Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

§ 3. Церковная жизнь на территориях, занятых белыми армиями




Гражданская война разделила Россию линиями фронтов и нарушила связи ряда епархий с патриархом Тихоном. Задачей православных пастырей было духовное руководство русской армией, а также окормление местного населения.

Свою основную задачу белая армия видела в освобождении России от большевиков, в обеспечении народу права свободного выбора будущего политического устройства, что не исключало впоследствии и восстановления монархии.

Наибольшего успеха белая армия достигла летом – осенью 1919 г., когда надежды на победу были особенно велики – войска адмирала А. В. Колчака к лету 1919 г. контролировали Сибирь, Урал и дошли до Волги. Осенью того же года развила успех Добровольческая армия генерала А. И. Деникина, контролировавшая южные губернии и подходившая к Туле.

Невозможность общения с патриархом привела к тому, что на этих территориях стали во множестве накапливаться нерешенные проблемы. Выходом стала организация на территориях, подконтрольных белой армии, независимых церковных управлений.

В ноябре 1918 г. в Томске был созван Собор в составе 13 архиереев, а также 26 членов Поместного Собора из духовенства и мирян. Председательствовал на Соборе архиепископ Симбирский Вениамин (Муратовский), почетным председателем был митрополит Казанский Иаков (Пятницкий). Собор организовал Временное Высшее церковное управление (ВЦУ), председателем которого стал архиепископ Сильвестр (Ольшевский).

Но намного большую роль в истории Церкви сыграло другое ВЦУ, организованное на юге России в мае 1919 г. Именно тогда в Ставрополе-Кавказском состоялся Юго-Восточный Русский Церковный Собор. В качестве примера для своей деятельности Предсоборная комиссия рассматривала Томский Собор.

В Ставропольском Соборе, проходившем с 19 по 24 мая, приняло участие 11 архиереев, 22 священника, 1 монах и 20 мирян. Председателем Собора был избран архиепископ Митрофан (Симашкевич), почетным председателем – архиепископ Агафодор (Преображенский).

 22 мая было принято решение о создании Временного Высшего церковного управления (ВЦУ), которому передавалась власть над всей территорией, подконтрольной Вооруженным силам Юга России.

Такое положение предусматривалось сохранять до установления нормальной связи с патриархом. Председателем ВЦУ стал архиепископ Митрофан (Симашкевич).

Свободное положение нового церковного органа позволяло ему решать вопросы, которые не могло взять на себя московское священноначалие, например, открытие новых епархий и викариатств.

На юге России продолжалось издание газеты «Церковные ведомости». Полномочия ВЦУ признал и наиболее авторитетный русский архипастырь – митрополит Киевский Антоний (Храповицкий), ставший его почетным председателем.

 Правда, принять участие в работе ВЦУ митрополиту не пришлось – до ноября 1919 г. он находился в Клеве, затем вместе с отступающими войсками уехал на Кубань, а в марте 1920 г. покинул Россию.

Русские иерархи, священники и монахи, уходившие на юг, по возможности старались спасать и церковные святыни. Епископ Курский Феофан (Гаврилов) увез с собой чудотворную Курскую-Коренную икону Божией Матери, а киевские пастыри вывезли частицу мощей преподобных отцов Киево-Печерской лавры, которые ныне находятся в Свято-Троицком монастыре в Джорданвилле (США).

После поражения Добровольческой армии и переезда за границу А. И. Деникина центр антибольшевистского сопротивления переместился в Крым. Добровольческую армию возглавил генерал П. Н. Врангель.

Понимая, что освободить страну от большевизма не сможет, генерал поставил своей целью сохранение независимости Крыма и создание здесь справедливого Русского государства, которое со временем привлечет симпатии народа всей России и приведет его к мысли о свержении коммунистического режима. Гарантом независимости Крыма Врангель считал Великобританию.

Стремясь к сохранению мира, руководство Добровольческой армии старалось не допускать политических дискуссий.

Духовенству предписывалось дистанцироваться от политической проповеди, во всяком случае, таковая разрешалась священникам лишь под свою личную ответственность и желательно вне храма.

Церковь поддерживала такую политику, старалась избегать политических споров, в том числе и монархических.

Тем более что вожди Белого движения отводили православию в освобожденном отечестве ключевую роль. Генерал Деникин писал, что «возрождение России не может совершиться без благословения Божия и что в деле этом Православной Церкви принадлежит первенствующее положение, подобающее ей в полном соответствии с исконными заветами истории».

П. Н. Врангель считал, что необходимо проводить русскую политику, а партийные вопросы решать после освобождения России. Добровольческая армия была переименована в Русскую армию, а любая политическая проповедь в Крыму в 1920 г. была запрещена.

Единственной структурой, которая подвергалась осуждению со стороны ВЦУ, были коммунисты, которых считали не партией, а группой бунтовщиков, захвативших власть и уничтожавших русский народ. «Борьба Церкви с большевиками – не игра в политику, а борьба за Бога, за веру, за правду, за то святое вечное, чем жил и без чего не может жить человек», – излагала идею Белого движения газета «Церковные ведомости».

