Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

События, вызывающие душевный подъем




1. Хорошие отношения с супругом или возлюбленным

2. Наличие достаточного времени на лю­бимые дела

3. Приход гостей, телефонный звонок, получение письма

4. Наличие денег на отдых и развлечения

5. Проведение времени с детьми

6. Свободное время

7. Музыка

8. Неожиданное получение денег

9. Проведение времени с семьей

10.Секс

Источник: заимствовано из работы Kanner, Coyne, Schaefer& Lazarus (1981).

Рис. 8.8. Пример изменения отношения к проблеме.

Как справиться со стрессом

Что бы с нами ни происходило — важные события или мелкие неприятности, — мы должны уметь справляться со стрессом. Для этого необходимо постоянно старать­ся управлять событиями, вызывающими его. Шэйвер и О'Коннор (Shaver and O'Connor, 1992) выделяют три способа, позволяющих успешно бороться со стрессом:

1. Решить свою проблему.

2. Изменить отношение к проблеме.

3. Смириться с наличием проблемы, но постараться уменьшить влияние вы­званного ею стресса на свой организм.

Если вы решили воспользоваться первым способом, то пытаетесь устранить свою проблему. Вы четко ее формулируете, рассматриваете имеющиеся у вас воз­можности и выбираете один или несколько вариантов в качестве решения. Пред­ставьте себе, например, что вы пришли в стрессовое состояние, получив известие о том, что не можете продолжать обучение в колледже, поскольку у вас низкий средний балл. Во-первых, вы формулируете свою проблему: вас исключают из коллед­жа. Затем надо обдумать, какие варианты действий можно предпринять. Можно перейти в другой колледж, выбрав для себя учебное заведение с более низкими тре­бованиями, где будет легче учиться. Можно пойти работать или вообще выбрать для себя другую профессию. Последний вариант — обратиться с апелляцией к дека­ну. Теперь необходимо выбрать наилучший вариант решения. По данным Пирлин и Шулер (Pearlin and Schooler, 1978), люди, которые решают свои проблемы, чаще других довольны собой и ощущают себя хозяевами своей жизни. Второй способ борьбы со стрессом заключается в том, чтобы изменить свое первоначальное отно­шение к проблеме. Вы решаете, что ваша ситуация вообще не является проблемной. Можно посмотреть на неприятности как на способ закалки характера. Студент мо­жет радоваться тому, что его выгнали из колледжа, поскольку больше не надо кор­петь над учебниками и платить за обучение. Часто людям удается найти в стрессо­вых ситуациях смешные стороны. Человек на рис. 8.8 явно старается изменить свое отношение к проблеме транспортных пробок!

Последний способ справиться со стрессом — это смириться с проблемой, но принять меры, чтобы избежать вредного влияния стресса на ваш организм. Если вы расстроены и испытываете стресс, полезно взять тайм-аут и немного отдохнуть. Этот метод особенно эффективен в том случае, если проблему нельзя ни обойти, ни ре­шить. Например, матери нескольких детей дошкольного возраста совершенно необ­ходимо выделить себе какое-то личное время для отдыха и развлечений.

Упражнение 8.13

Каждый из описанных ниже персонажей борется со стрессом. Укажите, какой стратегией он пользуется — решает проблему, изменяет свое отношение к ней или, смирившись с проблемой, старается уменьшить влияние на свой организм стресса, вызванного ею.

а. Мисс А. попала в автомобильную катастрофу и получила травму шеи. Она утверждает, что в результате этого несчастного случая стала лучше пони­мать людей, у которых постоянно что-то болит. _______________

б. В ресторане м-р Н. и его новая знакомая были вынуждены более получаса ждать, пока их обслужат. Он начал отпускать шутки по поводу медлительно­сти официантов, но в конце концов решил, что в результате этой задержки у них оказалось больше времени на беседу. __________________

в. Начальник крайне низко оценил работу м-ра В. М-р В. думал о том, чтобы уволиться, перейти в другой отдел или обжаловать решение начальника. Он выбрал последний вариант. __________________________

г. Стол миссис X. в офисе стоит рядом со столом женщины, у которой громкий визгливый голос. Чтобы снять напряжение, миссис X. каждый день во время обеденного перерыва совершает спокойную пробежку по парку. _____

Проверьте себя по разделу «Ответы», помещенному в конце главы.

Кортизол: гормон, выра­батываемый ор­ганизмом при стрессе; участ­вует в процессе превращения белков в энер­гию, поддержи­вает уровень ар­териального давления и ослаб­ляет иммунную систему.

