенность), рост новорожденного, вес, окружность головы, вид вскармливания, консистенция и химический состав пищи, болезни раннего детского возраста — корь, скарлатина, дизентерия, полиомиелит, рахит, патология верхних дыхательных путей; состояние эндокринной системы, умственные спо­собности, общее развитие ребёнка, осанка, наличие деформаций других частей тела; со­стояние желудочно-кишечного тракта; занятие спортом; привычная поза сна, занятий; тип дыхания (носовое, ротовое), наличие аденоидных разрастаний и увеличение минда­лин, частые насморки, гнусавость.

Учитывают сроки прорезывания молочных и постоянных зубов, ранние патологичес­кие процессы, травмы и оперативные вмешательства в челюстно-лицевой области, свое­временность лечения молочных и постоянных зубов (кариес, пульпит, периодонтит), не­своевременное удаление молочных зубов и причина, своевременность и рациональность протезирования при необходимости, вредные привычки.

Под вредными привычками подразумевают разнообразные детские привычки, отрица­тельно влияющие на рост и развитие челюстных и других лицевых костей и прилегающих к ним мягких тканей. К таким привычкам относятся сосание или прикусывание пальца, языка, губы, карандаша, края одеяла, неправильное глотание и дыхание ртом, статические привычки определённого положения тела во время сна, неправильная речевая артикуля­ция, ночной и дневной бруксизм и другие парафункции.

Некоторые вредные привычки, связанные с нарушением функций зубочелюстной сис­темы, сами дети и родители иногда не замечают. Врач обязан распознать их, обратить на это внимание и принять соответствующие меры. Так, например, привычка ребёнка жевать на одной стороне легко выявляется по отложению налёта и зубного камня на нерабочей стороне. На рабочей стороне можно отметить более раннюю смену зубов. Поспешное пе­режёвывание пищи иногда сопровождается прикусыванием щёк и языка, о чём можно су­дить по участкам кровоизлияния на слизистой оболочке, чаще в области боковых зубов.

Небрежная еда обычно сочетается с привычкой неправильного глотания (см. рис. 110, 111). Очень важно знать, как дышит ребёнок. Если он привык дышать через рот, а старает­ся дышать через нос, то это легко можно заметить по напряжённому выражению лица, вспомогательным движениям крыльев носа, затруднённому вдоху и шумному выдоху. Ребё­нок при этом очень быстро утомляется и вскоре делает глубокий вдох через рот, получая об­легчение. При наличии механического препятствия в носу жевание становится аритмич­ным, неравномерным, происходит задержка дыхания, что может вызвать гипоксию. При выявленном затруднении носового дыхания необходимо направить пациента к отола­рингологу, при нарушении речи — к логопеду, а при выявлении вредных привычек у школь­ников — к невропатологу или психиатру, так как это может явиться не только причиной формирования или усугубления зубочелюстной аномалии, но и невротическим синдромом.

При внеротовом исследовании обращается внимание прежде всего на симметрию лица и его частей, возможность свободного открывания рта. Измеряют расстояние между зубны­ми рядами, которое обычно равно 4,5—5 см. Конфигурация нижней трети лица часто име­ет большое диагностическое значение. Уже по изменению морфологических особенностей этой части лица можно поставить верный диагноз: носогубная и подбородочная складки, углы рта, величина ротовой щели, взаимоотношения между губами, их конфигурация и ли­ния соприкосновения, вид подбородка (скошенный назад, средний или выступающий).

Всё это характеризует ту или иную аномалию прикуса. Например, уплощённая верхняя гу­ба, выступающий подбородок и нижняя губа, перекрывающая верхнюю, являются характер­ными для мезиального прикуса. Резко выраженная подбородочно-губная складка, вывернутая кнаружи нижняя губа, скошенный подбородок, уменьшенная нижняя треть лица свойствен­ны так называемому птичьему лицу и характерны для нижней микрогнатии (см. рис. 79; 80, б).


33- Диагностика



Рис. 59. Степень интенсивности индексов OHI и OHI-S, индек­сы показывают степень мягкого налёта и зубного камня:

ZDI + ECI
OHI-S=--------------

п

О— нет налёта и камня; 1 — налёт покрывает меньше 1/3 поверх­ности коронки и также наддесневой камень; 2 — налётом покры­ты меньше 2/3 коронки и наддесневой камень также и/или от­дельные участки с поддесневым камнем; 3 — налётом покрыто больше 2/3 коронки, также наддесневой камень и/или поддесне-вой камень вокруг коронки.

