Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Социальный капитал — это достояние многих, не принадлежит никому отдельно.




Социальный капитал — это достояние многих, не принадлежит никому отдельно. Обществоведы выделяют две основные формы существования социального капитала: 1) взаимные обязательства; 2) возможность получения информации друг от друга45.

Его субстанция — отношения между людьми. По своей структуре это — совокупность сетевых контактов46. Именно в таком смысле он принадлежит многим, а не одному. И тем отличается от так называемого человеческого капитала, т.е. совокупности внутренних ресурсов, накопленных индивидом в процессе социализации и последующей жизнедеятельности. Однако требуется дальнейшее изучение того, как капитал связей обращается в современном обществе, в том числе в массовых анонимных контактах через СМИ.

Возможно, неотчуждаемость человеческого капитала не абсолютна. Если признается, что обмен информацией, ее получение за счет других входит в «объем» социального капитала47, СМИ могут рассматриваться как каналы обмена таким капиталом, приращения каждым личного информационного багажа за счет анонимных и неанонимных «других». Социальный капитал в виде взаимообмена действует и в процессе потребления массовой информации: это, например, коллективная подписка на дорогостоящие издания, обмен прочитанными их номерами, пересылка вырезок друг другу. В конце концов, известное явление двухступенчатого распространения информации, т.е. участия

час «общество и СМИ практически не рассматривают друг друга в качестве обоюдонеобходимого и обоюдополезного ресурса»62. В рыночных условиях существует противоречие между частнособственническими интересами производителей информации и общественным характером распространяемого ими контента. Через механизм рейтинга дилемма разрешается СМИ в конечном итоге в интересах проиводителей.

Общественные СМИ, повторимся, не могут быть панацеей. Для этого общество должно иметь источники финансирования и возможность нанимать медиаменеджеров, способных действовать во имя его блага.

Капиталы финансовые и властные сильнее социального. Последний, такова его природа, для СМИ кажется неосязаемым, необязательным. Однако высокий рейтинг, который хотят иметь все медиапроизводители и вещатели, как раз есть то, чем они прежде всего способны участвовать в обмене капиталами. Общество делится своими ресурсами времени и внимания с институтами СМИ, наделяет рейтингами их каналы. А те обменивают рейтинговые показатели на капитал иного вида. Но если СМИ будут безразличны к обществу, то оно будет платить им тем же, и уже платит, тем более что в целом альтернатив для траты времени и внимания становится больше. Не сразу, не обязательно обвалом, как в начале 1990-х годов, но все же СМИ будут терять аудиторию, а значит, и свой капитал, в том числе вполне материализующийся (от внимания аудитории — к рекламным доходам).

___________________________________________ Современное обществоведение видит множество социальных связей как социальное пространство, разделенное на крупные сферы и более мелкие поля. Журналистика — одно из таких полей. В каждом есть свои, специфические капиталы, неравно распределенные между агентами полей, т.е. теми, кто в них участвует. Капиталы имеют свойство конвертироваться в другие виды. Так же, как и капитал экономический, символические виды способны к концентрации, монополизации. Журналистика создает и распространяет бесценный в современном обществе вид ресурса — информацию. Но кроме этого, у нее есть возможность создавать особый вид символического капитала — известность. Практика, исследования показывают, что этот капитал весьма ценен и обладает большой способностью к обмену, конвертации в другие виды. Как и прочие капиталы, известность весьма неравномерно распределена в обществе, концентрируется скорее у тех субъектов, которые уже обладают весомыми капиталами иного рода — экономическим и власт- ным. Наиболее обделенными оказываются рядовые граждане. У них есть совокупный, не существующий в персональном владении, так называемый социальный капитал. Множество людей могли бы приводить его в действие, если бы журналисты им в этом помогали. В свою очередь, для приобретения независимости и финансового благополучия журналистика в этом социальном капитале нуждается и может успешно конвертировать его. _____________________________________________

Вопросы к главе 3

1. Какие виды капитала Вы можете назвать?

2. В чем особенности капитала известности?

3. Как накапливается и конвертируется капитал известности?

4. Что такое социальный капитал?

5. Какие виды капитала способны увеличивать и конвертировать СМИ?

6. В чем особенности информации как капитала и человеческого ресурса?

7. Как СМИ увеличивают неравенство в распределении капиталов?

Примечание

1 См.: Коулман Дж. Капитал социальный и человеческий // Общественные науки и современность. 2001. № 3; Радаев В. В. Понятие капитала. Формы капиталов и их конвертация // Там же. 2003.№ 2; Шихирев П. Н. Природа социального капитала: Социально-психологический подход // Там же.

2 См.: Бурдье П. Социальное пространство: поля и практики. СПб., 2005.

3 Бурдье П. Социология политики. М., 1993. С. 40

4 Бурдье П. О телевидении и журналистике. М., 2002. С. 10.

5 Бурдье П. Социология политики. С. 40.

6 Бурдье П. О телевидении и журналистике. С. 91.

7 Бурдье П. Социология политики. С. 57.

8 Бурдье П. Начала. М., 1994. С. 204.

9 Коммерсантъ. 2004. 30 декабря. С. 16.