Стресс и иммунная система

Исследования убедительно доказывают, что стрессовые пережи­вания могут ослаблять иммунную систему. Майер и Лауденслагер (Maier and Laudenslager, 1985) сообщают, что состояние иммунной си­стемы зависит от перенесенных в прошлом стрессов. В стрессовом со­стоянии в организме человека вырабатывается гормон кортизол. Кор­тизол способствует появлению дополнительной энергии и поддержи­вает уровень артериального давления, но, к сожалению, он также ослабляет иммунитет. Возможно, вам случалось заболеть после того, как вы в течение какого-то периода находились в состоянии напряже­ния. После того как студенты проводят долгие часы за книгами, гото­вясь к экзаменам, они часто простужаются и во время сессии болеют гриппом. Выдержка из статьи, приведенная в Приложении 8.6, и диаграмма на рис. 8.9 являются подтверждением наличия связи между стрессом и обычной простудой.

Стресс и болезни

В то время как стресс делает человека более уязвимым для болезни, сама бо­лезнь часто приносит с собой все новые его факторы. Вы не успеваете выполнить работу к сроку. Приходится принимать невкусные лекарства, да еще и беспокоить­ся, помогут ли они. Вы колеблетесь — то ли обратиться к своему врачу, то ли узнать мнение другого специалиста. Болезнь действительно добавляет множество допол­нительных факторов стресса.

Ваше выздоровление может зависеть от того, как вам удается справиться со стрессом, связанным с вашей болезнью. Хотя в большинстве научных работ в цент­ре внимания болезни сердца (см. главу 9), недавно было проведено исследование влияния эмоциональных факторов на лечение рака. Давид Шпигель со своими коллегами (David Spiegel and others, 1989) сообщает, что больные раком женщины, по­сещающие группы поддержки, живут в среднем на два года дольше, чем их товари­щи по несчастью, которые не получают эмоциональной поддержки. Аналогичные сведения сообщаются в Приложении 8.7. Несмотря на то что в настоящее время для доказательства возможности лечения рака и других болезней чисто эмоциональны­ми методами не хватает данных, исследования и эксперименты продолжаются.

 

Рис. 8.9. Стресс и вирусы, вызывающие простудные заболевания. На диаг­рамме представлена зависимость количества испытуемых, заболевших про­студой после преднамеренного заражения пятью различными вирусами, от уровня стресса. (Источник: New England Journal ofMedicine.)

Приложение 8.6. ПСИХОЛОГИЯ СЕГОДНЯ

ЕСЛИ НЕ ХОТИТЕ ПРОСТУДИТЬСЯ — НЕ БЕСПОКОЙТЕСЬ ОБ ЭТОМ

Медицинские исследования подтвер­ждают инстинктивную веру людей в то, что, когда человек испытывает стресс, вероятность простудиться повышается. Самой яркой демонстрацией связи меж­ду испытываемыми человеком эмоциями и подверженностью инфекционным за­болеваниям послужило исследование ученых из США и Великобритании, кото­рое показало, что высокий уровень пси­хологического стресса приводит к сниже­нию сопротивляемости вирусным инфек­циям, из-за чего вероятность простудить­ся может повыситься почти вдвое.

Несмотря на то что мало кто из меди­ков ставит под сомнение важность роли эмоциональных расстройств в развитии целого ряда заболеваний от инфаркта и рака до аллергии и язвенной болезни, полного понимания характера зависимо­сти между стрессом и болезнями и меха­низмов ее осуществления пока еще не достигнуто. Проведенные за последнее десятилетие многочисленные исследова­ния продемонстрировали влияние сильно­го стресса на иммунную систему, кото­рая является линией обороны, защищаю­щей организм от болезней.

Источник: Brody, J. (1991, August 29). To avoid catching cold, don't worry about it. The New York Times, A-24.

Контрольные вопросы

Пользуясь следующими вопросами, проверьте, насколько хорошо вы усвоили материал заключительного раздела главы. Найдите и отметьте единственный пра­вильный ответ на каждый вопрос.