Осмотр полости рта. Оценка зубной формулы и соответствие её возрасту. При осмотре выявляются аномалии зубов по их цвету и структуре тканей, форме, числу, положению. Обращают внимание на форму альвеолярных и зубных дуг, характер их смыкания. При ис­следовании зубного ряда часто возникает вопрос, не был ли удалён зуб, а если удалён, то какой. Если имеется по обеим сторонам от средней линии неодинаковое количество зубов, а промежутка нет, то значит, один какой-то зуб удалён, т.е. имеется дефект или истинная адентия, а промежуток закрылся в результате перемещения зубов.

Когда речь идёт о резцах и клыках, то легко по форме решить, какой зуб был удалён. Определённые трудности возникают, когда нужно отличить вторые молочные моляры от первых постоянных. При этом мог быть удалён шестой зуб или молочный пятый, на мес­то которого переместился постоянный моляр. Вопрос решается по степени их развития и с помощью рентгенологического исследования.

Описав аномалии отдельных зубов, переходят к изучению взаимоотношений зубных рядов, а затем исследуются челюстные кости. В области боковых зубов отмечают одно- или двустороннее сжатие, чрезмерное или недостаточное развитие альвеолярного отростка этих участков в вертикальном направлении, форму нёба — куполообразную, плоскую или готическую.

Исследуют также состояние слизистой оболочки: нормальное, воспалённое или другие патологические изменения. Оценивают величину и места прикрепления уздечек губ и язы­ка, щёчных тяжей, форму ската альвеолярных отростков и глубину преддверия полости рта.

Осматривают язык, его взаимоотношения с зубными рядами в покое и при глотании. При обследовании необходимо попросить показать кончик языка, тремор которого может быть признаком повышенной деятельности щитовидной железы. Пониженная активность кончика языка, если нет воспаления или новообразования, часто бывает обусловлена ко­роткой уздечкой.

Для оценки гигиены полости рта применяются «Oral Hygiene Index» (OHI) или «Simplified Oral Hygiene Index» (OHI-S) — Green Vermillion (рис. 59).

Признаками вредных привычек могут быть отшлифованные стиранием грани на зубах, заболевание пародонта отдельных или групп зубов, их подвижность, повороты, отсутствие контактов с антагонистами. Не следует забывать, что вредные привычки могут отражаться и на состоянии височно-нижнечелюстных суставов, что проявляется в виде боли или не­ловкости, головной боли. По виду деформации можно предположить наличие той или иной вредной привычки.

Весьма важным фактором является сохранность молочных зубов до их физиологичес­кой смены, характер и время существования дефектов зубных рядов и/или их деформаций и при необходимости — протезирование. Определяют характер движений нижней челюсти (прямо, равномерно, поступательно, толчкообразно, со смещением) при открывании или закрывании рта. Обращается также внимание на смещение или, наоборот, выравнивание межрезцовых линий во время открывания рта. При необходимости проводятся пальпация и аускультация височно-нижнечелюстных суставов.


62 Глава 3- Классификации зубочелюстных аномалий и методы диагностики в ортодонтии

Применяют клинические функциональные пробы (Ильина-Маркосян Л.В.) для диффе­ренциальной диагностики смещений нижней челюсти, помогающие определить направ­ление смещения и возможную причину (см. рис. 405, 406).

Первая проба (изучение в состоянии покоя). При осмотре лица пациента (фас и про­филь) обращают внимание на положение нижней челюсти в покое и во время разговора. Выявляют лицевые признаки аномалии прикуса, если они имеются.

Вторая проба (изучение привычной окклюзии). Пациенту предлагают сомкнуть зубы, не размыкая губ. Если имеется привычное смещение нижней челюсти, то лицевые призна­ки становятся более выраженными, прямо пропорционально величине смещения.

Третья проба (изучение боковых смещений нижней челюсти). Пациент широко откры­вает рот, и при этом изучают лицевые признаки, которые особенно заметны при имею­щемся латеральном смещении. Асимметрия лица при этом усиливается, уменьшается или исчезает в зависимости от причины.

Четвёртая проба (сравнение привычной и центральной окклюзии). Пациент сопостав­ляет зубы поочерёдно в центральной, привычной окклюзии, и при этом сравнивают гар­монию лица. Эта проба позволяет уточнить имеющиеся нарушения: степень смещения нижней челюсти, сужения или расширения зубных рядов, асимметрию.

Для уточнения дистального прикуса (прогнатии) применяется клиническая проба по Эшлеру—Биттнеру. Пациент смыкает зубы в привычной окклюзии, и врач запоминает профиль лица. Затем пациенту предлагают выдвинуть нижнюю челюсть вперёд до прямо­го смыкания передних зубов и нейтрального соотношения шестых зубов. Если профиль при этом улучшается, то аномалия обусловлена недоразвитием нижней челюсти или её ди-стальным положением. При ухудшении профиля причина аномалии заключается в недо­развитии верхней челюсти и её зубного ряда.

