Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

§ 2. Церковная ситуация на Украине




Особенностью послереволюционных лет стало обособление от России ряда территорий бывшей империи. В конце 1917 г. заявила о своей независимости Финляндия, подчинить которую коммунисты так и не смогли. Спешили отделиться от «Страны советов» прибалтийские и закавказские регионы. Подобные настроения присутствовали и на Украине.

Украинская Центральная рада во главе с М. Н. Грушевским в ноябре 1917г. заявила об автономии Украинской народной республики, а в январе 1918 г. – о ее независимости. Министром исповеданий Рада назначила Миколу Бессонова.

До 1917 г. министр был епископом, но предпочел снять сан и вступить в брак. Стали нарастать настроения в пользу независимости Украинской Церкви от Московского патриарха.

 Была организована и Всеукраинская церковная рада, которую местное государственное руководство требовало поминать на службах вместо патриарха Тихона. Интриги против митрополита Киевского Владимира (Богоявленского) провоцировал глава церковной рады архиепископ Алексий (Дородницын). Его сторону заняла и часть монахов Киево-Печерской лавры.

Митрополит Владимир пытался противостоять беззаконию. Жаркие споры развернулись на Киевском Соборе, который открылся в январе 1918 г. На Собор были командированы митрополиты Платон (Рождественский), Антоний (Храповицкий) и архиепископ Евлогий (Георгиевский). Автокефалия Украинской Церкви была отвергнута большинством голосов.

Ввиду наступления на Киев Красной армии Собор закрылся, так и не приняв никакого решения.

По мере приближения красных украинское руководство эвакуировалось, и за порядком в Киеве уже никто не следил. Группы вооруженных людей, придерживавшихся революционных взглядов, постепенно брали контроль над городом. От их рук 7 февраля 1918 г. принял смерть митрополит Владимир.

Красные находились в Киеве недолго. Результатом Брестского мира стала оккупация Украины германскими войсками. 29 апреля 1918 г. при поддержке оккупантов гетманом Украины был провозглашен П. П. Скоропадский. Состоялись и выборы нового киевского митрополита.

 Большинство приходов проголосовало за противника церковной независимости Украины – митрополита Антония (Храповицкого). Несмотря на то что местное государственное руководство склонялось к автокефалии, митрополит Антоний не допустил такого развития событий, 9 июля 1918 г. Всеукраинский Собор объявил только об автономии Украинской Церкви.

Германское влияние на Украине длилось всего несколько месяцев – союзники разгромили Германию без участия России.

Уход оккупационных войск означал и окончание власти гетмана Скоропадского. В декабре 1918 г. Киев был взят войсками «Украинской директории» В. К. Винниченко и С. В. Петлюры. «Директория» провозгласила Украинскую Церковь независимой, а наиболее активные сторонники единства с Российской Церковью, митрополит Киевский Антоний и архиепископ Волынский Евлогий, были арестованы и переданы польским властям. Несколько месяцев иерархи провели под арестом в униатском монастыре.

 Тем временем в Киеве был организован самочинный Синод во главе с епископом Агапитом (Вишневским). Поминовение патриарха Тихона и митрополита Антония было запрещено. Однако вскоре ситуация вновь изменилась – петлюровцы были изгнаны из Киева, а епископ Агапит принес покаяние в раскольничьей деятельности.

В течение нескольких месяцев 1919 г. Украина находилась под контролем Вооруженных сил Юга России под командованием генерала А. И. Деникина. В этот период Церковью на Украине управлял митрополит Антоний (Храповицкий).

Осенью 1919 г. Красная армия заняла Киев, а в начале 1920 г. контролировала уже большую часть Украины. В 1920 г. во время оккупации Киева польскими войсками была создана новая Всеукраинская церковная рада, провозгласившая автокефалию. Однако и эта авантюра успехом не увенчалась.

В 1921 г. патриарх Тихон назначил экзархом Украины митрополита Гродненского Михаила (Ермакова), выступавшего против независимости Украинской Церкви. Автокефалисты пытались привлечь митрополита на свою сторону, но безуспешно. Не удалось самочинникам получить архиереев и от Грузинской Церкви.

Отчаявшись привлечь на свою сторону кого-либо из иерархов, автокефалисты во главе с профессором В. М. Чеховским пошли на беспрецедентное в церковной истории деяние – поставление «архиерея» без участия епископов. Чеховской утверждал, что главу Александрийской Церкви в древности рукополагали пресвитеры, помимо прочего возлагая на него десницу Иоанна Крестителя.

 Хотя эти аргументы были крайне несерьезны (александрийские пресвитеры лишь выбирали архиепископа, а не рукополагали его, возложение десницы Предтечи было лишь благочестивой традицией), националистические предрассудки автокефалистов перевесили и здравый смысл, и православное учение о Церкви.

В качестве ставленника был избран священник Василий Липковский. 23 октября 1921 г. в киевском Софийском соборе группа иереев во главе с Нестором Шараевским, а также диаконы и миряне возложили на Липковского руки. За неимением десницы Иоанна Предтечи кощунственный акт был дополнен возложением на авантюриста десницы священномученика Макария Киевского († 1497).

 После всех этих действ Липковский был объявлен архиереем. Он совершил «хиротонию» над Шараевским, затем последовали другие «рукоположения». Так на Украине появилась новая иерархия, не имевшая апостольского преемства и вошедшая в историю как самосвятская.

Новому течению, не только раскольничьему, но и еретическому, удалось привлечь на свою сторону около 1, 5 тыс. приходов.

 Православная Церковь, подвергавшаяся репрессиям, а в 1922 г. получившая от советской администрации новый удар в виде обновленческого раскола, должным образом бороться с самосвятами не могла. И все же достойное сочинение, не оставляющее от липковщины камня на камне, появилось уже в 1922 г. Это был труд «Александрия и Египет» епископа Лоллия (Юрьевского).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...