24. Какие виды сильных эмоций могут вызывать стресс? а. Только гнев б. Гнев и страх в. Страх и радость г. Гнев,страх и радость

25. Какие события вызывают наибольший стресс, по мнению Холмса и Раз? а. Радостные переживания б. Горестные переживания в. Как радостные, так и горестные переживания г. Мелкие неприятности

26. Некоторые психологи утверждают, что бытовые неурядицы являются более сильными факторами стресса, чем важные события. Согласно научным представлениям, что может повысить нашу сопротивляемость стрессам, вызван­ным этими неурядицами? а. События, вызывающие душевный подъем б. Крупные неприятности в. Болезнь г. Другие неурядицы

27. Рауль постоянно прилагает усилия к тому, чтобы урегулировать проблемы, вызывающие у него стресс. Что он делает? а. Расслабляется б. Борется со стрессом в. Понижает свой иммунитет г. Сопротивляется

28. Миссис П. сформулировала проблему, рассмотрела имеющиеся у нее воз­можности и выбрала решение. Какой метод она использовала? а. Решение проблемы б. Изменение отношения к проблеме

в. Примирение с проблемой

г. Все вышеупомянутые методы

29. Какой вывод можно сделать из имеющихся в настоящее время данных о вза­имосвязи между эмоциональным состоянием больного и характером тече­ния рака?

а. Причиной рака являются эмоциональные проблемы. б. Эмоциональные факторы не влияют на лечение рака. в. Эмоциональное сочувствие может заменить все прочие методы лечения -

рака. г. Эмоциональные факторы играют определенную роль в лечении рака.

Проверьте себя по разделу «Ответы», помещенному в конце главы. Если, отве­чая на эти вопросы, вы испытывали затруднения, перечитайте текст еще раз. Если же ни один из этих вопросов не вызвал у вас никаких затруднений, вы вполне готовы перейти к самостоятельной работе.

Приложение 8.7. ПСИХОЛОГИЯ СЕГОДНЯ

ВРАЧИ СЧИТАЮТ УТЕШЕНИЕ САМЫМ ВЕРНЫМ ЛЕКАРСТВОМ

«Лечение — иногда, утешение — все­гда» — таков был девиз врачей в про­шлом, когда личное общение врача с больным было более мощным лечебным действием, чем любые снадобья.

В наше время возникло движение вра­чей против чрезмерного увлечения техни­ческими средствами и обезличивания ме­дицины, направленного на увеличение «пропускной способности», и некоторые врачи настаивают на возрождении утра­ченного искусства утешения больного. Их воодушевляет постоянно растущее коли­чество научных открытий, демонстриру­ющих силу влияния эмоционального со­стояния пациента на течение болезни.

Об этом говорят и результаты недав­но проведенного в университете штата Миннесота исследования. Среди 100 боль­ных лейкемией, готовившихся к операции по пересадке костного мозга, 13 человек страдали от тяжелой депрессии. Двенад­цать из них умерли в течение года после операции. В то же время 34 из 87 пациентов, не испытывавших депрессии, были живы и через два года.

Из пациентов, которые ощущали сильную эмоциональную поддержку сво­их супругов, родственников или друзей, 54 % прожили после трансплантации бо­лее двух лет, в то время как из тех, кто считал, что почти не получает социальной поддержки, двухлетний рубеж преодо­лели только 20%...

Объектом исследований, проведен­ных в нью-йоркском госпитале «Гора Си­най» и на медицинском факультете Северо-Западного университета в Чикаго, были больные преклонного возраста, по­ступившие а больницу с переломом бед­ра. Те пациенты, которые одновременно проходили обследование психического состояния и в случае необходимости по­лучали соответствующее лечение, выпи­сывались из больницы в среднем на два дня раньше, чем те, кто получал лечение лишь от перелома, как это обычно приня­то на ортопедических отделениях...

Источник: Goleman D. (1991, November 26). Doctors find comfort is a potent medicine: Support can be more effective than chemotherapy. The New York Times, C-l.

 

ОБЩИЙ ОБЗОР ГЛАВЫ

Ниже приведен список тем для самостоятельной работы.

1. Дайте определение эмоций.

2. Перечислите три метода оценки эмоций и опишите их недостатки.

3. Объясните смысл и цель тренинга сензитивности.

4. Опишите, какую роль играют мимика и жесты в выражении эмоций.

5. Расскажите о зависимости способов выражения эмоций от культурных фак­торов.

6. Опишите физиологические изменения, происходящие в организме человека под воздействием эмоций.

7. Расскажите о недостатках детектора лжи в обнаружении обмана.

8. Перечислите три вида основных эмоций.

9. Объясните, почему причиной гнева является фрустрация.

10. Приведите примеры трех типов конфликтов, приводящих к фрустрации.

11. Опишите роль головного мозга и научения в развитии агрессивности.

12. Перечислите четыре варианта способов обуздания гнева и опишите метод, позволяющий взять под контроль неприязненные чувства и гнев.

13. Расскажите, какая взаимосвязь существует между радостью и счастьем.

14. Объясните разницу между обоснованными и необоснованными страхами.

15. Расскажите о причинах стресса и приведите примеры событий, вызываю­щих стресс.

