Цели, задачи и процессы управления производством
Положение предприятия в рыночной экономике меняется коренным образом: становясь объектом товарно-денежных отношений, оно обладает экономической самостоятельностью и полностью отвечает за результаты своей хозяйственной деятельности. Это требует значительного расширения сферы управления и самоуправления, увеличивает объем и усложняет характер выполняемых менеджерами работ. Существенно возрастает и ответственность за своевременность и качество принимаемых решений. Повышается роль маркетинговых исследований, позволяющих изучить динамику потребностей на рынке товаров и услуг и разрабатывать стратегию предприятия. Научно-технический прогресс обеспечивает управленческие нововведения, направленные на создание условий для эффективной работы. Все большее значение приобретает менеджмент персонала, занимающего ключевое положение в ресурсном потенциале и по существу предопределяющего успех предприятия в достижении его целей. В условиях динамизма внешней среды стало практически невозможным обеспечивать нормальную работу предприятий, сосредоточиваясь только лишь на текущей ситуации, на внутренних проблемах. Изменение позиций поставщиков и потребителей, возрастание конкуренции, интенсивное научно-технологическое развитие, относительно невысокая конкурентоспособность производимых отечественных продукции и услуг приводят к тому, что предприятиям становится сложнее предугадывать будущую ситуацию и адаптироваться к ней. Эффективное внутрифирменное управление служит основой для разработки взаимоувязанных мер, направленных на стабилизацию экономической ситуации на предприятиях и создание предпосылок их дальнейшего роста.
В условиях развития рыночных отношений каждое предприятие, каждый руководитель должны иметь свою хозяйственную стратегию, найти главное звено успешной конкурентной борьбы. Без стратегического видения будущего, без поиска долговременных конкурентных преимуществ невозможно достичь эффективного функционирования предприятия, бизнеса. Белорусские предприятия, получив определенную экономическую самостоятельность и очутившись в условиях рынка, оказались во многом неспособными предпринять действия по адаптации к возникшей ситуации. Если на предприятии, управляемом центральными органами, хозяйственная активность вызывается утвержденным планом, то в рыночных условиях она зависит непосредственно от потребителей. Успех предприятия, которое ведет свою деятельность в условиях сильной конкуренции и постоянных изменений, как в экономической системе, так и в сознании потребителей, во многом зависит от профессиональной подготовки лиц, ответственных за управление предприятием. Многие факторы во внешнем окружении подвергаются непрерывным изменениям (например, курсы валют, цены на сырье, материалы и комплектующие, внедрение новых технологий и т.п.) и трудно поддаются предвидению. Умение быстро замечать происходящие процессы, перемены и тенденции, позволяет не только в достаточной степени распознать возникающие угрозы, возможные шансы и появившиеся благоприятные случаи, но и предпринять необходимые шаги и действия, направленные на приспособление к возникшей ситуации. Такой подход отличается от превалировавшего у нас взгляда на управление, при котором успех предприятия определяется прежде всего рациональной организацией производства продукции, снижением издержек, развитием специализации, т.е. воздействием управления на внутренние факторы производства. Развал СССР и образование Республики Беларусь как самостоятельного, независимого государства повлекли разрушение жестких экономических связей с поставщиками и потребителями производимой в стране продукции, т.е. утрату традиционных рынков сбыта.
Эффективное функционирование предприятия в условиях рыночной экономики требует, чтобы были определены не только цели и способы их достижения, но и оценены шансы на успех и угрозы, которые могут возникнуть при его развитии. Таким образом, руководство должно программировать текущие, оперативные и перспективные задачи, иными словами, должно разработать целостную концепцию развития и будущую позицию на рынке и во внешнем окружении, т.е. в соответствии с современной теорией управления необходимо определить стратегию предприятия. Стратегия предприятия обязательно должна учитывать продуманные долговременные цели и задачи этой фирмы (новые ценности для ее клиентов, изделия, услуги, формы продажи и т.д.), а также направления вложения тех средств, которые имеются в ее распоряжении и предназначаются для достижения поставленных целей. Подражание стратегии других предприятий вместо создания своей собственной чаще всего не приносит успеха. Как правило, в большинстве случаев отечественные предприятия не имеют ясной и четко разработанной стратегии деятельности. На вопрос о стратегии предприятия чаще всего приходится слышать в ответ, что речь идет о развитии, а это не совсем точно. Опыт добившихся успеха предприятий (например, ПО «Интеграл» и некоторые другие) свидетельствует о том, что они располагают очень продуманной, выверенной, четко определенной стратегией деятельности. Из этого следует, что функции управления предприятием должны приобретать в настоящее время качественно новые черты и особенности: на первое место по значению вышли задачи планирования перспективного (стратегического) развития, которые дополняются функцией маркетинга. Соответственно изменяется и функция контроля. Основное предназначение предприятия характеризуется цепочкой:
Стратегия предприятия заключается в том, чтобы посредством своей производственной функции предоставлять продукты или услуги для удовлетворения основных потребностей потребителей. Определение того, какие именно потребности берутся в качестве цели деятельности фирмы, является стратегическим решением, при котором должны учитываться данные из всех функциональных областей.
В области производственной деятельности к наиболее важным стратегическим решениям относятся решения о том, как, когда и где производить товары или предоставлять услуги. Производство может обеспечить конкурентоспособность продукции, предприятия различными методами: 1. Лидерство по минимуму затрат; 2. Технические характеристики продукции (конструкция позволяет эксплуатировать изделие с более высокими показателями, например, автомашина может разогнаться от 0 до 100 км/час всего за 5 сек); 3. Надежность изделия (рекламу автомобилю можно сделать при минимуме поломок на 10000 км пробега); 4. Прочность изделия (часы марки «Таймекс» известны тем, что «их бьют, а они все идут»); 5. Скорость доставки (новая сфера услуг доставка не позже, чем на следующий день); 6. Гарантированное время доставки (выполнение заказа на доставку к указанному времени); 7. «Индивидуализация» изделий по требованиям заказчиков (общество услуг); 8. Внедрение продукции на рынок; 9. Гибкое регулирование объема в соответствии со спросом.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|