Нарушение мышечного равновесия в челюстно-лицевой области отражается на форми­ровании лицевого скелета, развитии и тонусе мышц шеи. Если смотреть в профиль на сто­ящего человека, то центры тяжести его головы, лопаточно-плечевого пояса, бёдер, колен­ных суставов и стоп находятся, как правило, на одной вертикальной линии, что характер­но для гармонично развитой структуры (см. рис. 120). При нарушенной осанке наблюда­ются следующие особенности: наклон головы вперёд, изменение направления взора, пло­ская грудная клетка, уменьшение её переднезаднего размера, изменение угла наклона рё­бер, сколиоз, выпячивание живота, вальвусное (О-образное) искривление ног, плоскосто­пие. Ортодонтическое лечение таких больных совместно с общим ортопедом улучшает осанку или нормализует её. Нарушение осанки, в свою очередь, создаёт предпосылки к на­рушению дыхания, особенно при сагиттальных аномалиях прикуса.

Изучение морфологии молочного прикуса у маленьких детей представляет большие трудности. Окклюзия в молочном прикусе характеризуется фронтальным перекрытием в пределах 1—2 мм, и во время жевания движения нижней челюсти происходят беспрепят­ственно, с распределением нагрузки равномерно на все зубы.

При правильном соотношении в молочном прикусе верхушка бугорка нижних клыков на­ходится между клыками и боковыми резцами верхней челюсти. H.Taatz установила, что такое смыкание имеет место у 59% пробандов, и это было названо нейтральным, или правильным, взаимоотношением (рис. 60). Положение, когда верхушка бугорка верхнего клыка попадает не точно между верхними клыками и боковыми резцами, а несколько смещена кзади, A.Kantorowicz назвал словом «дистализация», что, по его мнению, указывает на «дистально» действующие силы. H.Taatz нашла такую «дистализацию» у 41 % обследованных и попыталась связать с соотношением дистальных поверхностей вторых молочных моляров (см. рис. 37,43).

Она установила, что при нейтральном соотношении клыков моляры смыкаются или с наличием мезиальной ступеньки (52%), или их дистальные поверхности находятся в од­ной плоскости (48%). В то же время при наличии «дистализации» нижних клыков моляры смыкались с наличием мезиальной ступеньки у 19% детей и почти с такой же частотой (17%) имелась дистальная ступенька, а у 64% дистальные поверхности моляров находи­лись в одной плоскости (рис. 60).


 



33. Диагностика 63

Мезиодистальные соотношения между верхними и нижними молочными клыками

Средние размеры вторых молочных моляров при наличии

различие: + 0,67 мм +1,17 мм + 0,95 мм

Рис. 60. Расположение дистальных поверхностей зубных рядов молочного прикуса в зависимости от ширины вторых молочных моляров (объяснение в тексте).

Эти данные могут служить прогностическим признаком возможного образования в даль­нейшем дистального прикуса, а именно: 1 — если верхний и нижний клыки контактируют «бугорок в бугорок», 2 — если при измерении модели имеется расстояние около 2,0 мм меж­ду дистальной поверхностью верхних и нижних молочных клыков, 3 — если оба зубных ряда заканчиваются дистальной ступенькой или, по меньшей мере, находятся в одной плоскости.

Таким образом, нельзя связывать с дистальным прикусом «дистализацию», так как она встречается гораздо чаще, примерно в соотношении 9:40, и лечения не требует. В то же вре­мя дистальный прикус может образоваться при наличии других неблагоприятных обстоя­тельств, например, при сужении челюсти (уменьшение трансверзального размера) или при протрузионном выстоянии фронтальных зубов.

В постоянном прикусе для оценки ширины зубных дуг применяются общеизвестные индексы Pont, а для определения трансверзального размера зубной дуги молочного прику­са применима другая методика: измерительные точки на верхней челюсти (см. рис. 61) рас­полагаются в самом глубоком месте жевательной борозды первых моляров (передняя ши­рина) и в самой глубокой точке язычно-мезиальной бороздки второго моляра (задняя ши­рина). На нижней челюсти при правильном прикусе соответствующие точки находятся на щёчно-дистальных бугорках первых моляров (передняя ширина) и на средних щёчных бу­горках вторых моляров (задняя ширина).

Если соединить полученную линию передней ширины перпендикуляром Lo с губной поверхностью (ближе к режущему краю) коронки центральных резцов, то получим длину переднего участка зубной дуги (см. рис. 61). В клинике это можно сделать с помощью обыч­ного или ортодонтического циркуля. В таблице 1 представлены данные об этом индексе.