16. Перечислите три метода борьбы со стрессом.

17. Расскажите о влиянии стресса на иммунную систему и подверженность за­болеваниям.

Ответы

Ниже приведены правильные ответы ко всем упражнениям и вопросам. Если вы дали неверный ответ на вопрос какого-либо из упражнений, перечитайте текст, предшествующий упражнению, а затем вернитесь к вопросу и ответьте на него сно­ва — на этот раз правильно.

Ответы на упражнения

8.1. а. Словесное описание: люди не всегда осознают свои эмоции. Даже если человек осознает свои эмоции, он иногда не хочет делиться своими чув­ствами с окружающими.

б. Наблюдение: не позволяет отличить эмоции друг от друга. Одно и то же поведение может отражать совершенно разные эмоции.

в. Измерение физиологических показателей организма: наличие изменений физиологических показателей не позволяет отличить эмоции друг от дру­га. Одни и те же изменения физиологических показателей могут быть вызваны различными эмоциями.

8.2. а. Люси следует разобраться в своих чувствах. Ей может принести пользу обсуждение ее проблем в группе и поддержка членов группы.

б. Не исключено, что Люси будет тяжело принять острую критику в свой адрес. Это может причинить ей боль.

8.3. а. Вероятно, более надежные результаты дадут наблюдения м-ра Кларка за мимикой кандидатов. Мимика меньше зависит от воспитания и культур­ной среды и примерно одинакова у представителей различных народов.

б. Ни один из методов не позволяет понять, является ли поведение человека спонтанным или намеренным. Кандидат может притворяться специально, чтобы получить работу.

8.4. а. У м-ра Херкимера может появиться тошнота, сухость во рту, сильное серд­цебиение, повыситься артериальное давление, измениться кровоснабже­ние мышц, увеличиться частота дыхания и содержание адреналина в кро­ви, а также измениться кожно-гальваническая реакция.

б. Правое полушарие (височная доля).

8.5. а. Сильные эмоции приводят к быстрому выделению большого количества энергии, которая может принести пользу.

б. В результате переживания интенсивных эмоций в течение длительного времени повышается вероятность появления проблем со здоровьем. Силь­ные эмоции могут привести к очень резкому изменению сердечного ритма и даже к смерти.

8.6. а. Конфликт третьего типа

б. Конфликт первого типа

в. Конфликт второго типа

г. Конфликт первого типа

д. Конфликт третьего типа

е. Конфликт третьего типа

8.7. а. Джош

б. Майк и Хуан

8.8. Скорее всего, склонность к агрессивному поведению и насилию проявит Виктор. Пример родителей оказывает более сильное влияние на поведение ребенка,чем телепередачи.

8.9. а. Джуди вступит в прямой конфликт с преподавателем. Она попытается объяснить ему, насколько нелепо не принимать работу из-за столь незна­чительного опоздания, или спросит, всегда ли преподаватель сам сдает работы точно в срок.

б. Джуди перенесет свой гнев на кого-нибудь или что-нибудь другое. Она швырнет учебник в стену или начнет ссориться с ни в чем не повинной подругой.

в. Джуди не покажет вида, что рассердилась; она будет держать гнев в себе. Она может почувствовать тошноту или сухость в горле, а также прочие признаки дискомфорта.

8.10. а. Она могла бы изменить свое отношение к проблеме, убедив себя, что кур­совик не имеет для нее большого значения. Она могла бы даже попытать­ся сказать что-нибудь смешное, чтобы разрядить напряжение.

б. Чтобы дать выход эмоциональной энергии, она могла бы пробежаться или сыграть партию в теннис.

в. Она могла бы попытаться расслабиться либо с помощью глубокого дыха­ния, либо с помощью попеременного напряжения и расслабления муску­латуры.

8.11. Радость, дружеские отношения и душевный покой.

8.12. а. Событие, вызывающее душевный подъем.

б. Неприятность

в. Неприятность

г. Важное событие

д. Важное событие

е. Событие, вызывающее душевный подъем

8.13. а. Изменение своего отношения к проблеме

б. Изменение своего отношения к проблеме

в. Решение проблемы

г. Примирение с проблемой

Ответы на вопросы

1. в; 2.г; 3. б; 4.в;5.г; 6.б;7.г; 8.в; 9.в;10.г; 11, в;12.г; 13.д; 14.з; 15.и; 16. а; 17. е; 18. б; 19. ж; 20. н; 21. л; 22. м; 23. к; 24. г; 25. в; 26. а; 27..б; 28. а; 29. г.