Перемещение церковного органа с Кубани в Крым неизбежно должно было привести и к смене главы церковного управления. После переезда в Симферополь ВЦУ возглавил архиепископ Димитрий (Абашидзе).

В сентябре 1920 г. Врангель пригласил в Крым митрополита Антония (Храповицкого). Проживавший в то время на Афоне архипастырь после недолгого раздумья решил принять приглашение. В Крыму митрополит Антоний вновь занял место почетного председателя ВЦУ, однако большую часть времени проводил в Херсонесском монастыре.

Невозможность для патриарха Тихона решать многие вопросы побудила ВЦУ Юга России взять их на себя. В августе 1920 г. ВЦУ направило архиепископа Волынского Евлогия (Георгиевского) на Всемирный съезд представителей христианских общин и церквей по борьбе с безбожием, а также совершило ряд назначений на зарубежные кафедры и приходы. Архиепископ Евлогий (Георгиевский) был назначен управляющим заграничными русскими приходами, а архиепископ Анастасий (Грибановский) – представителем ВЦУ при Вселенской патриархии.

Высшее церковное управление вело переговоры с Константинополем по ряду вопросов общецерковного характера. Среди таких вопросов следует назвать проблему польской автокефалии, которую в тот момент удалось предотвратить благодаря действиям ВЦУ. Также этот орган выступил и против грузинской автокефалии. Обсуждались и другие вопросы, – например, проблемы духовной миссии в Китае, миссионерства среди униатов, перемещения заграничного духовенства и др.

Патриарх Тихон считал ВЦУ законным органом и в период действия его на Северном Кавказе, и в период его пребывания в Крыму, хотя в тот момент оно состояло в основном из архиереев, оставивших свои кафедры.

Святитель Тихон впоследствии признал все решения ВЦУ юга России, в том числе архиерейские хиротонии и назначения иерархов. Так, по решению ВЦУ были рукоположены епископ Мариупольский Андрей (Мурин) и епископ Лубенский Серафим (Соболев), переведен на Екатеринославскую кафедру епископ Гермоген (Максимов), воссоединен с Православной Церковью епископ Сергий (Лавров), уклонявшийся в англиканство и др.

Проблемой для духовенства была борьба с религиозным равнодушием и даже безверием, которые для Белого движения не были редкостью. Случались несправедливости и даже грабежи местного населения.

 К сожалению, представители светской и церковной власти нередко закрывали глаза на духовные проблемы. Глава духовенства Добровольческой армии протопресвитер Георгий Шавельский вспоминал, как на параде 7 апреля 1920 г. неудачно вразумлял воинов:

«–От имени пророка говорю вам: если не покаетесь и не исправитесь, все погибнете (Ис.   1,   18–20), – так начал я свою речь.

Дальше я говорил о том, что воины должны уяснить себе: почему это их встречали с благословениями, а провожали их, при отступлении, с проклятиями; что святое дело нельзя делать грязными руками и т. д. Врангель нервничал во время моей речи. Видно было, что не по сердцу пришлась она ему. После меня выступил Вениамин [Федченков].

–Протопресвитер сказал, что вы погибнете, – начал он свою речь. – А я, епископ, говорю вам: нет, не погибнете!

И затем, обратившись к Врангелю:

–Я говорю тебе: ты – Петр (камень), и на сем камне Я создам Церковь Мою, и т. д. (Мф. 16,   18: 20).

Во время речи Вениамина просиял Врангель».

23 октября 1920 г. ВЦУ на юго-востоке России вынесло решение, что «все русские Церкви за границей Высшее Церковное Управление считает в своем подчинении до установления связи с Св[ятейшим] Патриархом Московским».

В ноябре в Крым вошли большевики и Русская армия Врангеля покинула полуостров. Вместе с ней ушли в эмиграцию и почти все члены ВЦУ. Из архиереев в Крыму остался лишь архиепископ Димитрий (Абашидзе).

Постепенно Белое движение угасало. Красная армия, занимая новые территории, часто не щадила духовенство, заподозренное в связях с антибольшевистскими силами.

В вину пастырям могли поставить не только антикоммунистическую проповедь, но и молебен, и панихиду. Так, вскоре после взятия Омска погиб архиепископ Сильвестр (Ольшевский) (память 26 февраля). Многие погибали без суда. Священномученик иерей Зиновий Сутормин находился в гостях у сына в с. Шемонаиха (Северный Казахстан), когда в село ворвались красноармейцы.

Несмотря на то, что пастырь не имел отношения к местной церковной и общественной жизни, он был схвачен. Священномученик погиб 23 января 1920 г. – красноармейцы отрубили ему голову. Вместе со священником были убиты его сын с женой и их пятилетний ребенок.

 В 1921 г. в Западной Сибири вспыхнуло восстание, вызванное зверствами красных продотрядов. Восстание было подавлено, 17 февраля 1921 г. каратели вошли в Петропавловск. Священномученик Мефодий (Красноперов), епископ Петропавловский, в тот момент находился на площади перед храмом. Архипастырь был заколот штыками, и, уже мертвому, ему вонзили крест в одну из ран (память 17 февраля).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...