A.M.Schwarz предложил дополнительный метод для определения формы зубной дуги в молочном прикусе. Диагностические модели верхней и нижней челюстей ориентируют по срединной линии, соответствующей срединному нёбному шву, и перпендикулярно к ней по линии, проходящей через поперечные фиссуры вторых моляров (см. рис. 62). Если из точ­ки пересечения провести полуокружность, то она должна проходить через щёчные бугорки молочных моляров, верхушки клыков и режущие края передних зубов. Измерения молоч-


64 Глава 3- Классификации зубочелюстных аномалий и методы диагностики в ортодонтш




 


Рис. 61. Измерительные точки для определе- Рис. 62. Образец молочной зубной дуги по

ния передней и задней ширины зубных дуг, A.Schwarz с узкой верхней челюстью, тремами

а также передней длины зубной дуги (на верх- и протрузией передних зубов,
ней челюсти Lo) в молочном прикусе.

ных зубных рядов, не имеющих диастем и трем, показали, что трансверзальный размер зуб­ной дуги на 2—3 мм меньше, чем при зубной дуге, имеющей тремы и диастемы, хотя форма её всё равно соответствует полукругу. Трансверзальный размер между нёбными поверхнос­тями вторых моляров, по данным Korkhaus и E.Neumann, должен составлять минимально 28 мм. В противном случае авторы считают, что имеется препятствие росту.

Таблица 1

Индексы для молочного прикуса с диапазоном колебаний в 5% (по Eismann und Warnatsch)

 

Сумма ширины резцов SJ Передняя ширина зуб­ной дуги 54:64 84:74 Задняя ширина зубной дуги 55:65 85:75 Передняя длина зубной дуги
Молочный прикус без первичных промежутков
  30,4-37,1 35,5-41,9 13,1-17,7
  30,8-37,4 36,1-42,4 13,5-18,0
  31,3-37,8 36,7-43,0 13,8-18,3
  31,8-38,2 37,3-43,5 14,2-18,6
  32,2-38,7 37,9-44,1 14,5-18,9
  32,6-39,1 38,5-44,7 14,8-19,2
  33,0-39,5 39,0-45,3 15,1-19,5
  33,4-40,0 39,6-45,9 15,4-19,9
Молочный прикус с первичными промежутками
  28,7-35,1 32,6-40,8 11,5-18,2
  29,4-35,7 33,5-41,6 12,0-18,5
  30,1-36,3 34,5-42,4 12,5-18,8
  30,8-36,8 35,4-43,2 12,9-19,2
  31,4-37,5 36,3-44,1 13,4-19,6
  32,1-38,2 37,2-45,0 13,7-20,0
  32,6-38,8 37,9-45,9 14,1-20,5

33- Диагностика



 


 


Рис. 63. Измерение скуловой ширины акушер­ским циркулем.


Рис. 64. Определение лицевого индекса (Izard G.).


Для каждого человека нет точной, единственной формы зубной дуги. Определения, данные ещё Мюльрейтером по отношению к нижнему и верхнему зубным рядам, парабо­лический и полуэллиптический соответственно — весьма приблизительны. Тем не менее, имеются попытки геометрического построения зубных рядов на основании ширины зу­бов. Наибольшее предпочтение отдают методу Пона, который, подобно антропологичес­кому индексу головы: шиРина х 1"" t вычислил 2 индекса. Какую же форму зубной дуги

длина надо создавать при лечении? Прежде всего надо знать пределы для исправления.

В норме существует определённая зависимость между скуловой шириной лица и шириной зубной дуги верхней челюсти. С помощью индекса Pont можно получить данные о величине зуб­ных дуг. Для определения скуловой ширины применяют акушерский циркуль (рис. 63), который устанавливается на 2—2, 5 см впереди от козелка уха. Так как, по данным Изара, для скелетиро-ванного черепа отношение «ширина зубной дуги/скуловая ширина» составляет как 1:2, то необ­ходимо делать поправку на толщину мягких тканей, а именно у детей 6 лет «— 8 мм», у более стар­ших, до 18 лет, необходимо вычитать 10 мм. Например, если у дошкольника величина скуловой ширины равна 110 мм, то из этой цифры вычитается 8 мм и делится на 2. При этом получается соответствующая для данного черепа ширина зубной дуги, а именно 51 мм.

Для определения наибольшей ширины зубной дуги необходимо измерить расстояние между наиболее выступающими точками щёчной поверхности у заднего края молочного моляра (позднее 1, 2, 3-го постоянного моляра). Сравнение между истинной величиной и должной (по индексам Изара* и Пона) наглядно покажет, соответствует ли величина зуб­ной дуги типу черепа или нет.

Исследование и анализ диагностических контрольных моделей. С давних пор учёные об­ратили внимание на необходимость изучения моделей зубных рядов, так как диагноз и план лечения не всегда возможно установить лишь на основании только клинического

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...