Глава 9 РЕГУЛЯЦИЯ И АДАПТАЦИЯ

Невозможно заботиться о других,

прежде не позаботившись о себе.

Лиллейди Бэлленджер

Представьте себе, что вы на ярмарке. Со всех сторон вас окружают павильоны с аттракционами и балаганы, где идут представления. Вдруг вы обращаете внима­ние на следующую вывеску: «Великая прорицательница Гельда! Узнайте свое буду­щее! Всего за 10 долларов!» Вы подходите к павильону Гельды и читаете второе объявление: «Гельде известно ваше прошлое. Она знает о вас все». Вы заинтригова­ны. Вас разбирает любопытство, вы платите 10 долларов и входите в таинственный и темный павильон Гельды. Гельда сидит при свечах за круглым сто­лом, на котором лежит хрустальный шар и разбросаны карты со зна­ками зодиака. Вы садитесь напротив, и Гельда начинает убеждать вас в том, что прекрасно вас знает. «Гельде все известно. Вы чувствитель­ный человек, но окружающие не очень хорошо понимают вас. Вы за­ботитесь о других, и вас волнует, что о вас подумают. У вас отличное чувство юмора. Вы любите веселье и развлечения. У вас есть склонность отклады­вать неприятные дела "на потом". И потом вы чувствуете себя виноватым».

Потрясающе! Гельда сразу же довольно точно описала вашу личность и неко­торые из ваших проблем, связанных с адаптацией. Но ведь она просто перечислила качества, характерные для большинства людей. Гадалки часто пользуются такими обобщениями. Подобные перечисленным черты обнаруживаются почти у каждого человека. Психологи придумали более эффективные способы оценки личностных характеристик и адаптационных возможностей человека. В этой главе вы познако­митесь с распространенными проблемами адаптации, а также с некоторыми неизве­стными Гельде методами оценки личности и ее адаптационных возможностей.

Адаптация: умение при­спосабливаться к окружа­ющим обстоя­тельствам.

В любой культурной среде человек управляет собой на основании своей «Я»-концепции, то есть согласно его представлению о самом себе. В этой главе рас­сматриваются методы, используемые людьми для защиты «Я»-концепции. Приводит­ся обзор методов, с помощью которых психологи производят оценку личностных ха­рактеристик, и рассматриваются недостатки каждого из этих методов. Описывается целый ряд различных проблем, связанных с саморегуляцией. И наконец, предлага­ются некоторые пути становления здоровой личности.

ЧТО ТАКОЕ САМОРЕГУЛЯЦИЯ?

Вы, вероятно, не осознаете, как часто в повседневной жизни вам приходится управлять собой. Случалось ли, что над вашей шуткой никто не смеялся? Вы сразу же приспосабливались к возникшей неловкой тишине либо повторив фразу, в кото­рой заключалась вся соль шутки, либо объяснив ее смысл, либо «списав» молчание слушателей на то, что «до них не дошло». А может быть, вам приходилось явиться на вечеринку в самом затрапезном виде и обнаружить, что все остальные пришли в вечерних туалетах и парадных костюмах. В подобной ситуации вы могли в качестве оправдания пуститься в длинные объяснения причин, сказать о своей неосведом­ленности по поводу характера вечеринки или отделаться шуткой — например, что после праздника собираетесь сразу же поехать на рыбалку. В каждой из описанных ситуаций вам приходилось управлять своим мышлением и поведением.

Не всегда легко «взять себя в руки». Такие события, как вступление в брак, смерть близкого человека, поступление на новое место работы, требуют серьезных изменений в характере мышления и поведении. Регуляция — это непрерывный про­цесс приспособления человека к окружающим условиям и удовлетворения возника­ющих в данный момент потребностей. Человеку приходится адаптироваться к по­стоянно предъявляемым ему требованиям и различным стрессам.

Процесс регуляции включает в себя как внутренние, так и внешние измене­ния. К внутренней адаптации относятся изменения в установках, чувствах, эмоциях и мотивациях личности. К внешним изменениям относятся наблюдаемое поведение и поступки, в основе которых лежит внутренняя адаптация. Поскольку у человека появляются новые установки и чувства, он вносит поправки в свое внешнее поведе­ние. К внешним изменениям относятся также перемены в социальном положении, например принятие новой роли или появление новых отношений.

