Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Развитие теорий организации и управления производством до начала научно-технической революции




Впервые применил «систему» управления предприятием Р. Аркрайт (1732 – 1792 гг.) – английский текстильный фабрикант. Он установил для рабочих «фабричный кодекс», по которому рабочие должны были работать строго по расписанию. За каждое отклонение от этого расписания рабочие штрафовались.

Основателем школы научного управления (1885 – 1920 г.г.) был Ф.У. Тейлор (1856 – 1915 г.г.), положения его теории изложены в работах «Управление фабрикой» (1903 г.) и «Принципы научного управления» (1911 г.):

1. Замена традиционных рутинных методов работы научными, основанными на глубоком изучении каждого элемента работы и отборе наиболее производительных;

2. Отбор наиболее физически сильных рабочих, лучше приспособленных к выполнению соответствующей работы;

3. Их обучение и тренировка научным методом и установление по их производительности норм (или как он называл «уроков»), по которым должны работать все рабочие;

4. Сотрудничество между администрацией и рабочими в практической реализации его организации труда;

5. Отделение функций и ответственности по руководству и подготовке работ от их непосредственного выполнения (рабочий не должен заниматься умственной работой, требуется, чтобы он был туп, флегматичен, и «походил на вола»).

Эти принципы легли в основу реорганизации производства и нашли широкое применение в практике управления предприятиями.

Еще один представитель этой школы Гаррингтон Эмерсон в книге «Двенадцать принципов производительности» (1912 г.) сформулировал до настоящего времени основополагающие правила эффективной управленческой деятельности:

1. Отчетливо поставленные цели и идеалы, к достижению которых должны стремиться каждый руководитель и его подчиненные на всех уровнях управления;

2. Здравый смысл при анализе каждого нового процесса и учет перспективных целей;

3. Компетентность консультации – необходимость специальных знаний (подлинно компетентный совет может быть только коллегиальным);

4. Дисциплина (строжайшая дисциплина исполнителей как внешняя – строгое выполнение правил внутреннего распорядка, выполнение указаний, так и внутренняя – чистота рабочего места, подтянутость, опрятность, внимательность);

5. Справедливое отношение к персоналу, включая вопросы оплаты труда;

6. Быстрый, надежный, полный, точный, постоянный учет результатов производства, обеспечивающий руководителя необходимыми сведениями;

7. Диспетчирование, т.е. постоянное централизованное наблюдение и регулирование хода производства;

8. Нормы и расписания;

9. Нормализация условий работы, обеспечивающая такое сочетание времени, усилий, себестоимости, при котором достигаются наилучшие результаты;

10. Нормирование операций, т.е. установление времени и последовательности выполнения каждой операции без подавляющей медлительности, но ниже утомительной скорости, чтобы хорошее нормирование дало «рабочему личную радость и все богатство коллективного проявления личных сил»;

11. Составление письменных стандартных инструкций, обеспечивающих четкое закрепление всех правил выполнения работы;

12. Вознаграждение за производительность – поощрение труда каждого работника в зависимости от условий работы, оборудования и личности исполнителя.

Кроме этих, он приводит и другие правила:

13. Каждая высшая ступень управления существует не для удовлетворения тех, кто стоит выше, а для обслуживания тех, кто работает ниже;

14. Начальник существует только для того, чтобы делать производительной работу подчиненных;

15. Подчиненный существует для того, чтобы расширять и продолжать личность начальника.

Он впервые отметил необходимость комплексного подхода к решению сложных задач организации и управления производством с учетом их эффективности (понятие, введенное им впервые), под которой он понимал максимально выгодное соотношение между затратами и результатами.

Форд Г. – старший (1863 – 1947 г.г.) – основатель американского автомобилестроения, основатель т.н. теории «фордизм» и основоположник «производственной концепции маркетинга» ( книги «Моя жизнь, мои достижения», «Сегодня и завтра»), основные положения которых:

1. Массовое поточное (конвейерное) производство, что дало возможность дробления любой работы на мелкие операции, использовать малоквалифицированных рабочих, снижать нормы времени на операции, добиваться высокой скорости конвейера и в итоге снижения затрат на производство. Выдвигаемые Фордом идеи призваны оправдать действия его предприятия: например, почему все его выпускаемые автомобили имели только черный цвет. Форд в ответ говорил: «Дайте им модель «Ти» любого цвета, только пусть она будет черной». Дело в том, что черная краска была самая дешевая, быстрее всех сохла на конвейере, что позволяло экономить на издержках. Форд любил повторять: «С одной стороны – высокое качество автомобиля, а с другой – низкая цена, между ними – искусство моих менеджеров».

2. Высоко оплачивать труд каждого рабочего и следить за тем, чтобы он работал все 48 часов в неделю, но не больше;

3. Обеспечить оптимальное состояние всех машин, настаивать на их абсолютной чистоте;

4. Приучать людей уважать окружающих и самих себя.

Форд подчеркивал, что одна из целей промышленности – это не только снабжение потребителей, но и их создание. В 1914 г. он ввел на своих заводах самую высокую оплату труда – 5$ в день против 2$ в целом по США, что вызвало возмущение многих предпринимателей. Однако он был убежден, что, если его рабочие не станут хорошо зарабатывать, то не смогут быть активными потребителями товаров, вследствие чего в США не появится средний класс, от социальной стабильности которого зависит динамичное развитие экономики страны. Он установил 8-часовой рабочий день, открыл школы, где усердным и талантливым ученикам выплачивались стипендии, создал социологическую лабораторию, а главное – постоянно заботился о потребителе, обращая внимание на безупречное качество изделий, развитие сети сервиса, постоянное совершенствование автомобилей с одновременным регулярным снижением цены.

Разновидностью школы научного управления является классическая или административная школа (1920 – 1950 г.г.), которая занималась изучением роли и функций менеджера в производстве. Считалось, что, как только определялась суть работы управляющего, легко можно было выявить наиболее эффективные методы управления.

Одним из пионеров разработки этой идеи был Файоль А. (1841 – 1925 г.г.) (француз американского происхождения). Он впервые разделил весь процесс управления на 5 основных функций: планирование, организация, подбор и расстановка кадров, руководство (координация), контроль (1923 г.). Это его главный вклад.

Однако со временем положительные элементы научного управления привели к формированию системы строго определенной принудительной работы. Труд рабочего стал более интенсивным и тяжелым, в результате усилился антагонизм между рабочими и руководителями. Выявился и еще один недостаток: не учитывалось влияние внешней среды организации.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...