10 ELLE. 2003. Май. С. 115.

11 Недаром «Коммерсантъ» неизменно сообщает о предстоящих на начавшейся неделе «тусовках» с обозначением VIP-приглашенных.

12 Шампань П. Делать мнение. М., 1997. С. 53.

13 Бурдье П. Начала. С. 188

14 Бурдье П. Социология политики. С. 211-212.

15 Рашкофф Д. Медиа вирус! Как поп-культура тайно воздействует на наше сознание. М., 2003. С. 8.

16 Тихонова Н. Е. Особенности национального самосознания и возможности модернизации России // Пути России: Двадцать лет перемен. М., 2005; Она же. Социальный капитал как фактор неравенства // Общественные науки и современность. 2004. № 4.

17 См.: Бурдье П. О телевидении и журналистике. С. 94.

18 Там же. С. 99.

19 См.: Смелзер Н. Социология. М, 1994. С. 283-286.

20 Гранин Л. Е. Люди известности — новый социальный слой? // Социологические исследования. 2004. № 12.

21 Бурдье П. Социальное пространство: Поля и практики. С. 179.

22 Бурдье П. О телевидении и журналистике. С. 130.

23 См.: Nordenstreng К. The Structural Context of Media Ethics. How media Are Regulated in Democratic Society // Media Ethics. Belgium, 2000. P.73.

24 Шматко Н. Блеск и нищета масс-медиа. Предисловие к кн.: Бурдье П. О телевидении и журналистике. С. 11.

25 Бурдье П. О телевидении и журналистике. С. 64.

26 Дзялошинский И. Нужен ли россиянам прямой доступ к информации // Право знать. М.: Комиссия по свободе доступа к информации. Вып. 1.1 (1997).

27 Маклюэн. М. Понимание медиа. М.; Жуковский, 2003. С. 301.

28 Бурдье П. О телевидении и журналистике. С. 26.

29 Там же. С. 25.

30 Lazarsfeld P., Merton R. Mass Communication, Public Tastes and Social Acts Organizations // Mass Communications / Ed. by W. Shramm. Urbana, 1960.

31 См.: Коммерсантъ. 2005. 30 декабря. С. 5.

32 Тумаркин А. Ильич из Арктики // Московский комсомолец. 2004. 5 июля. С. 10.

33 Аргументы и факты. 1994. № 24. С. 4.

34 Семенов В. «Альфа» vs «Коммерсантъ» // Среда. 2004. № 10. С. 5.

35 См.: Симон Г. Указ. раб. С. 193.

36 Журналист и журналистика российской провинции. М., 1994. С. 24.

37 Колесников А. Кто готовил послание Владимира Путина // Коммерсантъ. 2005. 26 апреля. С. 2.

38 См.: Дубин Б. В. К вопросу о выборе пути: Элиты, массы, институты в России и Восточной Европе // Вестник общественного мнения. № 6 (74). 2004. С. 29.

39 Там же.

40 Бурдье П. О телевидении и журналистике. С. 93.

41 См.: Nordenstreng К. The Structural Context of Media Ethics. Belgium, 2000. P.73.

42 Массовая информация в советском промышленном городе. М., 1980. С. 154.

43 См.: Реснянская Л. Л., Фомичева И. Д. Газета для всей России. Гл. 3, § 5. С. 152-155.

44 Исследование проведено в 1999 г. магистранткой факультета журналис тики МГУ Бай Вэй.

45 См.: Коулман Дж. Капитал социальный и человеческий. С. 128-129.

46 См.: Социальный капитал как научная категория «Круглый стол» // Общественные науки и современность. 2004. № 4.

47 Там же.

48 Кин Дж. Средства массовой информации и демократия. М., 1993. С. 135.

49 См.: Луман Я. Медиа коммуникации. М., 2005. Гл. 9-12.

50 См. работы Г. Г. Дилигенского, Б. Г. Капустина, И. М. Клямкина, Ю. А. Левады.

51 Яковлев Е. Пока мы кричали о гласности, некоторые сколачивали капитал // Новая газета. 2005. № 29. С. 16.

52 См.: Радаев В. В. Неформальная экономика и внеконтрактные отношения в российском бизнесе. Подходы к исследованиям неформальной экономики // Неформальная экономика. Россия и мир. М., 1999.

53 Штейнберг И. Психология неэквивалентных обменов в сетях социальной поддержки городских и сельских семей // Вестник общественного мнения. 2004. № 6 (74). С. 53.

54 См.: Массовая информация в советском промышленном городе. С. 379, 382.

55 Шампань П. Делать мнение. С. 177.

56 Спаркс К. Теория СМИ после падения коммунизма в Европе // Средства массовой информации и современное общество. СПб., 2000. С. 56.

57 Кин Дж. Демократия и журналистика. С. 11.

58 Спаркс. К Указ. раб. С. 56.

59 Лившиц А. Развод на бабки // Московский комсомолец. 2005.8 июня. С. 4.

60 Nordenstreng К. The Citizen Moves from the Audience to the Arena. P. 16-17.

61 Цит. по: Куда идет Россия? М., 1997. С. 280.

62 Климов И. А. Телевидение: Модальности существования // Социологические исследования. 2005. № 10. С. 93.


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...