Представьте себе женщину, которая, примеряя прошлогодние летние туале­ты, обнаруживает, что они ей немного тесноваты. Ей хочется выглядеть лучше и быть в хорошей физической форме. Она решает записаться в группу аэробики. Ког­да она замечает, что за прошедший год поправилась, ее внутренние установки, каса­ющиеся собственного веса и фигуры, толкают ее на то, чтобы заняться изменением своей внешности. Такая внутренняя адаптация порождает еще одно внутреннее из­менение: стремление изменить свою внешность. В результате внутренней адапта­ции женщина приступает к внешней адаптации, а именно начинает выступать в но­вой для себя роли члена группы аэробики. Внешняя адаптация вызвана внутренни­ми изменениями. Внутренние изменения происходят в результате изменения «Я»-концепции или установок по отношению к себе.

«Я»-концепция: совокупность представлений человека о самом себе.

Самооценка: оценка челове­ком своих ка­честв и способ­ностей.

Упражнение 9.1

Представьте, что господин, изображенный на рис. 9.1, собрался что-то изме­нить в себе. Предложите по одному уместному в данной ситуации изменению из области внутренней и внешней адаптации.

а. Внутренняя: ___________________________________

б. Внешняя:_____________________________________

Проверьте себя по разделу «Ответы», помещенному в конце главы.

«Я» -концепция

Ваша «Я»-концепция — это ваше собственное представление о себе или образ самого себя, то есть совокупность ваших мнений о своем здоровье, внешности, ха­рактере, влиянии на окружающих, способностях и недостатках. Поскольку «Я»-концепция основана на вашем собственном суждении о самом себе, она не всегда соот­ветствует действительности. Одним из аспектов «Я»-концепции является самооцен­ка: человек с высокой самооценкой воспринимает себя в позитивном свете, в то время как при низкой самооценке «Я»-концепция носит не­гативный характер.

Сильный акцент на понятии «Я» характерен только для западно­европейской и североамериканской культур. В большинстве культур (в том числе в Азии, Латинской Америке и у многих народов юга Евро­пы) главное значение придается групповым или общинным ценностям. В этих культурах принято считать, что о человеке позаботятся члены его семьи или соплеменники (Lonner, 1988; Kitayama and Markus, 1992). Представители этих культур часто считают взгляды американцев эгоисти­ческими. Но поскольку большинство исследований регуляции проводилось на базе западной культуры, в них прослеживается сильная тенденция к подчеркиванию че­ловеческого «Я».

В западной культуре люди ощущают сильную потребность следить за своим поведением и внешностью. Даже в домах, где нет радио, телевизора, тарелок, дива­нов или столов, обязательно найдется минимум одно, а то и несколько зеркал. Ред­кий человек способен пройти мимо зеркала, не бросив даже беглого взгляда на свое отражение. Внешность — это аспект «Я»-концепции, который нетрудно оценить. Однако относиться к своей внешности можно по-разному. Один человек считает, что щетина на подбородке придает ему пикантный вид, а другой думает, что она свидетельствует о неряшливости.

Обычно ваше мнение о себе основывается на отношении к вам других людей. Процесс формирования «Я»-концепции начинается с детства. Имя, выбранное для ребенка родителями, отражает их отношение к нему. Например, есть основания ожидать, что человек, которого назвали Реджинальд Рэндольф Уоллингфорд III, ста­нет утонченной и сложной личностью. Маркус (Marcus, 1976) исследовал установ­ки по отношению к именам и обнаружил, что имена вызывают у людей следующие ассоциации: имя Джон связано с добротой и надежностью; Анна не может быть аг­рессивной; Агнес должна быть старой, а Робин — молодой и способной; от Тони ожидают общительности.

 

Рис. 9.1. Пока меня не было на работе.

Родители зачастую выбирают имена, которые отражают их надежды и ожида­ния, связанные с будущей личностью ребенка и его местом в жизни. Однако извест­но, что независимо от выбранного родителями имени поддержка, любовь, похвалы и интерес родителей к ребенку способствуют формированию у него позитивной «Я»-концепции и высокой, самооценки. Если ребенка постоянно ругать и редко про­являть к нему теплые чувства, то у него, скорее всего, сформируется негативная «Я»-концепция, или низкая самооценка. Дети с низкой самооценкой не уверены в себе, и у них слабо развито чувство собственного достоинства. У них чаще возника­ют трудности при общении с другими детьми, которые, в свою очередь, неохотно их принимают. В результате у детей с негативными «Я»-концепциями часто возникают поведенческие проблемы, из-за чего к ним хуже относятся сверстники, учителя, спортивные тренеры и другие групповые лидеры. А это еще больше «подрывает» самооценку таких детей. Бывали случаи, когда проблемы с «Я»-концепцией, возник­шие в первом классе, повлияли на всю дальнейшую жизнь ребенка.

Взрослея и развиваясь, дети начинают сравнивать себя с другими, задавая са­мим себе примерно такие вопросы: «Я такой же красивый, как Сол?», или «Я такая же хорошенькая, как Дана?», или «Могу ли я работать так же старательно, как Лес­ли?» По мере приближения юношеского возраста мнения друзей приобретают ре­шающее значение и становятся для ребенка гораздо важнее, чем взгляды родите­лей. Подростки придерживаются высокого мнения друг о друге. Дэвид Майерс (David Myers, 1980) провел исследование, которое показало, что большинство старшеклассников имеет высокую самооценку. Однако, по данным некоторых пос­ледних исследований (см. Приложение 9.1), степень удовлетворенности человека самим собой имеет явную зависимость от его половой принадлежности.

Приложение 9.1. ПСИХОЛОГИЯ СЕГОДНЯ

РЕЗУЛЬТАТЫ НОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ:

ВЗРОСЛЕЯ, ДЕВОЧКИ ТЕРЯЮТ УВАЖЕНИЕ К СЕБЕ

В подростковом возрасте у девочек, по сравнению с их ровесниками мужско­го пола, сильнее снижается самооценка и уровень ожиданий, касающихся их бу­дущего, более значительно падает уве­ренность в себе и своих способностях.

Подтверждая результаты предыду­щих не столь широкомасштабных иссле­довании, обследование 3000 детей пока­зало, что в девятилетнем возрасте боль­шинство девочек уверены в себе и отно­сятся к себе положительно. Однако к мо­менту окончания школы такой уровень самооценки сохраняется менее чем у од­ной трети девушек.

Исследование, проведенное Амери­канской ассоциацией женщин — препо­давателей университетов (American Association of University Women), выявило, что мальчики-подростки также имеют невы­сокое мнение о собственной значимости, но в значительно меньшей степени, чем девочки. Например, 67% мальчиков из начальной школы на вопрос о том, на­сколько часто они бывают «довольны со­бой», отвечали: «Всегда». В старших классах лишь 46 % респондентов придер­живались такого же мнения о себе. Что же касается девочек, то у них аналогич­ные показатели упали с 60% до 29% со­ответственно.

Д-р Кэрол Джиллигэн (Carol Gilligan), профессор педагогики в Гарварде и пио­нер в области исследования развития де­вочек, сказала, что результаты заставля­ют задуматься над более сложным воп­росом: что же происходит с самооцен­кой девочек в столь юные годы?

«В этой работе поднимаются самые разнообразные вопросы, касающиеся влияния культурной среды и роли школь­ного образования — как фактора, спо­собствующего снижению самооценки девочек, и как потенциальной возможно­сти вмешаться в этот нежелательный про­цесс», — добавила она.

Источник: Daley, S. (1991, January 9). Girls' self-esteem is lost on way to adolescence, new study finds. The New York Times, B-1, B-6.

Идеальное «Я»: представления человека о том, каким бы он хотел быть.

Каждый человек создает для себя образ идеального «Я», то есть романтиче­скую мечту о том, каким он хотел бы стать. Как правило, идеальное «Я» обладает качествами, которые имеют ценность в глазах родителей, сверстников, учителей и людей, пользующихся авторитетом. Ваше идеальное «Я» может изме­няться в зависимости от окружения. На вечеринке вам хочется казать­ся привлекательным «покорителем сердец», но на собрании вы надее­тесь, что люди увидят в вас компетентного руководителя. Во время интервью при приеме на работу вам хочется поразить потенциального работодателя своим трудолюбием и знаниями, но на старых друзей вам, вероятно, хочется произвести впечатление человека чуткого и естественного. Некоторым лю­дям лучше других удается изменять свой образ. Если ваши реальные качества соот­ветствуют вашему идеалу или приближаются к нему, то у вас будет высокая само­оценка.

Рис. 9.2. Можете ли вы назвать два признака низкой самооценки, которые присутствуют в поведении м-ра Саггса?

Исследования Ливануэя и Уайли (Levanway, 1955; Wylie, 1957) позволили за­ключить, что люди с положительными «Я»-концепциями склонны терпимее отно­ситься к окружающим. Им также легче смириться с собственными неудачами. К тому же у них неудачи происходят реже, поскольку они, как правило, работают эф­фективнее, чем люди с низкой самооценкой. Высокая самооценка обычно сочетает­ся с такими качествами, как самостоятельность и искренность. Люди с положитель­ными представлениями о себе склонны полагаться скорее на самих себя и потому охотнее принимают критику и советы.

Люди с низкой самооценкой, напротив, болезненно воспринимают критику и во всех неудачах винят себя. Поскольку им не хватает уверенности в себе, они легко поддаются давлению, и обычно ими можно манипулировать. Они падки на лесть и критикуют других, чтобы вырасти в собственных глазах. Большинство людей с низ­кой самооценкой предпочитают работать над простыми задачами, поскольку тогда они уверены в успехе. Дети с неблагоприятным мнением о себе, как правило, игра­ют с теми, кто младше их. Некоторые исследования показывают, что низкая само­оценка является фактором, способствующим возникновению склонности к мошен­ничеству, употреблению наркотиков и многим видам правонарушений.

Зависимости между самооценкой и классовой принадлежностью не выявлено. Лолита Стоун (Lolita Stone, 1992) не обнаружила существенных различий в само­оценке женщин афроамериканского происхождения, принадлежащих к рабочему и среднему классам. Однако она обнаружила тенденцию к более высокой самооценке у тех женщин из обоих классов, которые сильнее осознавали свою расовую принад­лежность.

Как можно повысить самооценку? Первыми важными шагами на этом пути яв­ляется принятие своего культурного наследия и расового происхождения. Важную роль играют поддержка, позитивная оценка и искренняя забота окружающих.

Розенбаум (Rosenbaum, 1980) предлагает руководителям для повышения са­мооценки своих подчиненных давать им индивидуальные задания, хвалить за выпол­ненную работу, учитывать мнения и чувства окружающих и спрашивать их совета по поводу решения возникающих проблем. Поскольку люди с высокой самооцен­кой, как правило, добиваются большего, повышение самооценки работников не только улучшает их представления о себе, но и является выгодным для фирм и их руководителей.

Упражнение 9.2

Укажите, какие из перечисленных ниже качеств предполагают высокую само­оценку (позитивная «Я»-концепция), а какие — низкую самооценку (негативная «Я»-концепция).

а. Уверенность в себе ____________

б. Общительность ____________

в. Наличие больших различий между образом

идеального «Я» и реальным поведением ____________

г. Высокая критичность по отношению

к окружающим ________

д. Самостоятельность ____________

е. Возможность манипулировать данным человеком ____________

ж. Искренность ____________

з. Склонность надеяться в основном на себя ____________

и. Склонность выбирать работу полегче ___________

к. Любовь к лести ____________

л. Готовность принять критику ____________

Проверьте себя по разделу «Ответы», помещенному в конце главы.

«Я»-концепция и личность

Даже людям с положительной «Я»-концепцией не всегда удается управлять собой. Но, хотя и довольно трудно найти критерии для приспособляемости, люди с положительной «Я»-концепцией, как правило, адаптируются лучше, чем люди с от­рицательной «Я»-концепцией. Под адаптацией психологи чаще всего понимают по­ведение и поступки, соответствующие данной культуре и конкретной ситуации, пе­ред лицом которой оказался человек.

Способы и стили регуляции зависят от культурной среды и конкретной обста­новки. Индивидуальные методы адаптации, применяемые данным человеком, явля­ются частью его личности. Несмотря на то что существует множество определений личности, в большинстве из них подчеркивается аспект адаптации к окружающим условиям. Личность представляет собой совокупность всех аспектов поведения человека, включая мысли, чувства и мотивы, которые не имеют внешних проявлений. Некоторые формы поведения и чувства повторяются часто, в то время как другие — только изредка.

Сталкиваясь с новыми требованиями жизни и факторами стресса, вы должны с ними справляться. И в этом постоянном и неизбежном процессе внесения поправок ваша «Я»-концепция и личность постоянно меняются. В следующем разделе этой главы мы рассмотрим некоторые методы, которыми люди пользуются для адаптации и защиты своих «Я»-концепций.

Контрольные вопросы

Пользуясь следующими вопросами, проверьте, насколько хорошо вы усвоили материал данного раздела главы. Найдите и отметьте единственный правильный ответ на каждый вопрос.

1. О ком из перечисленных ниже персонажей можно сказать, что он стремится к внешней адаптации?

а. Мужчина, у которого сформировалась негативная «Я»-концепция.

б. Мальчик, который недоволен своей внешностью.

в. Девочка, которая удовлетворена своими школьными отметками.

г. Женщина, которая ищет для себя новую работу.

2. Какова взаимосвязь между «Я»-концепцией и самооценкой?

а. У человека с позитивной «Я»-концепцией бывает высокая самооценка.

б. У человека с негативной «Я»-концепцией бывает высокая самооценка.

в. У человека с позитивной «Я»-концепцией очень редко бывает высокая са­мооценка.

г. У человека с негативной «Я»-концепцией очень редко бывает низкая с

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...